Кто завоевал Крым.

На модерации Отложенный

19 февраля исполнилось 60 лет со дня выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».

Давно задался вопросом кто же в действительности участвовал в завоевании Крыма.

Итак, о результатах моих «изысканий» о составе и применении войск, завоевывавших Крым в 1771 году.

  1. 1.                  Об участии Малороссийских казачьих войск имеются упоминания:

- Борисоглебский (впоследствии Житомирский) драгунский полк;

- Сумской (черкасский) полк (об экзониме «черкасы» рекомендую почитать отдельно, легко прогуглив);

- Черный гусарсикй полк;

- Желтый гусарский полк;

- Изюмский (бывший Венгерский) полк;

- Донецкий (Екатеринославский) пикенерный полк;

- Луганский пикенерный полк;

- Молдавский полк

- Бахмутский гусарский полк.

Девять полков. С избытком укладывается в требования плана главы русского военного ведомства графа Захара Чернышева – 6000 человек.

  1. 2.      О Донских казацких войск упоминания о восьми полках:

- полк под командованием Пятницкого;

- полк Иловайского (вероятно 8-й донской казачийполк);

- полк Кутейникова;

- три полка под командованием Ивана, Евдокима и Дмитрия Грековых;

- полк Лощилина;

- полк Платова.

Восемь полков. С избытком укладывается в требования плана Чернышева – 5000 человек.

  1. 3.                  Русские имперские войска. Упоминаются – Московский легион, Брянский полк, Псковский полк, Ростовский карабинерский полк. Больше не нашел, но и не упирался в поисках по теме участия русских регулярных войск. Можно не сомневаться, что 11 полков (33 батальона) согласно плану были на местах до единого человека. Отсюда общее «некруглое» число войск в плане - 51583 человек.
  2. 4.                  Упоминаний о Запорожском войске, участвовавшем в походе, как ни старался больше не нашел, кроме:

- Лубенский полк;

- Черниговский полк;

            - 500 человек «охочих казаков» при полковнике Орельской паланки А.Ф. Колпаке.

Максимально 2500 человек запорожцев. Вместе с тем, планом Чернышева предусматривалось участие 6000 человек запорожского войска.

            14 июня 1771 г., начав наступление (штурм Перекопской линии) вышеуказанные войска под общим командованием князя Долгорукова в течение 2-3 недель заняли все стратегические пункты Крыма. Войск хана и турецких войск на Крымском полуострове больше не было, но борьба России за Крым продолжалась. Крымское ханство продолжало существовать, хан заключил с Россией «вечный мир», на полуострове шла гражданская война. Турецкие войска неоднократно пытаются высадить десант. Основные усилия в удержании Крыма приложила русская эскадра А.Н.Сенявина. Только в 1783 году Крым окончательно становится русским.

            Войска, участвовавшие в крымском походе 1771 г.

были неоднородными. Московские полки были сформированы из великорусских губерний, построены, экипированы и обучены по типу европейских регулярных войск того времени, имели строгую иерархию и жесткую дисциплину.

            Казацкие части войска Донского имели отличия от регулярных царских войск, как особого сословия, но при подготовке и выполнении боевой задачи требования предъявлялись как к регулярным войскам.

            Малороссийские кавалерийские полки были, по сути, «более великорусскими», чем даже донские казаки, которые «отличались» разного рода бунтами. Не случайно из состава Черного и Желтого гусарских полков, отличившихся в Крымском походе, известных своей личной преданностью императорской власти, уже в 1772 г. был сформирован эскадрон лейб-гвардии при дворце императрицы. Малороссийские части формировались из выходцев из Балканских стран (сербов, болгар, венгров и др.) православного исповедания, бежавших из-под турецкого ига, расселенных на правому берегу Донца и левому берегу Лугани (Славяно-Сербия, Новая Сербия).  Привлекалось в эти части и коренное население. Эти новые силы, добросовестно, добровольно и усердно обеспечивали политику колонизации возвращенных в состав Российской империи земель при полной поддержке коренного населения. Они, по сути, противостояли Запорожскому войску единственной силе, не контролируемой властью Москвы и противостоящей ей.

     Войско Запорожской Сечи на момент крымского похода проявило военную несостоятельность. Запорожцы не умели вести регулярных войн с европейски обученными войсками. Известно было неумение казаков осаждать города. Вообще, там, где нельзя было взять неприятеля врасплох лихим налетом или обманом, там казаки долго не трудились; тяготы и жертвы войны были не в их вкусе. Во всех армиях в составе которых им приходилось участвовать - в польской, русской, турецкой, крымской, шведской. Везде они фигурировали в качестве легкого вспомогательного войска.

Вчерашняя разбойная вольница, сделавшись королевским войском, призванным оберегать окраины Речи Посполитой, возгорелась мечтой о некоем почетном месте в панской республике; зародилась та идеология, которая сыграла потом столь важную роль в истории Малороссии. С этой идеологией, запорожским устройством, не вписывающимся в государственное устройство, не могла смириться набирающая силу и разрастающаяся Российская империя. Начавшиеся столкновения запорожцев с новороссийским генерал-губернатором Г.А. Потемкиным подтолкнули его к мысли, что это гнездо своеволия, постоянно пополняемое беспокойным и неуправляемым товариществом, как себя называли запорожцы, надо ликвидировать. Каким-то образом узнав об этом, Антон Головатый обратился к Потемкину с просьбой сохранить Сечь путем её реорганизации по типу Войска Донского. Однако Потемкину до того надоело разбирать жалобы и споры казаков с соседями, что он ответил в сердцах: "Не можно вам оставаться; вы крепко расшалелись".

Весьма вероятно, что тот факт, что запорожцы, выделили для участия в крымском походе не 6000 человек, как предусматривал план Чернышева, а 2-2.5 тыс., был одним из тех многочисленных и не терпимых фактов своеволия. Ведь расформирование Запорожской Сечи последовало менее чем через год после Крымского похода. 6 июня 1775 года генерал-поручик П.А. Текели (серб) командующий войсками Новороссийской губернии, получив указ о ликвидации Сечи, выехал навстречу корпусу Прозоровского, чтобы принять у него большую часть полков, входящих в состав корпуса – того самого крымского.

Разделив полки на пять деташаментов (отдельных отрядов), генерал Текели направил их особыми маршрутами к Сечи с задачей занять окружающие её селения и местечки. Всю операцию генерал провел ловко, хитро и главное бескровно. Запорожцы покорились, кто не захотел переселился в Турцию. Потом вернулись, были поселены на Кубани и стали основой кубанского казачества. Но это уже другая история.