Звездные войны Страны Советов
На модерации
Отложенный
Рукописи не горят, а легенды не умирают. Тридцать с лишним лет назад на экраны тогда еще Советского Союза вышла трилогия режиссера Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звездам». Фильмы держали в напряжении подростков всего Советского Союза. Это было похоже на массовое помешательство. Никогда, со времен полета Гагарина, космос не казался таким близким, а контакт с инопланетянами столь реальным. В последнем фильме трилогии рассказывалось о том, как подростки Советского Союза отправились путешествовать на космическом корабле «Пушкин» к далеким мирам. Картина стала звездой на долгие годы.
Нийя с планеты Десса
Напомним, что действие фильма происходит в XXIII веке. Патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает в глубинах Вселенной космический корабль неизвестной землянам конструкции. На его борту найдена случайно оставшаяся в живых девушка по имени Нийя, которая оказывается андроидом со сверхчеловеческими способностями. Позднее становится известным, что она с планеты Десса, которой грозит экологическая катастрофа. Земляне вместе с Нийей стараются спасти планету, в этом им противостоит карлик-фабрикант Туранчокс, сделавший свой капитал на торговле противогазами…
Ваша грандиозность коллега Пруль
Начиная работу над первым фильмом трилогии, Ричард Викторов просмотрел множество отечественных и зарубежных фантастических фильмов и был потрясен тем, что нигде не обнаружил и тени юмора. Герой фантастического фильма путешествовал, воевал, исследовал, но никогда не смеялся. В противовес традициям того времени во всех фантастических фильмах Ричарда Викторова присутствовал юмор, но, если в космической дилогии «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной» юмор прошел цензуру более или менее легко, то в «Терниях» чиновники восприняли юмор очень тяжело. Особенно сложно оказалось отстоять персонаж профессора Пруля с планеты Океан. Во времена строительства развитого социализма требование разумного осьминога называть себя не иначе как «Ваша грандиозность» выглядело вызывающе. Слишком сильна была аналогия с Брежневым и в манере поведения и даже во внешности. Чтобы не дразнить гусей, режиссер заменил обращение «Ваша грандиозность» на более мягкое «коллега Пруль».
Привлекательный андроид
Работая над образом инопланетянки, Ричард Викторов хотел создать существо противоречивое. На роль Нийи была приглашена не актриса, а манекенщица Лена Метелкина (что было весьма новаторски тогда). На первых пробах Лену снимали совершено лысой. Пробы вызвали бурю. Чиновники, курировавшие фильм, в один голос потребовали отрастить волосы на голове Нийи, мотивируя свое требование тем, что положительная героиня не может быть лысой. Специально для них был придуман крошечный белый парик, который надевался на всех клонов.
Проблема мини-шевелюры стала не единственной при создании образа Нийи. В фильм не вошел и эпизод, в котором Лена Метелкина должна была предстать перед зрителями обнаженной.
Режиссер хотел показать, что женщина-андроид – это искусственный человек. Искусственный человек без пупка. Была придумана сцена, в которой Нийя идет в воду и зритель видит, что у андроида нет пупка. Чиновники из Госкино, увидев эту сцену, сказали режиссеру: «Ты что, с ума сошел? Как это у бабы пупка нет? Это не женственно совсем». Стало ясно, что «пупок надо отрезать».
На грани
Все фантастические фильмы Ричарда Викторова отличались необыкновенной правдоподобностью. Практически каждая деталь рассчитывалась с привлечением ведущих ученых того времени, занятых исследованиями космоса и разработками космических технологий. Так, свое отражение в фильмах нашли множество сверхсекретных проектов советских ученых: будь то техническое приспособление для стыковки двух космических кораблей разных цивилизаций или одежда инопланетянина, прибывшего с официальным визитом на Землю. Удивительно, но многие вещи, придуманные для фильма, сегодня смотрятся современно и не режут глаз.
НЛО для режиссера
Научные консультанты, работавшие на картинах Ричарда Викторова, сразу предупредили его, что привычная сигарообразная форма межпланетных кораблей обречена. Основываясь на секретных разработках советских ученых, Ричард Викторов посадил русских исследователей XXIII века на космический корабль в форме летающей тарелки. Это было непривычно и смело: до Викторова на летающих тарелках в кинематографе летали только инопланетяне. Кстати, институт, консультировавший тогда Викторова, вскоре действительно построил действующий образец летающей тарелки.
И все же режим социалистической экономии средств убил массу невероятных находок, разработанных Викторовым. Так, из «Терний…» исчез флайер (аппарат для околоземных передвижений, спустивший Нийю и профессора Лебедева с орбитальной станции на Землю). Исчезла часть фильма с карантинным пребыванием Нийи на орбитальной станции. Робот Бармалей из технологичной железяки превратился в надувного пупса из-за неспособности бутафоров выполнить заказ в точном соответствии с чертежами.
Сверхсекретная амуниция
И все же для технического уровня, на котором был не только российский, но и мировой кинематограф в то время, фильм был поистине передовым. Даже специалисты не догадались, как снималась невесомость. Оказывается, для этого были использованы сверхсекретные костюмы для аквалангистов, которые не выпускают наружу отработанный воздух…
Однако наиболее эффектным стал момент исследования разрушенного инопланетного корабля с лабораторией по клонированию. Эпизод снимали в декорациях, установленных на дне бассейна. Такой ход позволил добиться весьма реалистичной картины невесомости. Никто сейчас уже и не вспоминает об опасности, которой подвергали свою жизнь все те, кто участвовал в съемках.
Специально для этого эпизода в лаборатории НИКФИ были заказаны осветительные приборы для работы под водой. Предполагалось, что гидроизоляция ламп будет на высоте, однако, к ужасу группы, приборы начинали рваться практически сразу после попадания на них воды. Эпизоды в фильмах ужасов, где героев поджаривают в ванной путем закидывания в воду электрических проводов, кажутся детскими игрушками по сравнению с тем, что испытывали актеры и операторы, погружавшиеся в воду, заполненную десятком ламп высокой мощности, которые рвались с периодичностью в 30 секунд.
Сделано в СССР
Экологическую катастрофу на планете Десса снимали в СССР. На первый взгляд снять пейзаж далекой планеты Десса, умирающей от экологической катастрофы, было непросто. Однако, как оказалось, в СССР того времени была масса мест, которые поражали воображение своими предсмертными пейзажами. Так что особенно тратиться на организацию съемок не пришлось: экологическую катастрофу снимали на границе Таджикистана и Узбекистана, под городом Асмара. Декораций почти не строили. Вместо них использовали заброшенный завод. Полностью с нуля отстроили только вход в институт Глана. Пещеры Дессы снимали в катакомбах Китай-города. Впоследствии Игорь Можейко (Кир Булычев) и Ричард Викторов хотели поместить в заключительных титрах фильма фразу: «Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР». Надо ли специально говорить, что этот титр вырезали в Госкино первым.
Социальный прокат
Как уже было сказано, в восьмидесятых годах пресс советской киноиндустрии исправно выдавливал из отечественных фильмов целые пласты образов, подгоняя картины под стандарты социалистического кино. Сюжет картины почему-то вызвал возмущение «наверху»: в истории любви инопланетянки и землянина там увидели идеи осуждения вторжения советских войск в Афганистан. Купюры были настолько гигантскими, что режиссеру с трудом удалось сохранить целостность картины. Эпизоды, вырезанные цензурой, были чуть ли не самыми яркими в фильме. Уничтожить их режиссер не смог, он оставил их «дожидаться лучших времен» в стенном шкафу своей московской квартиры. Съемки картины были закончены в 1979 году… Режиссер Ричард Викторов и автор сценария Кир Булычев вскоре получили Государственную премию, а фильм больше десятилетия не сходил с киноэкранов Советского Союза. Прокат фильма позволил собрать столько средств, что они позволили покрыть почти все социальные расходы СССР в течение года!
«Женщина-гуманоид»
В американском прокате премьера фильма прошла практически одновременно с Россией (отлично сработал Фильмэкспорт). В Америке картина вышла под названием «Женщина-гуманоид» и собрала немало зрителей. Так что рецензии на «Тернии…» еще и сейчас периодически появляются в специальной прессе. Правда, они становятся все более и более удивительными. Вот пример: «История про украинского (?) астронавта, нашедшего в космосе женщину-гуманоида. Начинает свою земную жизнь женщина-гуманоид с того, что рвет фотографии Горбачева (?) (возможно, это надо рассматривать как антикоммунистическую идею)». Вот такая рецензия…
Напомним, фильм снят 30 лет назад, когда Горбачева хорошо знали только мама с папой да любимая жена. И даже если предположить наличие в «Терниях…» эпизода с коммунистическими фотографиями, то становится совсем уж непонятным, что делали портреты Горбачева в XXIII веке.
«Ответ Лукасу»
Вот так 30 лет назад фантастическая дилогия режиссера Викторова произвела грандиозный бум и у нас, и за рубежом. Некоторые поговаривают, что фильмы Викторова стали «нашим ответом их «Звездным войнам». Врут. Лукас выпустил свой шедевр в 1976-м, а трилогия начала выходить на экраны в 1973-74 годах. А как снято, а? И сегодня смотрится, как живое, ничуть не производит впечатления устаревшего фильма. А ребята-актеры играют в сто раз лучше всяких гаррипоттеров. Настоящий фантастический шедевр – жаль, сейчас его мало показывают и многие школьники фильма даже не видели. А ведь он стоит того, чтобы им заболеть.
Комментарии
«Если бы не было этого или если бы это было, тогда возможно было бы так».
В любом случае должен быть «счастливый конец»
Например.
• Н.Хрущев погибает во время войны.
• ГКЧП осталось у власти и продолжало работу.
• Горбачев и Ельцин сидят в тюрьме
• Лужков создал передвижную установку для разгона облаков
• Русские первые на Луне
Комментарий удален модератором
пэтри-от!
А фильм "Через тернии к звездам", действительно, замечательное кино. Кстати, сцену сдавления героии контейнером в грузовом отсеке корабля оператор снимал с плеча, что в те времена было подвигом - стэдикамов не было, а взять на плечо тяжеленную камеру и, еще, при этом, снимать - это, своего рода, подвиг.