«Звездные войны» и «Терминатор» родились в СССР
На модерации
Отложенный
Все самые яркие спецэффекты для голливудских блокбастеров придумал скромный советский режиссер Павел Клушанцев Но «Оскары» и слава достались его ученикам и последователя – Кубрику, Лукасу и Кэмерону.
Тайна утонувшего робота «Терминатор-2: судный день» (1991): Финал второй части легендарного «Терминатора», где робот с лицом Арнольда Шварценеггера медленно и печально погружается в расплавленный металл, помнят, наверное, все. Сцена получилась мощной, некоторые даже всплакнули: мол, молодец Джеймс Кэмерон, хороший фильм снял голливудский режиссер.
И мало кто вспомнил, что старый советский фильм Павла Клушанцева «Планета бурь», вышедший на экраны еще в «лохматом» 1961 году, заканчивается точно такой же сценой! С той разницей, что там робот гибнет в кипящей лаве.
«Планета бурь» (1961): Случайное совпадение? Едва ли, если учесть, что помощник Кэмерона Роберт Скотак много лет общался с Клушанцевым и получил ключ ко всем его секретам. Об этом рассказала дочь режиссера Жанна Клушанцева.
– Еще в начале 1980-х отец получил письмо от американского мастера спецэффектов Роберта Скотака с просьбой объяснить, каким образом сняты те или иные вещи. Папа тогда страшно обрадовался, потому что к тому времени он уже не работал в кино и про него совершенно забыли. А тут вдруг письмо из Америки! Он составил подробнейшее описание и чертежи всех своих приспособлений, сделал больше 100 фотографий – несколько дней печатал их в ванной. И отослал все в Голливуд Роберту Скотаку.
Клушанцев с дочерью Жанной: А в начале 1990-х американец Скотак лично приехал в Петербург и пришел к отцу домой. Папа был уже почти слепой. Но они посидели, поговорили. Скотак сказал отцу, что у них в Голливуде много денег, но не хватает выдумщиков – «таких, как вы».
И тут Скотак не ошибся: снятый после переписки с Клушанцевым «Терминатор-2» получил в 1992 году сразу четыре «Оскара», и одну из статуэток – за визуальные спецэффекты! Привет с «Титаника» Роберт Скотак до сих пор благодарен своему советскому коллеге.
– Когда я получил от Клушанцева эти разработки, это было как будто мне подарили миллионы долларов! Я показывал фотографии своим коллегам, и никто не верил, что это работа советского мастера спецэффектов, – поделился американец в одном из своих интервью.
«Титаник» (1997): А вот тут хочется сказать: «Стоп, снято!», потому что после «Терминатора» Роберт Скотак работал на съемках «Титаника» все с тем же Джеймсом Кэмероном. И там пригодились наработки Клушанцева, пионера подводных съемок в СССР.
– Снятая Клушанцевым «Планета бурь» всегда поражала меня, – продолжал Скотак. – Прекрасная подводная сцена родилась в павильоне. Чтобы передать движение под водой, актеры висели на тросах, а еще Клушанцев блестяще придумал поставить аквариум с рыбками между актерами и камерой.
На съемках «Планеты бурь»: Темная сторона Кубрика
«2001 год: космическая одиссея» (1968): Ни «Титаника», ни «Терминатора» Клушанцев так и не увидел, хотя оба блокбастера вышли при его жизни. Талантливый советский новатор, на много лет обогнавший Голливуд, Павел Клушанцев скончался в 1999 году в возрасте 89 лет.
– Папа очень спокойно относился к использованию другими людьми его достижений, – говорит дочь режиссера Жанна Клушанцева. – Снятая им «Планета бурь» дважды вышла в США перемонтированной, с какими-то полуголыми русалками и именами других режиссеров в титрах. А он, когда узнал, только посмеялся. Да, американцы непорядочно поступили, им нужно было – они использовали. Да и бог с ними.
Но одно дело – безвестные режиссеры с русалками, а совсем другое – мэтр космического жанра Стэнли Кубрик. Казалось бы, он неподражаем, но и в его знаменитом фильме «2001. Космическая Одиссея» можно найти заимствования из старой советской ленты Клушанцева «Дорога к звездам».
Кубрик использовал те же приемы, чтобы создать эффект невесомости, подвешивая актеров к потолку на тросах, да и орбитальная станция подозрительно напоминает клушанцевскую. Однако Кубрик, чья «Одиссея», вышедшая в 1968 году, стала классикой мирового кино, так и не признался, что внимательно смотрел «Дорогу к звездам», снятую за десять лет до этого, в 1957-м.
На съемках «Планеты бурь»: Признание Джорджа Лукаса
«Звездные войны: новая надежда» (1977): – Отец никогда не получал благодарности от Кубрика, – говорит дочь режиссера Жанна Клушанцева. – К счастью, другой голливудский режиссер, Джордж Лукас, никогда не скрывал, что папины фильмы оказали на него очень большое влияние.
Много революционных технологий съемки применил Клушанцев в научно-популярном фильме «Дорога к звездам». В частности, сцены сближения и стыковки космических кораблей. Только в советском варианте это были мирные сцены, а у Лукаса – космическая битва.
«Дорога к звездам» (1957): – В «Звездных войнах» все сцены, в которых герои оказываются в открытом космосе, сделаны по образцам Клушанцева, во многом это его разработки для советского фильма «Дорога к звездам», – говорит петербургский киновед Дмитрий Буныгин. – Очевидно, что Лукас и его специалисты по комбинированным съемкам внимательнейшим образом смотрели фильмы Клушанцева, и не один раз!
Фон для кадров в открытом космосе и Клушанцев, и Лукас заказывали художникам. Все пейзажи были нарисованы вручную, причем с точным соблюдением расположения звезд и светил. Сейчас это делают на компьютере за 5–7 минут. А тогда была настоящая кинореволюция.
Эскизы к фильму «Планета бурь»: Еще одна уникальная находка Клушанцева – увеличение объектов. Он строил небольшие макеты ракет, всего лишь в рост человека. Делал статичные съемки космических кораблей. Отдельно снимал актеров в перспективе. И совмещал эти кадры. Получалось очень достоверно.
Примечательно, что режиссер Лукас тоже строил небольшие объекты. А вместо астероидов и вовсе использовал картошку.
«Дорога к звездам» (1957): Есть легенда, что в перестроечные годы Джордж Лукас приехал в Москву и среди прочего попросил организовать ему встречу с маэстро Павлом Клушанцевым.
На недоуменный вопрос российских чиновников: «А кто это такой?» – Лукас ответил: «Клушанцев – крестный отец моих « Звездных войн»! Без его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений я бы не смог даже подступиться к своему фильму!»
Лукасу тогда солгали, что Клушанцева не нашли. Советский гений и автор знаменитой эпопеи так и не встретились. Хотя весь Голливуд вслед за Лукасом вынужден был признать: первым уникальные по достоверности сцены в космосе снял не Лукас, а именно Клушанцев.
«Звездные войны: новая надежда» (1977): Младший брат «железного Джона»
«Звездные войны: новая надежда» (1977): Даже так полюбившийся всем человекообразный робот С-3РО («Си-Трипио»), помощник Люка Скайуокера, явно создан под влиянием «Планеты бурь». В нем легко угадываются черты «железного Джона», покорявшего Венеру вместе с советскими астронавтами.
«Планета бурь» (1961): Заимствован не только дизайн, но и образ, характер в целом. И у Клушанцева, и Лукаса робот – не какой-то вспомогательный прибор, а настоящий и очень верный друг. А про дизайн стоит сказать особо: конечно, роботы в фильмах были и до Клушанцева, но именно у него, а затем и у Лукаса они приобрели привычный для всех любителей фантастики антропоморфный образ, получили руки, ноги, вообще стали походить на людей. В этом плане Клушанцев и Лукас были пионерами.
На съемках обоих фильмов роботами управляли люди, сидевшие внутри. У Клушанцева это делал Борис Прудковский, чемпион СССР по вольной борьбе. Он не только носил тяжелые доспехи, но и поднимал над головой людей.
На съемках «Планеты бурь»: Британскому актеру Энтони Дэниелсу сделали более легкую амуницию. Но и он признавался, что чувствовал себя крайне неуютно.
Энтони Дэниелс (на фото справа): А еще в фильмах Клушанцева впервые появляется флиппер (машина, летающая на антигравитационной тяге). Впоследствии на таких летали все кому не лень. Лукас в премьерной серии своей киносаги тоже показал такую штуковину.
На съемках «Планеты бурь»: «Звездные войны: новая надежда» (1977): Украденные скафандры «Прометея»
«Прометей» (2012): В 2012 году о Павле Клушанцеве вспомнили опять – и вновь в связи с голливудской историей на грани плагиата. В ленте «Прометей» режиссера Ридли Скотта герои носят скафандры, как две капли воды похожие на костюмы покорителей Венеры из «Планеты бурь».
Внимательные зрители это «совпадение» сразу заметили. Впрочем, чему тут удивляться, если фильмы Клушанцева вдохновляли не только режиссеров, но и создателей самых настоящих скафандров. Об этом до сих пор вспоминают на студии «Леннаучфильм», где в советское время работал Клушанцев.
– Однажды к нам пришел космонавт Алексей Леонов, – вспоминает редактор студии «Леннаучфильм» Лариса Кухалева, не один год проработавшая бок о бок с талантливым режиссером. – И Леонов увидел куклу-дублера в скафандре, которую использовали в «Дороге к звездам», и говорит: «Ой, мой костюмчик!» А ему отвечают: «Нет, это наш костюмчик, его художники вместе с Клушанцевым придумали».
На самом деле Павел Владимирович дружил с конструктором Королевым, тот относился к нему с большим пиететом и все его картины видел. И когда делали скафандры для советских космонавтов, за основу взяли дизайн костюма из фильма. Получилось эргономично и удобно. Заметьте, «Дорога к звездам» была снята за восемь лет до того, как Леонов вышел в открытый космос!
«Планета бурь» (1961): Слезы советской космонавтики
«Планета бурь» (1961): Клушанцев и вправду опережал время. «Дорога к звездам» вышла точно к запуску первого советского спутника – в 1957 году. А «Планета бурь» – через два дня после полета Гагарина в космос – в апреле 1961 года!
Оба фильма имели огромный успех в СССР. К сожалению, работы Павла Владимировича начальство не всегда принимало с энтузиазмом. Министр культуры Фурцева чуть не запретила «Планету бурь», потому что «Советская космонавтка не может плакать». По сюжету девушка-радистка (актриса Кюнна Игнатова), решившая, что экспедиция погибла, не может сдержать слез.
Американская подделка (1968):
Впоследствии американцы перемонтировали «Планету бурь» и досняли в нее ряд новых сцен. Советскую космонавтку сыграла Фэйт Домберг. А кино выпустили под названием «Путешествие на доисторическую планету».
Кстати, изобретенную Клушанцевым для съемок этого кино чудо-призму, позволяющую накладывать изображения на кадры, отказались запатентовать. Звучит как ирония, но ответ был такой: «А в Америке это есть? Раз нет, значит, это никому не нужно!» Спустя год подобное устройство было запатентовано в Германии…
Камера, которой снимал Клушанцев: Уникальные экспонаты ушли в металлолом
Экспозиция музея «Леннаучфильма»: В какой-то момент идеи Клушанцева оказались настолько невостребованными, что режиссер навсегда покинул кинематограф, занявшись написанием детских книжек. С тех пор как гениальный советский изобретатель поделился своим бесценным опытом с Америкой, им больше никто не интересовался – ни на родине, ни за ее пределами, до самой его смерти в 1999-м. А в 2008 году по решению Международного астрономического союза именем Клушанцева была названа малая планета № 321046.
Сейчас о достижениях Клушанцева напоминает лишь скромная экспозиция в музее «Леннаучфильма». Но многие экспонаты уже утеряны.
– Громадный металлический костюм робота, который снимался в «Планете бурь», простоял у нас в студии до 1980-х годов. Сотрудники тушили об него окурки, – вспоминает редактор «Леннаучфильма» Лариса Кухалева. – А потом его сдали в металлолом. Никто и не подумал, что такие вещи надо хранить, а напрасно. Ведь не так уж много у нас режиссеров, перед достижениями которых склонил голову даже Голливуд. А Клушанцев был одним из них. Пусть и не все в Америке в этом признаются.
«Планета бурь» (1961):
Краткая биография режиссера
Павел Владимирович Клушанцев
Родился: 25 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье.
Образование: в 1930 году окончил операторский факультет Ленинградского кинотехникума.
Место работы: «Белгоскино», «Союзтехфильм», «Леннаучфильм».
Фильмы: «Семь барьеров» (1935), «Неустрашимые» (1937), «Полярное сияние» (1946), «Метеориты» (1947), «Вселенная» (1951), «Тайна вещества» (1956), «Дорога к звездам» (1957), «Планета бурь» (1962), «Луна» (1965), «Марс» (1968), «Вижу Землю!» (1970).
Достижения: оператор, режиссер, изобретатель, писатель. Первым совместил научно-популярное кино с научной фантастикой. Создал уникальные камеры для подводной съемки, для съемки с воздуха, «призму Клушанцева», объединил мультипликацию с живой натурой. Написал шесть книг для детей на космические темы.
Дата смерти: 27 апреля 1999 года.
Комментарии
как всегда "нет пророков в своем Отечестве". А за пост спасибо.