Как работает графологический метод. Графология – наука или искусство?
На модерации
Отложенный
(Полная версия статьи на www.inessa-goldberg.ru)
Иногда графологию называют проективным тестом. Это не совсем верно. Во-первых, графология, графоанализ – не тестирование, а название целого направления в практической психологии. Во-вторых, проективный принцип – действительно присутствует в анализе почерка, однако это только часть того, что он включает.
Графоанализ относится также е экспрессивным методикам, поскольку передает экспрессивные движения автора почерка, но самое главное – это психомоторная основа метода. Анализируются критерии, являющиеся результатом психомоторной деятельности, исследуются их причинно-следственные физио-психические связи. Особенно много об этом писал классик графологии, психиатр и нейролог Рудольф Пофаль.
Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы как науки, так и искусства.
Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования (см. библиографию на сайте автора статьи).
С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.
Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.
При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей и т.д., - качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков.
Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.
Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, необходима немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а имеет широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в "синдромы", степени выраженности и т.д.), то необходим синтезный подход.
"Чистая математика" ошибется, т.к. совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма.
Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина - тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который, как правило, имеет несколько различных значений.
Никакой, даже профессиональный материал – сам по себе не гарантирует его обладателю успешных анализов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, манипулировать имеемой информацией.
В связи с указанными особенностями, графологический анализ плохо поддается компъютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения.
В процессе графологического анализа учитывается:
- Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
- Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ.
- Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфия, дислексия и т.д.)
На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии! Это так и.... не так.
Дело в том, что у почерка есть "свои" пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Речь идет об условно женском или мужском начале в почерке и личности, и чаще всего они совпадают с фактическими, однако иногда они могут и не совпадать. Аналогично и с возрастом – субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст, при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.
Впервые опубликовано на www.inessa-goldberg.ru (там же - приведены основные, использующиеся в графологии подходы и параметры).
Комментарии
Фильм, правда, несколько затянут, но терпение с лихвой окупается тем, что можно понять насколько близко наука способна подойти к духовному восприятию реальности, и как она неспособна переступить тот барьер, который отделяет материальное от духовного.
А Шекспир был прав, говоря про наш мир, как про театр... только надо отметить, что это - кукольный театр, и люди в нем - не более, чем куклы, водимые Кукловодом... наука это показывает очень явно!
Голографическая Вселенная (часть 1)
http://www.youtube.com/watch?v=Dq_YTdSqqJE
Голографическая Вселенная (часть 2)
http://www.youtube.com/watch?v=8nWYu5t-Hvw