Пасхальный казус

На модерации Отложенный

В Пасху на столах всех православных христиан России можно обнаружить такой культурный феномен как кулич. Данный религиозный символ примечателен тем, что является не только культурным феноменом, но в определенном смысле культурным казусом именно в контексте христианства. Почему – о том речь пойдет ниже.

 
 

Праздник, именуемый Пасхой, многозначен сам по себе, причем значения его различны кардинально. Так, ветхозаветная Пасха не имеет к христианству никакого отношения – иудейский праздник Песах приурочен к исходу евреев из Египта. Еврейская Пасха празднует не Возрождение Христа, а Его Смерть в качестве жертвы ради «народа израилева». Её символ – жертвенный ягненок мужского пола (агнец), также называемый «пасхой» и ставший впоследствии одним из символов Христа. Но никоим образом не кулич. Этот символ невозможен в парадигме семитической культуры по определению. К слову, во многих православных автокефалиях Европы, более приближенных к семитическому христианству, кулича тоже не встретить – пасхальный стол там заполняют пресные лепешки (опресноки). 

Так откуда взялся этот символ у русских православных? А ниоткуда не взялся, поскольку уже был. И существовал он задолго до возникновения христианства и не только у славянских народов (правильнее сказать – праславянских). Этот фундаментальный древнейший символ связан, в том числе, с празднованием весеннего возрождения природы – циклической смены энергий в Мире. Русская православная Пасха, празднующая Воскресение Христа, кардинально отличается по сути своей от Пасхи семитической, празднующей Его убийство, и непосредственно соотносится с древнейшими культами.                

Праздник встречи Весны и Возрождения характерен практически для всех известных науке языческих (и не только) верований: 25 марта праздновался у египтян как день богини Исиды (у вавилонян – Иштар, у греков – Кибелы, у хананеев – Астарты) и ее возлюбленного Адониса (Аттиса). Факт дохристианской основы праздника не отрицается и православными церковниками. Один из наиболее объективных и авторитетных православных богословов Александр Мень пишет: «25 марта, в день весеннего равноденствия, во всех городах, где чтили Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни. Праздник нового расцвета земли выливался в бурное проявление радости. Устраивались карнавалы, на время отменялись законы и правила благопристойности». Во всех этих праздниках Весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца. Культ Исиды (Иштар, Кибелы, Астарты) получил повсеместное распространение в Средиземноморье и в Передней Азии к I веку по Р. Хр.

  
 

Кулич является ничем иным как Лингамом (символом Бога) – предметом, имеющим внешне привлекательную форму, обязательно возвышающимся над землей, т. е. задающим спонтанное направление молитвы и указывающим на верховную поддержку всего сущего во Вселенной (некий символ axis mundi). Первые лингамы имели место еще 18-20 тыс. лет до Р.Хр. Но наибольшее значение и наиболее глубокий смысл получил Лингам в ведической традиции, где он непосредственно связан с Богом Шивой. Связан настолько тесно, что часто так и называется – Шивалингам

В Яджур Веде о Шиве говорится следующее: «Он благой (на санскрите «Шива») и творец всего благого («Шанкара»).

Он Бог, пронизывающий всю вселенную, обитающий в огне, воде и во всех существах, в травах и деревьях, Верховный правитель всего».. Культ Шивы является древнейшим на земле и уходит корнями глубоко в доарийский период истории Индии. «Шиваизм был всегда» – констатирует Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Это уникальная религия, в которой Бог проявлен и непроявлен, двойствен и недвойствен, внутри нас и вне нас. Существует любопытное замечание, что первую пуджу Шиве ребенок неосознанно совершает, когда лепит «куличики» из песка с помощью воды (пуджа – омовение водой и посыпание символического изображения божества. 

Кроме общего значения «символ», термин «линга» имеет также другое, более глубокое значение. Он означает «лайя-стхана» – то, в чем растворяется и объединяется все сущее. В данном смысле слово «линга» передает трансцендентный характер Шивы и используется как его святое имя. Все сущее заключается в Линге, который представляет собой завершение и основную причину всего проявленного существования. В своем трансцендентном аспекте он предстает как Абсолютное Единство всего сущего, не имеет ни мужского, ни женского, ни среднего рода – подобные различия относительны и характерны лишь для проявленных существ.

  
 

Обладая трансцендентной природой Высшего Духа, он превосходит все различия. В своем динамическом аспекте, который вечен во времени, он проявляется как обладатель мужской и женской, отцовской и материнской природы. С феноменальной точки зрения его отцовские и материнские качества вечны и проявляются совместно. Отцовское начало означает аспект Высшего Духа как действующей причины, а материнское начало - аспект материальной причины разнообразия мира. Поскольку он выступает одновременно тем и другим, действующей и материальной причиной вселенского многообразия, он признается Отцом и Матерью Вселенной. 

Как Мать, он есть Шакти (Сила), а как Отец, – Шактиман (Обладатель Шакти). Он заключает два аспекта в одном, но по аналогии с взаимоотношениями отца и матери в проявленном мире он изображается как сочетание двух органов, а именно, Линги и Йони, которые выражают характерные черты отца и матери, участвующих в создании жизни. Линга означает Бога Отца, Высшего Духа, постоянно действующую причину мира, а Йони – Богиню Мать, непостижимую Силу Духа, самоизменяющуюся материальную причину.

Эти два аспекта метафизически вполне тождественны природе Шивы. Что же касается феноменального самопроявления Шивы, то оба аспекта представлены как отличные друг от друга, но не чуждые, а действительно вечно родственные друг другу. Так, Линга и Йони вместе представляют целостную природу Шивы, Абсолютного Духа. Линга представляется как единый неизменный самосветящийся и всеозаряющий Дух, а Йони – как его динамический аспект, Действующая Сила, инструмент его самопроявления. 

Линга – это Дух, а Йони – это Тело. Линга – чистое бытие, а Йони – его самовыражение. Линга – Единый Абсолют, Йони – его Сила Самораспространения. Линга проявляет себя в Йони и посредством Йони, а Йони существует в Линге, благодаря ему и для него. Без Линги не может существовать Йони, а без Йони не имеет выражения Линга. Великая Йони называется Шакти, а также Пракрити. Они оба находятся в одном, а одно – в двух.