История России без всяких прикрас. От Рюрика до тандема Глава 93 Кризис в Молдавии
На модерации
Отложенный
Полный текст главы 1-92 с изменениями смотрите на
http://maxpark.com/community/4572/content/1651409
Глава 93 Кризис в Молдавии.
Молдавский национализм с расширением гласности начинался почти невинно с дискуссии о расширении статуса молдавского языка.
Началось всё с марта 1988 года на съезде Союза писателей СССР в Москве, когда прозвучало крайне опасное предложение придать государственный статус языкам титульных наций всех республик Советского Союза. Часть молдавских писателей моментально воспользовались таким предложением. В четвёртом (апрельском) номере 1988 журнала «Нистру», выпускавшегося Союзом писателей МССР, была опубликована программа с требованиями признать идентичность молдавского и румынского языков и перевести молдавский язык на латинскую графику.
Нетрудно было понять уже тогда, что дискуссия о языке -первый шаг к сепаратизму. Нужно было пресечь всю эту дискуссию в зародыше. И центральная власть, и КГБ бездействуют.
В 1988 году возникли две оппозиционные группы: Демократическое движение в поддержку перестройки и музыкально-литературный клуб имени Алексея Матеевича.
В том же 1988 году открывается дискуссионный клуб по проблемам народа Гагаузии (национальное меньшинство в Молдавии тюркского происхождения) «Гагауз халкы».
В сентябре 1988 года было опубликовано «Письмо 66», в котором 66 молдавских литераторов требовали признания государственным языком только молдавского на основе латинской графики.
Сразу вслед за литераторами резко активизируются унионисты, которые под лозунгом «Один язык — один народ!» призывают присоединиться к Румынии.
Осенью 1988 прошёл ряд демонстраций, на которых звучали крайне радикальные лозунги: «Молдавия — для молдаван», «Чемодан — вокзал — Россия», «Русских — за Днестр, евреев — в Днестр».
В конце 1988 года активистами Демократического движения в поддержку перестройки и клуба Алексея Матеевича началось формирование Народного фронта Молдовы. Причем, в отличие от других союзных республик, поддержка перестройки практически и не рассматривается. Опять центральным властям до этого и дела нет.
16 февраля 1989 года от имени Союза писателей Молдавии был опубликован законопроект «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». За использование в официальном общении иного языка, кроме государственного, предусматривалась административная и уголовная ответственность.
30 марта 1989 года был опубликован альтернативный, более умеренный, но всё же достаточно радикальный и националистический законопроект «О государственном языке», подготовленный рабочей группой Верховного Совета МССР. Центральные власти СССР бездействуют.
В Приднестровье и Гагаузии оба эти законопроекта большинством населения были восприняты как дискриминационные.
20 мая 1989 года Народный фронт Молдовы был создан и получил легальный статус. Поддержка перестройки была только прикрытием для образования фронта. С первых же дней после образования Фронт переходит на позиции не просто выхода из СССР, но и присоединения к Румынии.
Центральные власти СССР совершенно не принимают никаких мер против сепаратистов. Сторонники единства с СССР вынуждены вести неравную борьбу в одиночку, в основном в Приднестровье и Гагаузии.
21 мая 1989 на основе дискуссионного клуба возникло общегагаузское общественное движение «Гагауз Халкы».
23 мая 1989 года Тираспольский городской совет обратился к Президиуму Верховного Совета МССР с призывом принять закон о функционировании в республике двух государственных языков — молдавского и русского.
23 июня 1989 Верховный Совет Молдавской ССР утвердил Заключение специальной комиссии по пакту Молотова-Риббентропа, в котором создание МССР было объявлено незаконным актом, а Бессарабия и Северная Буковина — оккупированными румынскими территориями.
Практически сразу же в Кишинёве организовываются многочисленные демонстрации под лозунгами самостоятельности Молдовы, аннулирования последствий германо-советского договора 1939 года, признания за молдавским языком на основе латинской графики статуса официального языка республики.
8 июля 1989 в противовес Народному фронту в Приднестровье возникло «Интердвижение», позже получившее название «Унитате-Единство».
31 июля 1989 на основании решения Верховного Совета МССР президиум Тираспольского городского совета провозгласил, что если Молдавская ССР была создана незаконно, то левобережье Днестра также было незаконно в неё включено, и президиум «не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед руководством ССР Молдовы».
11 августа 1989 года в Тирасполе был создан Объединённый совет трудовых коллективов (ОСТК), резко выступивший против законопроекта о госязыке.
16 августа по решению ОСТК была проведена предупредительная забастовка (более 30 тысяч). Руководство МССР, коммунистическое по своему составу не отреагировало на требования забастовщиков.
Это привело 21 августа, как в Приднестровье, так и в остальной Молдавии к масштабной политической забастовке. 29 августа, ОСТК был преобразован в республиканский забастовочный комитет.
В ответ на забастовку, Народный фронт организовал в Кишинёве 500 тысячный митинг, приехали со всей республики, названный Великим национальным собранием. Основной лозунг митинга - исключение русского языка из общественной жизни. Выход из СССР из тактических соображений пока на втором плане. Сепаратисты разработали план победы шаг за шагом.
Опираясь на поддержку столь масштабной демонстрации 31 августа 1989 года Верховный Совет МССР, состоящий в основном из депутатов-коммунистов, пошел на поводу у молдавских националистов и провозгласил молдавский официальным языком в «политической, экономической, социальной и культурной сферах», русский же язык — языком межнационального общения. Был принят закон о возврате молдавскому языку латинской графики.
После принятия закона о государственном языке к забастовке присоединилась масса предприятий.
Вместо того чтобы жестко разобраться с сепаратистами, прежде всего с молдавскими депутатами-коммунистами, Горбачёв попытался убедить руководителей забастовочного комитета приостановить забастовку, но это предложение было отклонено на митинге в Тирасполе. Забастовка была прекращена только 21 сентября, после пленума ЦК КПСС по межнациональным отношениям, когда стало ясно, что существенной помощи от центрального руководства не последует.
Действия Горбачева и советского руководства, точнее бездействие против молдавского сепаратизма, по сути являлись национальной изменой. Не то чтобы Михаил Сергеевич специально хотел развала СССР, как считают теперь некоторые, объявляющие его чуть ли ни завербованным американским агентом. Нет, конечно же. Просто стиль руководства у него был такой – как страус в песок прятать голову при наличии проблем, которые он не ожидал. В других республиках было то же самое. Даже если он и решался на жесткие меры, то быстро давал задний ход. Но в Молдавии было даже ещё хуже. Вместо борьбы с сепаратистами, генсек из-за боязни решительных мер ставил палки в колеса молдавским интернационалистам!!!
Последние вскоре поняли, что дело спасение утопающих дело рук самих утопающих. 3—4 ноября 1989 года состоялась вторая конференция ОСТК, где было высказано предложение о создании автономии в Приднестровье. После этого курс на автономию от молдавского националистического руководства в Приднестровье среди большинства населения является определяющим.
7 ноября 1989 Народный фронт Молдавии сорвал проведение военного парада в Кишиневе, а 10 ноября 1989 был предпринят штурм здания МВД республики, в ходе которого пострадали несколько сотрудника МВД и сторонников НФМ.
12 ноября 1989 года состоялся Чрезвычайный съезд представителей гагаузского народа и провозгласил Гагаузскую АССР в составе Молдавской ССР, но Президиум Верховного Совета Молдавской ССР отменил решение. Впрочем, гагаузы продолжают считать себя автономией и формируют свои автономные властные структуры.
С 3 декабря 1989 года по ноябрь 1990 года во всех городах и районах Приднестровья прошли местные референдумы по вопросу образования Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. За проголосовало подавляющее большинство.
25 февраля 1990 года были проведены первые свободные выборы в Верховный Совет Молдавской ССР. Большинство мест получили сторонники Народного фронта.
Сепаратисты наглеют не по дням, а по часам, пользуясь полно безнаказанностью.
В апреле 1990 года Председателем Верховного Совета при поддержке Народного фронта был избран секретарь ЦК КП Молдавии Мирча Снегур.
27 апреля 1990 года Верховный совет сменил государственную символику и ввел сине-жёлто-красный триколор в качестве государственного флага.
6 мая 1990 года вдоль всей реки Прут, разделяющей Молдавию и Румынию, состоялась акция «Мост цветов», в ходе которой жители Румынии пересекли советско-румынскую границу без предъявления каких-либо документов.
В мае 1990 года главой правительства Молдовы назначается представитель Народного фронта Мирча Друк. Министром внутренних дел — Ион Косташ.
17 мая в газете «Литература ши артэ» (ничего себе литературная газетка!!!) было опубликовано объявление о митинге Народного фронта под Бендерами. В Бендерах сразу же формируются отряды рабочей самообороны.
20 мая 1990 сторонники Народного фронта Молдовы разогнали митинг женщин-матерей и избили более 20 депутатов-интернационалистов.
В тот же день 20 мая 1990 года под Бендерами, в районе Варницы, состоялся митинг Народного фронта. В нём участвовали около 3 тысяч человек, привезённых из Кишинёва и сельских районов. После митинга автоколонна предприняла попытку прорваться в Бендеры. Эта автоколонна было остановлена после столкновения с одним из рабочих отрядов самообороны.
24 мая 1990 года приднестровские депутаты и некоторые молдавские депутаты-интернационалисты после сильнейшего давления и избиений прямо в зале заседаний отказываются участвовать в работе нового состава Верховного Совета МССР.
В июне 1990 года Мирча Снегур вышел из КПСС. Бывший главный молдавский коммунист становится сепаратистом, правда, более умеренным, чем радикалы из народного фронта. Снегур за выход из СССР, но против присоединения к Румынии.
5 июня 1990 года Верховный Совет МССР внес изменения в Конституцию. В соответствии с ними название республики - Молдавская Советская Социалистическая Республика было заменено на ССР Молдова.
23 июня 1990 года Молдова провозгласила суверенитет. В этот же день Верховный Совет ССРМ утвердил Заключение специальной комиссии по пакту Молотова-Риббентропа, в котором создание МССР было объявлено незаконным актом, а Бессарабия и Северная Буковина — оккупированными румынскими территориями.
В июне 1990 года в Парканах состоялся I Съезд депутатов Приднестровья всех уровней.
В июле 1990 года Народный фронт выступил с требованием о переименовании ССР Молдовы в Румынскую Республику Молдова. Это вызвало крайне негативную реакцию жителей Приднестровья и Гагаузии.
31 июля 1990 года президиум Тираспольского городского совета в ответ на действия Кишинёва провозгласил, что если МССР была создана незаконно, то левобережье Днестра также было незаконно в неё включено, поэтому президиум «не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед руководством ССР Молдовы».
19 августа 1990 года состоялся I Съезд народных депутатов степного юга Молдавской ССР, на котором была принята «Декларация о свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова», автономия преобразована в Республику Гагаузия в составе СССР. Молдавские власти это решение, естественно не признают.
2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде депутатов была образована Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.
Образование ПМССР вызвало негативную реакцию от правительства СССР. Конечно, это было нарушение законов Советского Союза. Но почему-то молчали, когда законы нарушались молдавскими сепаратистами. Впрочем, на реакцию центра приднестровцы не обратили особого внимания, поскольку Горбачевым и компанией кроме деклараций были сделаны чисто символические шаги.
3 сентября 1990 года Снегур становится по решению Верховного совета президентом ССР Молдова.
В октябре 1990 года на территории самопровозглашеной Гагаузии были объявлены выборы в Верховный совет Гагаузии. Премьер-министр Молдовы Мирча Друк 25 октября с целью сорвать выборы направил туда автобусы с волонтёрами и милицией.
В Гагаузии началась мобилизация. Из Приднестровья 26—27 октября прибыли рабочие дружины на нескольких десятках автобусов. Над Молдавией нависла угроза гражданской войны.
Кровопролитие было предотвращено вводом в зону конфликта частей Советской Армии. Хоть тут ума хватило принять меры вовремя!! Почему же иначе действовали в других национальных республиках Советского Союза? Возможно потому, что это была инициатива местного армейского командования.
После переговоров часть приднестровцев вернулась домой в обмен на отвод такого же количества молдавских волонтёров.
31 октября 1990 года состоялась организационная сессия Верховного Совета Гагаузской Республики. Председателем Верховного Совета был избран С. М. Топал. Гагаузия подтверждает независимость от Молдавии и желание остаться в СССР.
2 ноября 1990 года Президиумом Верховного Совета ССР Молдовы государственные герб и флаг были заменены новыми, основанными на государственных символах Румынии.
В этот же день жители Дубоссар заблокировали мост через Днестр после сообщения, что молдавские омоновцы собираются войти в город. Омоновцы попытались прорвать блокаду, сначала стреляли в воздух, потом применили дубинки и слезоточивый газ. На подмогу демонстрантам прибыли курсанты местной школы милиции. Омоновцы применили оружие. Погибли три человека и шестнадцать ранено. ОМОН через некоторое время отступил.
Утром того же дня вооруженной группой молдавских ополченцев в окрестностях Бендер были захвачены 9 бендерских дружинников. По бендерскому радио было передано сообщение «Просим всех мужчин выйти на площадь и помочь защитить город от национал-экстремистов. Молдавские ополченцы отступили.
В декабре 1990 года Горбачёв, как всегда со страшным опозданием, подписал указ, в котором призывал руководство Молдавии пересмотреть закон Молдавии о государственном языке. Призыв проигнорировали. Других мер со стороны генсека не последовало.
Две центральные молдавские газеты с 1991 года начали выходить с эпиграфом «Suntem români şi punctum!» «Мы румыны — и точка!»
17 марта 1991 года проводился Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, власти Молдавии воспрепятствовали проведению референдума на территории республики, голосование прошло только в воинских частях, на территории Приднестровья и Гагаузии. Из участников референдума подавляющее большинство за сохранение СССР.
23 мая 1991 года ССР Молдова была переименована в Республику Молдова.
16 июня 1991 года молдавские националисты в рамках массовой акции пересекли границу Румынии.
Президиум ОСТК Тирасполя, поддержал ГКЧП 19—21 августа 1991, надеясь на наведение порядка в Молдавии. Этим надеждам сбыться не удалось.
После провала путча в Кишинёве был проведён митинг, на котором звучали призывы к выходу Молдавии из Советского Союза.
22 августа отряды кишинёвского спецназа арестовали часть депутатов Верховного и местных советов Приднестровья.
23 августа была распущена Компартия Молдавии.
25 августа в ответ на действия молдаван, понимая, что ждать помощи от властей СССР не приходится, в Тирасполе принимается Декларация о независимости ПМССР.
27 августа 1991 провозглашена государственная независимость Республики Молдова. В работе Госсовета СССР, в который входят главы некоторых союзных республик и Горбачев, Молдова не участвует, новый союзный договор подписывать не собирается. А вот Приднестровье и Гагаузия собирается, но их руководителей в Госсовет не зовут. Не зовут ремпублики и в новую конфедерацию ССГ, которая так и не состоялась.
Горбачев пытается сыграть на внутренних противоречиях внутри Молдовы, чтобы сохранить ее в составе новой конфедерации, но уже слишком поздно.
29 августа 1991 в Киеве кишинёвскими спецслужбами был арестован председатель Верховного совета ПМССР Игорь Смирнов. Арестован был и лидер Гагаузии Степан Михайлович Топал.
1 сентября 1991 в центре Тирасполя проходит многотысячный женский митинг, на котором была принята резолюция с требованиями освободить арестованных приднестровских и гагаузских политиков и начать формирование народной гвардии. После митинга женщины блокировали железную дорогу, начав тем самым так называемую «рельсовую блокаду». В последующие дни блокада распространилась и на Бендеры.
2 сентября 1991 IV съезд депутатов Приднестровья всех уровней утвердил конституцию, флаг и герб ПМССР. В сентябре Верховный Совет Приднестровья принял решение о создании Республиканской гвардии. Началось переподчинение отделов внутренних дел Приднестровья.
25 сентября 1991 молдавская полиция вошла в Дубоссары, где применила оружие против мирных жителей, избиениям подверглись более 100 человек. В ответ на это один из лидеров Приднестровья Григорий Степанович Маракуца возглавил милицию и приступил к созданию гвардии и ополчения.
Под давлением общественности, в том числе и в самой Молдове 1 октября из Дубоссар был выведен молдавский ОПОН и освобождены Смирнов и другие приднестровские депутаты.
5 ноября 1991 решением Верховного Совета название ПМССР было сменено на новое — Приднестровская Молдавская Республика. 1 декабря состоялся референдум о независимости ПМР. В голосовании приняло участие 78 % избирателей, «за» проголосовали 97,7 %.
13 декабря 1991, молдавская полиция совершила третью попытку нападения на Дубоссары. В ходе перестрелки полиции и гвардии ПМР погибло четверо полицейских и трое гвардейцев Ранено 15 человек, около 20 гвардейцев пропали без вести. В ответ начались захваты заложниками полицейских в Приднестровье.
14 декабря стычки в Дубоссарах продолжились. Был убит лейтенант полиции. В Бендеры были направлены два автобуса с молдавскими полицейскими. В Приднестровье начали прибывать казаки и добровольцы из разных городов России. 14 и 15 декабря в Кишинёве прошли две встречи Снегура и Смирнова, в ходе которых были приняты решения о создании «согласительной комиссии», отводе вооружённых отрядов к местам постоянной дислокации, снятии дорожных заграждений и освобождении раненных и задержанных.
18 декабря 1991 Россия признала независимость Молдавии, Ельцин уже не считается с Горбачевым. 21 декабря её примеру последовала Украина. В тот же день Снегур подписал договор о вступлении Молдавии в СНГ.
С 26 декабря, с роспуском СССР Молдова полностью независима. Приднестровье и Гагаузия остаются непризнанными государствами.
Главу 94 Политическая жизнь на Украине времен перестройки
смотрите здесь
http://maxpark.com/community/politic/content/1677483
Римский полководец и сенатор Катон Старший, заканчивал все свои речи вне зависимости от их тематики в сенате фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен» (Ceterum censeo Carthaginem esse delendam).
Карфаген давно разрушен, но вот России требуется
1. Индустриализация, а не дутая модернизация
2. Конфедерация с республиками бывшего СССР, а не Таможенный союз
3 Справедливость, а не нынешнее беззаконие
4 А ещё очень желательно коалиционное правительство!!!
Читайте статью «Коалиция третьей силы» по ссылке
http://maxpark.com/community/4572/content/1427398
и вступайте в одноимённое сообщество!!
Комментарии
Поведение молдавских "ополченцев" было бандитско-фашистским, поэтому теперь ни о каком объединении
и речи идти не может. Прослеживается для удобства управления Брежневым присоединения Приднестровья,
а к Казахстану тоже части России. Нынешнему руководству нечего прятать голову в песок и выступать
решительно на защиту прав русских людей в искусственных присоединениях. Крым тоже нам близок.