О ГУМАНИЗМЕ,

На модерации Отложенный

 

 

Гуманизм-это то, что способно объединить людей, дать им возможность и путь к прогрессу. И вместе с тем он всегда делил мир.

Дело (мне кажется!) в том, что на Западе и Востоке- разные понятия. Именно здесь граница,водораздел, на который интуитивно обратил внимание Р.Киплинг.

Для гуманизма необходимо общее сознание. Но его нет на Востоке и Западе. Для Востока, где деспотия и тирания всегда были естественной формой управления людьми, вопрос гуманизма чаще всего проявляется в дилемме, в какой форме умертвить (убить) себе подобного. С помощью кола, удавки, ятагана или двух лошадей. Восток если продвинулся в этом вопросе, то путь этот все же не велик. Запад тоже прошел этот путь. Правда, формы убийства были несколько иные: всеочищающий огонь, виселица, гаррота, наконец, такое «гуманное изобретение», как гильотина (во Франции в одной из столпов европейского гуманизма гильотина была отменена только 1881г.). Впрочем, фарисейство (здесь нужно отдать справедливость Западу) на Западе было распространено не многим меньше, чем на Востоке.

«Святая» инквизиция в Испании, Португалии, Франции, Германии в средние века считала, что огонь (сожжение еретиков на костре) очищает человека от скверны. Англичане находили более «гуманные» способы умерщвления. Топор палача, «не мудрствуя лукаво» или более изощренный метод, когда человеку вставляли в задний проход рог и заливали туда определенную порцию свинца. (Благо свинец не нуждался в очень высокой температуре, чтобы предать ему жидкое состояние).

Теперь Запад говорит, что убийство- это не гуманно. Лучше держать человека как зверя в клетке всю жизнь, чтобы он сам просил, чтобы его убили, проявляя гуманизм.

Гуманизм,как и многое из того, что придумало человечество,чтобы держать себя в узде не является универсальным средством. Это такое же плохое средство как демократия. Мы ими вынуждены пользоваться, так как пока не знаем лучшего.

Но, как и демократия, гуманизм разделяет мир на Восток и Запад. Для поддержания демократии мы придумали напалм и кассетные бомбы (я уже не говорю об атомном оружии, которое все же скорее объединяет мир, чем разъединяет. Именно потому, что это орудие угрозы, а не применения).

Для поддержания гуманизма мы придумали Европарламент, который ничего кроме иронической улыбки вызвать не может. На Востоке мы даже улыбаться без слез не умеем. Там нет даже такой пародии на школу гуманизма как Европарламент.

И гуманизм, и демократия- это школа щадящей терапии, терапии внедряемой с помощью пищевых добавок, и только на Западе.

На Востоке привыкли к другим средствам. Попытка их учить ни к чему, кроме раскола мира привести не может. Восток должен созревать еще несколько веков, и я надеюсь, что он выработает для своего общества понятные ему пищевые добавки. У него (Востока) есть свое меню. Принудительное кормление даже такими щадящими препаратами как гуманизм и демократия есть преступление перед миром. И дай бог, чтобы за это не пришлось отвечать. Нужно помнить, что на Востоке человек цениться еще меньше, чем на Западе. Что же касается Африки, то там и по сию пору предпочитают в качестве закуски печень врага, а в качестве выпивки- его кровь (кто забыл- пусть пообщается с живыми «друзьями» и родственниками Ж.П.Бокассы). На Востоке должно быть выработано гуманистическое сознание общее для целых народов, а не для лучших представителей, к тому же живущих на Западе. Пока же восточное сознание изобрело живые бомбы, как орудие борьбы за свой образ жизни.

Еще одно обстоятельство, которое необходимо принимать во внимание. Если национальности на Западе становятся все больше атавизмом (Единая Европа) и представляются больше и чаще как разновидности культур, историй и общих форм бытия (и даже законов) в прошлом, то на Востоке национальности- это пока межродовые объединения и их распад не только не завершен (как на Западе), но находится в периоде расцвета. Они пока живут в эпохе национализма, разделения по национальному признаку. Они даже находят смысл в жесточайшем разделении и прпотивостоянии по внутриконфессиональным признакам ( шииты и сунниты единого ислама). То есть в том, что Европа прошла половину тысячелетия назад (когда не менее жестокое противостояние шло внутри христианства, между католиками и протестантами, между православными и католиками, между католиками и англиканцами).