Дипломатия по-литовски: покрывать провокации и видеть в соседях врага

На модерации Отложенный

«И в Литве пусть не сидят как мыши под веником.

Они нам должны ответить, почему предоставили

свою территорию для нарушения госграницы»

А.Лукашенко

 

Несмотря на «дела уже минувших дней», информационная истерия в СМИ по поводу незаконного нарушения Государственной границы Беларуси в воздушном пространстве и пролета над белорусской территорией шведского легкомоторного самолета начинает уже порядком надоедать.

Честно говоря, нас, людей, имевших отношение к военному делу, сильно не волнует, на какой уровень поднял или опустил взаимоотношения между республикой и монархией уже бывший посол в Беларуси Стефан Эрикссон. Порядком уже достали плаксивые воззвания как от организаторов «плюшевого десанта» и их пиарщиков от «демократической» белорусской прессы, так и «откровения» идеологов-пропагандистов типа Юрия Прокопова, Вадима Гигина и Алексея Михальченко о всемирном заговоре против «синеокой».

Безусловно, нас больше интересует будущее белорусской системы ПВО. Да, прошляпили, да последовали оргвыводы. Но из сложившейся ситуации нужно ведь как-то выходить. Это тема отдельного основательного разговора, и думается, выделение необходимых финансовых средств и внедрение как современных передовых, так и «лежащих на полках» белорусской военной науки технологий, сделают свое дело в интересах повышения безопасности государства.

Литовские «мыши под веником»

Вместе с тем, до сих пор остается непонятной позиция наших соседей, прежде всего, литовской стороны. Ведь их граница, получается, тоже нарушалась два раза. И это все на фоне многочисленных оценок об эффективности ПВО в рамках НАТО. Напомним, через несколько дней после инцидента пресс-атташе армии литовских вооруженных сил капитан Скомантас Повиленис заявил: «4-го июля литовская армия зафиксировала нарушение правил использования воздушного пространства Литвы. В этой связи проводится расследование, выясняются обстоятельства произошедшего. Сказать, связано ли нарушение правил с упоминавшимся в СМИ инцидентом, мы не можем».

Заметьте, в ситуации, когда информационное пространство раскалилось и «запахло жареным», первым не выдержало министерство обороны Литвы, а не МИД. Причем внешнеполитическое ведомство Аудрониса Ажубалиса продолжает выдерживать молчаливую пузу и сейчас, когда белорусские власти в соответствии с нормами международного права обратились к Швеции и Литве в оказании содействия в расследовании обстоятельств инцидента, квалифицируемого белорусскими (и не только) законами как уголовное преступление. Здесь стоит согласиться с начальником центра информации и общественных связей КГБ Беларуси Александром Антоновичем, заявившим, что «белорусская сторона исходит из того, что в результате несанкционированного полета шведских подданных были нарушены правила использования воздушного пространства не только Беларуси, но и Швеции, Литвы, блока НАТО».

В этой ситуации продолжают отрицать очевидное только литовские военные в лице их главного рупора антироссийской риторики министра охраны края (по-нашему министра обороны) Расы Юкнявичене. 9 августа глава литовского военного ведомства заявила, что воздушное пространство Литвы не было нарушено. «В Литве постоянно бывают небольшие частные самолеты, они находились на территории страны и в тот день, но никаких нарушений не было зафиксировано», – сказала министр в интервью литовской радиостанции Ziniu radijas.

Однако в Литве есть и те, кто добросовестно выполняет свои обязанности и не обременен обязательствами перед заокеанскими хозяевами. В частности, замдиректора Администрации гражданской авиации (АГА) Литвы Альвидас Шумскас сказал, что соответствующие показания радара госпредприятия Oro navigacija уже переданы Департаменту госбезопасности. В частности, идентифицировано, что самолет появился 4 июля в 5 часов утра в районе литовского аэродрома Поцюнай, держался направления белорусской границы, при этом то исчезал, то появлялся. С экранов радаров окончательно пропал в районе Шальчининкай примерно в 6 часов. В 7.34 он снова появился в том же самом районе и летел на аэродром Поцюнай. Также установлено, что 1 июля на аэродром Поцюнай прилетел самолет из Швеции и 4 июля улетел в Висбю (город на острове Готланд), то есть в тот день, когда, возможно, имел место этот полет в Беларусь.

А.Шумкас считает, что совокупность фактов позволяет предположить, что такой полет имел место и был он с аэродрома Поцюнай. Озвученные отрезки времени подтверждаются также информацией из «видео-сериалов» шведской компании «Studio Total».

Из этого следует очень неприятное резюме для «страны развитой демократии», какой себя позиционирует Литовская Республика: гражданские власти Литвы утратили контроль над силовыми структурами, нарушена система парламентского контроля над ее вооруженными силами, литовское министерство обороны дискредитировало страну и выставило ее в роли провокатора.

А может такая дипломатия – покрытия провокаций и создания поводов для натянутости отношений с соседями – уже давно крепко засела в головы военно-политического руководства Литвы? Последние события скорее подтверждают, чем опровергают данное умозаключение.

«Угроза с Востока»

Сначала предоставление своей территории для нарушения государственной границы соседнего государства, а следом – вообще шпионский скандал. «Во время проведения агентурной акции сотрудники КГБ задержали с поличным резидента военной разведки Литвы гражданина «Ф». Одновременно по факту передачи иностранной спецслужбе секретных сведений были задержаны лица, состоящие у него на агентурной связи», сообщил 12 июля белорусский КГБ.

Что уже тогда говорить о союзнице Беларуси – России. В отношении Москвы Вильнюс не устает говорить о ее имперских и милитаристских устремлениях, включая «наращивание войск и вооружений в Калининградской области и Западном военном округе». Знания, полученные Р.Юкнявичене в свое время в ходе обучения в США, все чаще и чаще выплескиваются в виде ее заявлений по данному поводу.

С момента назначения на пост главы литовского военного ведомства она активно пропагандирует тезис о наличии непосредственной «угрозы с Востока» и необходимости развертывания группировок НАТО в странах Балтии. По ее словам, «когда появится опасность, нужно быть готовыми к принятию помощи НАТО, чтобы партнеры могли разместить здесь свои силы».

В качестве главной угрозы независимости Литвы Р.Юкнявичене была отмечена «агрессивная политика России в отношении Литовского государства».

Стоит отметить и «большую неудовлетворенность» литовский министр обороны прошедшим совместным российско-белорусским оперативно-стратегическим учением «Запад-2009». «Сценарий этих учений был, мягко говоря, очень странным и сильно напоминал времена холодной войны. Будто бы НАТО – угроза, враги, которые нападают на Беларусь из Литвы», – отмечала министр.

Особенно не осталось незамеченным развертывание российских ЗРК С-400 в Калининградской области, когда Р.Юкнявичене заявила, что Россия, хочет снизить уровень военной безопасности в Прибалтике и установить воздушную границу между ними и другими странами НАТО.

Не Бронислав Коморовский, а Брониславас Коморовскис

С Россией все понятно – советская «оккупация» прочно укоренилась в мозгу отдельных литовских политических деятелей. Беларусь, в свою очередь, давно является препятствием в распространении западных «ценностей» на Востоке. Тогда, может, с другими соседями у Литвы дела обстоят лучше? Оказывается, в последнее время – не всегда.

Кризис в отношениях между Польшей и Литвой, называемый самым серьезным за последние 10 лет, продолжает набирать обороты. Теперь конфликт затронул вопросы военного сотрудничества между двумя странами. В преддверье саммита НАТО в Чикаго в Польше все сильнее стали звучать разговоры о желании перевести военную базу Альянса по контролю воздушного пространства стран Балтии из Литвы (Зокняй) в Эстонию (Эмари). Именно польским истребителям МиГ-29 сейчас доверено охранять прибалтийское небо.

О сути данного конфликта подробно написано в материале «Эстония вбивает клин в отношения между Польшей и Литвой» на нашем ресурсе. Кроме того, не исключается, что разногласия по военным вопросам между Польшей и Литвой явились следствием взаимных уколов в политической сфере. Фактически, возможным переносом авиабазы НАТО на территорию Эстонии, Варшава пытается оказать давление на Вильнюс по вопросу соблюдения прав польского национального меньшинства (несогласие с требованием писать польские фамилии на литовский манер). В свою очередь Литва тоже не остается в долгу: 17 апреля текущего года литовский президент Даля Грибаускайте отказалась принять участие в саммите Польши и стран Балтии в Варшаве, а уже в конце мая литовские ВВС проигнорировали авиационное учение НАТО «Baltic Region Training Event XII». Данные маневры проводятся объединенным воздушным командованием Альянса (Рамштейн) в воздушном пространстве Литвы, Латвии и Эстонии с 2008 года с целью повышения уровня боевой подготовки авиационных частей в интересах комплексной системы ПВО НАТО.

В случае же с «плюшевым десантом» своими действиями-бездействиями официальный Вильнюс фактически подставил Варшаву. И скажи потом в Брюсселе, что польские летчики добросовестно выполняют задачи миссии по охране воздушного пространства стран Балтии с авиабазы Зокняй!

Даже с Латвией у Литвы не все «на мази». В частности Рига поставила под вопрос самый главный литовский энергетический проект – строительство Висагинской АЭС. В частности, по словам латвийского премьер-министра Валдиса Домбровскиса, важным условием участия его страны в проекте литовской АЭС была и остается его экономическая выгода для Латвии. «Если же страна ее не увидит, то мы готовы сказать проекту «нет», – отметил политик. Кроме того, он заявил, что Литва не спешит отвечать на ряд поставленных латышской стороной вопросов о проекте. Также Вильнюс не спешит согласовывать с Латвией и Эстонией проект соглашения о концессии со стратегическим партнером строительства японской – компанией Hitachi, не включая в него важные для Риги вопросы и продвигая договор самостоятельно.

Спасибо, госпожа Грибаускайте, за теплые слова

На чем же и на ком основывается такая дипломатия по-литовски?

Безусловно, в литовской внешней политике сильно чувствуется рука Вашингтона. Это относится также и к деятельности министерства обороны Литвы. В частности, большинство экспертов склоняются к мысли США пытаются отстранить президента Литвы Дали Грибаускайте от прямого влияния на процессы, происходящие как в стране, так и в вооруженных силах. Для этого используется «авторитет» проамерикански настроенных представителей парламента страны и министра охраны края Р.Юкнявичене.

Ни для кого не является секретом, что нынешний глава литовского военного ведомства образование в области государственного управления и политики получила в странах Запада, в том числе в 2008 году в США. А ее работа в сейме Литвы начиная с середины 90-х годов была связана с вопросами взаимодействия с НАТО. Поэтому продвижение интересов США по установлению американского влияния в регионе для политика, наверное, стало «делом всей жизни». Особенно ярко это прослеживается, когда министр охраны края пытается оправдать расширение присутствия сил НАТО в странах Балтии как ответную меру на якобы наращивание Россией своих вооружений и численности войск в Западном военном округе и Калининградской области.

Стоит также отметить, что в начале марта в Литве внесены изменения в дисциплинарный устав вооруженных сил. В соответствии с принятым сеймом законом, изменен порядок наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих старшего и высшего офицерского состава. Так, министр охраны края получил право снижать в воинском звании полковников и генералов (адмиралов), а также увольнять их с военной службы. Примечательно, что данные меры воздействия теперь могут быть применены и в отношении главнокомандующего литовской армией, в настоящее время которым является генерал-лейтенант Арвидас Поцюс. Однако указанные привилегии для Р.Юкнявичене не родились на голом месте – их просто отняли у действующего президента Д.Грибаускайте.

В такой ситуации становится очевидным, что для ставленников Вашингтона, коим в первую очередь является нынешний литовский министр обороны, делом чести становится «подмять» литовского президента, которая не побоялась высказаться против применения экономических санкций в отношении Беларуси, встретиться с последним «диктатором» Европы, заявить о «никчемности» белорусской оппозиции и, наконец, «сдать» счета проворовавшегося руководителя правозащитного центра «Весна» Алеся Беляцкого.

Что ж, как говорится, поставленную задачу продвижения интересов США в регионе в ущерб выстраивания конструктивных отношений с соседями министр охраны края Литвы Р.Юкнявичене отрабатывает сполна.

Автор: Дмитрий Алешкевич