Очень средняя школа

На модерации Отложенный

Очень средняя школа

В России на днях закончилось тестирование школьников по международному стандарту PISA. Последнее время место нашей страны в мировом рейтинге, составленном по результатам этого тестирования, постоянно снижается. Сможем ли мы подняться? 

Тесты PISA (Programme for International Student Assessment) хорошо известны в профессиональном учительском сообществе и не так хорошо среди обычных людей. А ведь это один из главных индикаторов качества школьного образования в мире, и России здесь пока нечем гордиться. Если в 2000 году по результатам самых первых тестов наша страна была на 27-м месте, то в 2003-м опустилась на 32-е, в 2006-м — на 37-е, а в 2009-м оказалась вообще на 41-м месте. Тестирование проводится в трех областях (математике, естествознании и чтении), и пока наши школьники показывают результаты "ниже среднего". И вот на минувшей неделе в России закончилось очередное тестирование, в котором участвовало 42 региона. Основная цель — оценить не объем знаний, полученных в школе, а то, насколько учащиеся могут использовать их на практике. Например, нужно приблизительно высчитать площадь Антарктиды: по идее, ученик должен заметить, что для этого достаточно вписать ее в круг и измерить его радиус. 
 
Понятно, что всесторонне оценить уровень школьника сразу во всех областях невозможно, поэтому каждый раз выбирается одно, приоритетное, направление (соответственно именно по этому направлению дается больше всего заданий). В 2009 году это было чтение, в этом — математика, а в 2015-м будет естествознание. Итоги подведут нескоро — в декабре 2013 года, ведь все результаты скрупулезно перепроверяют. Однако эксперты уже сейчас уверены: ждать от России прорыва пока не приходится. 
 
— Я предполагаю, что в этом цикле PISA наша страна останется на прежнем, довольно низком месте. Год назад в четырех регионах страны мы проводили пробные тесты PISA-2012 по оценке математической грамотности среди школьников 15 лет. В среднем они выполнили только 30 процентов заданий,— объясняет Галина Ковалева, национальный координатор исследования PISA в России. 

По словам эксперта, российские школьники в среднем демонстрируют знания второго уровня, то есть самые базовые (первый уровень — самый низкий, шестой — самый высокий).
При этом ученики во многих других странах-участницах стабильно показывают третий или четвертый уровень. Причины отставания наших детей, в принципе, известны: как объясняют специалисты, отечественное образование до сих пор основано на передаче готового знания, в то время как на Западе ученик учится получать его самостоятельно, в ходе эксперимента или игры. В России задают и больше домашних заданий, проводят много контрольных работ. То есть фактически у российских школьников нет права на ошибку, а психологи твердят о "выученной беспомощности", когда у детей теряется способность мыслить и творчески относиться к учебе. 

— Наша система образования не ориентирована на поддержку и развитие интереса, поэтому мотивация российских детей с каждым годом обучения снижается,— говорит Галина Ковалева.— Ну и, разумеется, знания в нашем обществе решают далеко не все. Посмотрите на родителей: для них главное, чтобы ребенок поступил в вуз "получше", с высоким статусом, а не эффективно применял свои знания. 

На самом деле, вводимые в последние годы новые стандарты образования и тот же ЕГЭ должны решить эти проблемы, но эксперты отмечают, что быстрых результатов ожидать не приходится. Впрочем, и паниковать не стоит: по данным Института развития образования НИУ ВШЭ, схожие трудности испытывают и другие страны. Так, в США огромная пропасть между частными и муниципальными школами, отсутствуют единые стандарты и требования к качеству образования — эти вопросы остаются в компетенции каждого конкретного штата. Серьезный разрыв с точки зрения образования между бедными и богатыми отмечается в Бразилии, где многие образовательные услуги (например, изучение иностранных языков) платные. Что уж говорить о наших ближайших соседях: на Украине и в Белоруссии, а также в странах Закавказья эксперты отмечают недостаточное финансирование образования и стареющие кадры, вместе с которыми консервируются и педагогические технологии. Собственно, от России теперь зависит, останется ли она среди этих стран или все же будет стремиться к лидерам.