Где ковались мечи
(Здесь продолжается тема начатая в http://gidepark.ru/community/2042/content/1330417 Это вторая часть отпорного реферата о мере ответственности мировых держав в начале Второй Мировой.)
Нередко приходится слышать о сотрудничестве СССР и Германии в предвоенные годы. Разумеется, велось такое сотрудничество в экономической сфере, однако его явно нельзя выражать эмоциональными фразами вроде: «Фашистский меч ковался в СССР.» Это название небезызвестной книги Ю. Дьякова и Т.Бушуевой, вышедшей в 1992-ом году. И это не единственная книга, в которой тема предвоенного экономического сотрудничества представлена как доказательство агрессивности и предстоящего раздела Европы. Однако в ней, что характерно для книг с данным дискурсом, не рассматривается сотрудничество Германии с другими странами, равно как и то, что оно было не меньшим, а то и большим, чем Германии с СССР. То есть манипуляторы вновь вырывают события из контекста и интерпретируют их в своей парадигме «СССР – союзник Гитлера». Некоторые авторы, в том числе и Резун чуть ли не обвиняют СССР в торговле с Германией в ущерб себе, пишут о том, как СССР гнал товары на запад вплоть до 22 июня 1941 года, несмотря на то, что Германия давно прекратила поставки. Это явный подлог.
Начнём с сотрудничества в 1920-ых годах. Рапалльские соглашения, как и авиационная школа в Липецке (кстати говоря, Геринг никогда не получал в ней образования) и танковая в Казани (а здесь никогда не учился Гудериан) явно приносили России не меньше пользы, чем Германии.
Нашей стране, тогда сильно отстававшей от западных стран в технических достижениях, немецкие технологические наработки были необходимы, причём, жизненно. Как бы окончилась война, если бы ВПК не был создан, причём за такой ничтожный исторический срок? Учитывая то, что его надо было создать в стране, разорённой двумя войнами, стране, в которой 80 процентов населения были неграмотными, сотрудничество именно в научно-технической сфере было необходимо.
Цитирую историка Игоря Пыхалова: «…не «фашистский меч ковался в СССР», а, наоборот, немецкие специалисты в 1920-х – начале 1930-х годов помогали создавать в нашей стране базу для танковой, авиационной, химической промышленности. Таким образом, основы советского военно-промышленного комплекса были заложены во многом именно благодаря военно-техническому сотрудничеству с Германией. » (Игорь Пыхалов, «Великая Оболганная война» - 42 стр.)
Вот мнение Сергея Переслегина: «…«державы-изгои» – Германия и Советская Россия – подписали в Рапалло договор о сотрудничестве. Это соглашениепредоставляло РСФСР новейшие военные и промышленные технологии. Германии оно давало возможность спрятать от союзнической Контрольной Комиссии часть программ ремилитаризации страны.» (Сергей Переслегин, «Новая история Второй мировой» - 77 стр.) Подчеркну – лишь часть программ. Запрещённые многомоторные самолёты, например, Германия строила в Голландии, а запрещённые подлодки в Испании. В 30-ых, впрочем, статьи Версальского договора о вооружениях Германии начали перечёркиваться. Например, Англия подписала с Гитлером соглашение, по которому Германия вправе была отныне иметь столько же подводных лодок, сколько сама Англия.
«С позиций здравого рассудка поведению англичан объяснения нет – особенно если вспомнить, как лихо в Первую мировую германские субмарины терроризировали Британские острова.» - пишет об этом Александр Бушков. (Александр Бушков, «Сталин. Ледяной трон» - 131 стр.).
Обратимся к специалистам - военный эксперт Борис Юлино германской ремилитаризации: «В дальнейшем Веймарская республика активно проводила военные изыскания на территории других стран. То есть ряд немецких фирм были выведены за рубеж. Германия сотрудничала с третьими странами для того, чтобы обеспечить передовые позиции в научных разработках. Кроме того, старательно прятались арсеналы, например, в Кёнигсберге был спрятан от союзников арсенал тяжёлой артиллерии, которую запрещено было иметь Германии. В Голландии и в Испании велась разработка подводных лодок, которые тоже Германии было запрещено иметь. Разработка бронетехники велась, в основном, на территории Швеции с помощью шведской фирмы «Ландсверг». Артиллерия разрабатывалась при поддержке фирмы «Буффарс». Наиболее активно разработка новой техники стала вестись в конце 20-х, начале 30-х годов … разработка за рубежом, не на территории Германии.» (цит. по д/ф «Порождение бездны»)
Что касается обвинений во внешней торговле в предвоенные годы, то они, на мой взгляд, выглядят совершенно абсурдными. Экономические отношения между странами – это повседневная ральность нашего мира. Накануне Первой Мировой, например, главным торговым партнёром России была Германия, будущий противник. (Кстати, накануне Второй Мировой Германия им уже не была.)
Ну и, конечно, надо обратить внимание на торговлю Германии с другими странами, вот только некоторые из примеров: поставки нефти и самолётов из США, авиамоторов и паровых котлов для флота из Англии, железа из Швеции. (Игорь Пыхалов, «Великая Оболганная война» – 184-215 стр.) Кстати, американская «Стандарт Ойл» поставляла Германии нефть и после начала Великой Отечественной. Торговля велась в самых разнообразных направлениях, так что тут обвинения в адрес СССР и вправду безосновательны и просто глупы. Между прочим, советская пушнина и зерно – это более «мирный» товар, чем бронебойные снаряды «Хэдфилдс», поставляемые Германии Великобританией. (Игорь Пыхалов, «Великая Оболганная война» - 193 стр.)
Так же смешно выглядят эмоциональные высказывания о том, что якобы после заключения пакта Риббентропа-Молотова «друг Сталин гнал товары другу Гитлеру». Мы уже увидели, что в контексте международной торговли сотрудничество СССР и Германии не являлось чем-то из ряда вон выходящим, преступным. К тому же, СССР и Германия не были главными торговыми партнёрами друг для друга. Обратим внимание на данные по германскому импорту в период между заключением пакта и началом Великой Отечественной:
1940 год – советская доля в германском импорте: 7.6%
1941 год – советская доля в германском импорте: 6.3%
Если бы СССР по какой-то неведомой причине прервал торговые отношения с Германией, то его нишу в германском импорте заполнили бы другие государства, а если и не полностью, то неясно, как бы это предотвратило гитлеровскую агрессию. Если бы доля СССР была процентов 50, тогда понятно, а так упрёки вновь безосновательны. Наконец, СССР бы потерял не меньше, а возможно и больше, так как в продолжались закупки у Германии научно-технической продукции, всё ещё так необходимой нашему ВПК. Так, 7-ого сентября 1941-ого года по подошедшим к Ленинграду немцам открыл огонь тяжёлый боевой крейсер «Лютцов», приобретённый в Германии.
Итак, что мы выяснили?
Экономическое сотрудничество СССР и Германии не являлось чем-то экстраординарным, это была обычная мировая практика, это способствовало ремилитаризации Германии в меньшей степени, чем её сотрудничество с союзниками, это приносило СССР не меньшую пользу чем Германии, и это, конечно же, не было никаким «подарком другу Гитлеру».
Комментарии
--
Экономическое сотрудничество СССР и Германии не являлось чем-то экстраординарным, это была обычная мировая практика.
--
СССР занимался поставками сырья., а в звмен получал технологии, и станки. То есть то чего у нас не было. И кто знает если бы не было немецких станков и технологий сколько бы танков и самолетов СССР бы выпустил.
--
Знакомились советские специалисты и с германскими достижениями, в 1933-1934 гг. в Германию ездили конструкторы Харьковского паровозостроительного завода, они создавали новый танковый двигатель. В итоге была куплена лицензия на двигатель БМВ мощностью 500 л. с., с ним запустили производство танка Т-28.
--
19 августа 1939 года было подписано советско-германское кредитное соглашение. СССР получил 200 млн. марок на 7 лет под 4,5%
--
СССР заказал сотни современных станков, по данным немцев в 1940-1941 гг. – 6430 станков на 85,4 млн. марок.
Для сухопутных войск две 211-мм гаубицы, батарея 105-мм зениток, танк ТIII, 3 полугусечных тягача, дальномеры, приборы для управления огнём, костюмы химзащиты, образцы систем радиосвязи, различное оборудование для химических войск.
Закупались для изучения и самолеты: «Хейнкели-100», «Юнкерсы-88», «Дорнье-215», «Фокке-Вульфы-55», «Юнкерсы-207», «Мессершмитты-109, 110» и другие модели. Их поставляли с запасными моторами и запасными частями. Их направляли для изучения в НИИ ВВС, в ЦАГИ и другие организации. В 1940 году с немецкими самолетами ознакомились примерно 3500 советских инженеров и конструкторов.
В Германию отправляли то, чем торговали ещё во времена средних веков – пух, перо, рыбьи пузыри, пушнину, щетину, лён, хлопок, осиновое дерево для спичек, кормовое зерно. Железную руду поставляли настолько низкообогащенную, что немцы постоянно жаловались на её качество. Нефть и нефтепродукты, платина, никель, марганцевая руда, хромовая руда.
Продукция для Германии и наоборот из Германии шла вплоть до начала войны. Так, 22-го июня в Бресте перед рассветом в СССР прошел эшелон с немецкими станками, а из СССР с зерном.
Итог
Руководство СССР в торговле и техническом сотрудничестве с Германией действовало в интересах страны и народа. Москва смогла получить от Рейха максимум возможного, отдавая по минимуму. Германское оборудование и техника честно служили СССР все годы войны, да и после помогали восстанавливать страну. Советские специалисты получили доступ к передовым технологиям Запада и вполне его использовали.
---
ВЫВОД. военный потенциал СССР был усилен.
---
В то время, как граждане США и Великобритании, из за острой нехватки горючего стояли в очередях на бензоколонках, корпорация «Стандард ойл», через нейтральную Швейцарию успешно продавало Нацистам десятки тысяч тонн топлива. На заводах Форд находящихся во Франции для фашистских оккупационных войск собирались грузовики. А американский банк, «Чейз бэнк», даже после трагедии в Перл-Харборе, заключал в Париже многомиллионные контракты с врагом, с полного ведома главного правления банка в Манхэттене.
Глава многонациональной телефонной корпорации США ИТТ полковник Состенес Бен, в разгар войны оказывал нацистам помощь в совершенствовании управляемых авиабомб, которыми фашисты варварски разрушали Лондон.
Сами нацисты, также помогали США, стране которой они объявили войну. Они снабжали американские военные предприятия шарикоподшипниками. Делалось это с тайного согласия заместителя начальника управления военного производства США.