Отдохнем от Майдана 2 или Записки старого "совка" (Back in USSR 19)

На модерации Отложенный

 

 Предыдущая часть - http://maxpark.com/community/129/content/2787958

Эпизод №10 Меломания

   Продолжая рассказ о "совковой" меломании времен моего студенчества не могу не отметить музыкальную бомбу того времени, свидетелями которой мы тогда стали. В 1973 году вышел третий студийный и пятый по счету музыкальный альбом Пола Маккартни "BandontheRun". Замечательный альбом, по мне, так самый лучший у него. Есть на этом альбоме вот такой номер - «Mrs Vandebilt».  

 

  Представляя его диктор "Голоса Америки" ехидно так поинтересовался у советского слушателя, способна ли на что-либо подобное советская эстрада? Уж не знаю, услышал ли кто, из наших деятелей культуры, сей вопрос или нет, но через некоторое время появилась небезызвестная пластинка Д.Тухманова "По волне моей памяти".

 

   Как сейчас помню этот в "бою" добытый Серегой Колокольцевым из 96 комнаты пропеллерообразный (по всей видимости, последний, слегка бракованный или погнутый в давке) образец продукции фирмы "Мелодия". Вихрем ворвавшись к нам, приятель, с победным воплем: "Мужики, смотрите, что я принес…!!!", немедленно водрузил его на наш проигрыватель.

Да, мы сразу оценили ее содержимое как нечто новое для нашей эстрады и сочли за достойный ответ на вопрос ведущего музыкальных обзоров "Голоса Америки". При обсуждении содержимого альбома мы нашли удачным и перспективным использование проверенных временем поэтических текстов, с последующим написанием на них современной музыки. Выход этого альбома был воспринят нами, студентами, как некий поток свежего воздуха, проникший в помещение из приоткрытой форточки, стал знаковым в части сближения качества отечественной эстрады и западной. Появление этого альбома совпало, случайно или нет, с увеличением тиражей лицензионных пластинок фирмы "Мелодия" и их ассортимента. Начали появляться, по типу известных к тому времени рок-оперы "Иисус Христос – супер-звезда" Л.Уэббера, мюзиклов "Волосы", "Кошки", отечественные музыкальные спектакли. Наиболее известные из них – "Орфей и Эвридика" А.Журбина -

 

   и "Юнона и Авось" А.Рыбникова -

Чуть менее известны "Стадион" А.Градского, посвященный чилийскому поэту В.Хара по мотивам военного переворота Пиночета в Чили -

и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" того же А.Рыбникова -

   Таким образом, наша эстрада показала, что старается не отстать от передовой мировой эстрадной моды, мол мы – в тренде.

На подвижки в области легкого жанра указывали начавшиеся тогда попытки переговоров по части организации гастролей зарубежных эстрадных знаменитостей. Правда тогда они, если дело касалось чисто буржуазной эстрады, чаще самими переговорами, без реальных последствий, и ограничивались. Сейчас уже известно о тогдашней неудачной попытке Фурцевой организовать гастроли Beatles в Москве. Я сам стал невольным свидетелем одного такого случая в Питере, на следующий после окончания института 1978 год. Я приехал в Ленинград в командировку и первое, чем меня огорошили приятели, сменившие нас в общежитской комнате №68, тем, что вечером на Дворцовой площади состоится совместный концерт ABBA с Пугачевой и Песнярами. Подтверждением столь сенсационной новости было объявление в газете "Ленинградская правда", вчерашний номер которой мне прямо на перроне Московского вокзала и предъявили. Уж если в советской газете это напечатали, то сомнений в его правдивости, по тем временам, никаких не возникало. Мне неизвестно кто был устроителем этого мероприятия. Как тогда говорили осведомленные люди, концерт собирались провести в то время пока Романов, тогдашний первый секретарь (по-нынешнему – губернатор) отбыл с визитом в Финляндию. Но что-то с визитом не срослось, и босс неожиданно вернулся раньше времени. А тут, как ему докладывают, такое затевается на святом, можно сказать, для революции месте. Тогда концерт рок-музыканта любой величины, будь то хоть сам сэр Пол Маккартни, на Дворцовой, или, тем более, на Красной площади был немыслим и воспринимался властью как кощунство. Соответственно, концерт был отменен, но вот об отмене его объявлений-то в прессе и не последовало, то ли времени для публикации не оставалось, то ли не сочли нужным. В результате, ко времени объявленного ранее концерта в конце Невского проспекта начала собираться толпа молодежи. Сама площадь была оцеплена милицией, народ туда не пускали. Молодежь напирала, и, постепенно распаляясь, начинала задирать милицию. Та, в свою очередь, оповещения граждан об отмене концерта и уговоры разойтись перемежала с задержаниями. Время от времени стражи порядка сноровисто заламывая особо ретивым за спину руки "паковали" их в "воронки". Наблюдая эту картину, я заметил, что общественный транспорт продолжает беспрепятственное движение и потому решил проникнуть за милицейский кордон, воспользовавшись троллейбусом. Не знаю, как сейчас, а тогда была остановка троллейбуса прямо напротив Дворцовой площади в торце Александровского сада. Сев в троллейбус на Невском проспекте я проехал милицейское оцепление и вышел на этой остановке. Помню двух милиционеров стоявших напротив открывшейся двери троллейбуса с раскрытыми навстречу мне объятиями. Я сделал непринужденный туристический вид, что было мне, не местному, не слишком трудно. Блюстители порядка, переглянувшись, не решились меня останавливать, ведь и впрямь не за что ведь было задерживать… Я прошелся вдоль непривычно пустынной площади, и, убедившись в отсутствии каких-либо признаков приготовлений к шоу и слегка раздосадованный неверной людской молвой, вышел на улицу Халтурина (ныне Миллионная). И вот тут я убедился в серьезности намерений власти – на улице, которая не просматривается со стороны площади, стояла колонна армейских тентованных грузовиков, в кузовах которых сидели солдатики с автоматами. Уже поздно ночью мы, провожая друзей, проходили по Дворцовой. Площадь была усыпана битым бутылочным стеклом, а у Александрийского столпа собирались молодые парни, часто в стройотрядовских куртках и делились впечатлениями о пребывании в том или ином милицейском участке. Выяснилось, что в наше отсутствие противостояние толпы и милиции дошло до кульминации в виде бросания бутылок (пустых, тогда еще до "коктейлей Молотова" не додумались) в милицейские машины, на которых по Александровскому саду милиционеры гонялись за "меломанами", и, соответственно, задержания примерно 300 человек. Вот такая она была, "совковая" меломания, а, может быть, народу молодому зрелищ не хватало. Кто знает. Хотя вот, взять, к примеру, меня. Ведь я достаточно сильно увлекался собиранием хорошей эстрадной музыки. Даже вел, будучи студентом, по совету приятеля, специальный альбом с "описью" своей фонотеки, включавшей в себя все, что было написано на конверте соответствующего альбома: перечня музыкальных номеров, авторов песен, состава исполнителей, вырезки публикаций на музыкальные темы… И тем не менее у меня не появлялось желания участвовать в беспорядках по поводу отмены концерта пусть даже и известных исполнителей. А вот у многих такое желание почему-то появлялось… Думаю, что с меломанией дело обстоит примерно так же, как и с вином, но об этом уже в следующей истории. 

http://maxpark.com/community/129/content/2899748