В скважинах Крыма начала исчезать вода

На модерации Отложенный

В селе Дворовое Нижнегорского района в артезианской скважине пропала вода. Местные жители винят засуху - и водозаборы, откуда качают воду на Керченский полуостров. По наблюдениям гидрогеологов, уровень подземных вод вернулся к исходному до строительства Северо-Крымского канала. А может быть и ниже.

Влад Гречко уверяет — такого в Нижнегорском районе никогда не было. Эта часть полуострова считается богатой. Жители северных и восточных районов Крыма часто с завистью говорят, что в Нижнегорском жить легче, достаток больше. Тут много садов, полей, крупных предприятий. Вода нужна всем — и бизнесу, и людям.

По словам Влада, о проблеме ему рассказал отец. 70-летний пенсионер как обычно подошел к скважине, но воды в ней не было. К скважине часто приезжают жители соседних сел, но с этого дня налить в пластиковые емкости им нечего.

«Мало того, что с колонки во дворе перестала бежать, так еще и со скважины, - рассказывает Влад. - У нас скважина свыше 300 метров, насколько я знаю, вода шла из подземного озера. Выходит, что оно истощилось.

Я считаю, что причина — скважины в районе, из которых воду на Керченский полуостров качают. Отец сказал, что никогда с этим не сталкивался раньше, вот хочу по соседям проехаться, узнать, как у них обстановка».

Речь идет о трех водозаборах: Нежинский, Просторненский и Новогригорьевский. Воду из них выкачивают для Керченского полуострова и Феодосии, далее пускают по Северо-Крымскому каналу. Как говорят жители сел Ленинского района, когда идет вода на восток, в канале даже плавать можно.

Водозаборы были запущены в 2016 году, чтобы решить проблему водоснабжения востока полуострова. Однако теперь, возможно, это приведет к нехватке влаги на севере и северо-востоке.

«Мы наблюдаем за мелиоративной обстановкой в Нижнегорском и Советском районах, - пояснил Александр Десятирик, начальник Нижнегорской гидрогеолого-мелиоративной партии. - Но мы можем дать оценку скважинам, которые расположены на глубине до 30 метров, это так называемая верховодка. За уровнем артезианских вод мы не следим. Что касается уровня грунтовых — да, их уровень упал в Нижнегорском и Советском районах.

Мы ведем наблюдения с 1967 года, можем сказать, что уровень вернулся к исходному до строительства Северо-Крымского канала. Возможно, даже чуть ниже, чем в тот период», - говорит гидрогеолог.

1

Вода в канале появляется только из водозаборов

Помимо водозаборов проблему нехватки воды связывают с засухой. В этом году зима была малоснежной, весной дождей было мало. Результат — почвенная засуха. В Нижнегорском районе в июле этого года был введен режим ЧС.

Посевы не поднялись, пострадали город и подсолнечник.

«В Дворовом и не только может быть мало воды, ведь её почти нет в Салгире, - объясняет Николай Пазюк, житель Нижнегорского района и один из строителей Северо-Крымского канала.

— Притока воды нет, Салгир почти пустой, а он подпитывал Дворовое. Сейчас на два метра упала вода примерно, но это естественно, дождей мало. Попить-то есть, а на огороды — нет».

Отчасти нехватка воды может быть связана с активной работой двух заводов на севере: Крымский титан и Крымский содовый завод. Оба они активно потребляют воду из подземных скважин.

2

Один из результатов работы содового завода — мертвое бирюзовое озеро на севере Крыма 

Как бы там ни было, проблемы с артезианской водой в Нижнегорском могут быть первым вестником опустошения в Крыму подземных горизонтов разного уровня. «Примечания» неоднократно писали о том, что север Крыма уже через 20 лет может остаться без пресной воды.

Ведь Северо-Крымский канал питал не только поля и водохранилища, но и подземные источники — влага шла по каналу и просачивалась под землю. Теперь этого нет, мы лишь выкачиваем воду, не наполняя подземные источники. Засуха 2018 года показала, что одно лишь накопление воды от атмосферных осадков, как бы разумно ею ни распоряжались, Крым не спасает: по сравнению с результатами прошлого года погибла примерно половина урожая.

 

В начале этого года проблему, наконец, заметили крымские власти.

«Первоочередная проблема для Красноперекопска и Красноперекопского района – низкое качество воды из-за повышенного уровня минерализации, – написал Сергей Аксенов, глава Совмина Крыма, на своей странице в Facebook. - В этой связи необходимо принять краткосрочные меры для выхода из сложившейся ситуации и пересмотреть обоснованность тарифов на воду. Мы не можем продавать людям практически морскую воду и говорить, что она питьевая. Прошу министерство жилищно-коммунального хозяйства совместно с руководством района и города проработать меры по устранению проблемы».

Глава Госкомводхоза Крыма Игорь Вайль и гендиректор ГУП РК «Вода Крыма» Владимир Баженов в начале лета призвали крымчан молиться. Реальных действий по решению проблемы пока не видно.

Опреснительные станции полуостров себе позволить не может: не хватает электроэнергии. Очистка стоков не выгодна чиновникам на местах: проще сливать отходы в море. Так что в этой сфере у нас пока одно «достижение» - потерянные впустую четыре года.