Чем грозят высокие зарплаты россиянам?

На модерации Отложенный

 

В самом начале прямой линии телезрителей с президентом Владимиром Путиным, состоявшемся 25 апреля 2013 года, произошла небольшая полемика президента и Кудрина А. Л. Последний посетовал на то, что:” заработная плата у нас растёт быстрее производительности труда”. Возражение последовало на заявление Путина об успехе в экономике, который проявился и в росте заработной платы населения. Для того, чтобы разобраться, почему рост зарплаты может приводить к негативным результатам, необходимо слегка затронуть теоретические основы политэкономии и заглянуть в наше недавнее прошлое - в экономику СССР.

Действительно, как указал Кудрин А. Л., в 2006, 2007, 2009, 2010, 2012 годах рост заработной платы обгонял рост производительности труда. Даже в кризисный 2009 год производительность труда снизилась до 95% к показателю предыдущего года, тем не менее, реальная зарплата выросла на 3,1% по сравнению с тем же периодом. Такое явление не известно для развитых капиталистических стран, в которых господствуют мелкие и средние по своим размерам компании. То есть, в описываемом явлении проявляется особый характер нашей экономики, особый путь развития производительных сил России.  

Экономика нынешней России является капиталистической, так как в ней господствует свободная наемная форма труда. Этим она похожа на многие капиталистические страны. Но вот капитализм в нашей стране особенный. Эта особенность заключается в его монополистическом характере, так как в трехстах компаниях работает 80% наемных работников (из выступления Путина В. В.). Такой характер наша экономика имеет потому, что она произошла из экономики СССР, которая характеризовалась высокой степенью концентрации средств производства и трудовых ресурсов.

Особенность нашей экономики проявляется в необычайно быстром росте заработной платы наемных работников. Это явление свидетельствует о склонности нашей экономики к абсолютному перенакоплению капитала.

Абсолютное перенакопление капитала описано впервые в фундаментальном труде «Капитал» известного экономиста (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2, М. 1961, т. 25, часть 1, стр. 275). Оно происходит тогда, когда вся рабочая сила вовлечена в процесс производства, а рабочие места продолжают создаваться благодаря инвестиционным вложениям капитала в экономику. Спрос на рабочую силу начинает превышать ее предложение. Так как зарплата при наемном труде определяется отношением спроса и предложения, то она начинает неограниченно возрастать без всякой связи с производительностью труда и реальной стоимостью рабочей силы. Вся совокупность негативных последствий, связанных с этим явлением, дана в упомянутом труде. Негативные явления перенакопления для экономики России будут рассмотрены позже.

Известно ли явление абсолютного перенакопления где либо в истории? Такое явление, к удивлению, можно было наблюдать в СССР.  В СССР на государственных предприятиях и в совхозах труд был свободный наемный, а потому можно признать, что это был капитализм. Так как все средства производства принадлежали государству, то капитализм в СССР был государственный. Так как в СССР промышленность характеризовалась высокой степенью концентрации средств производства и трудовых ресурсов, то капитализм был монополистический. Таким образом, в последние десятилетия существования СССР господствующей формой производства в нем был государственно-монополистический капитализм.

Государственно-монополистический капитализм в СССР и нынешней России отличаются по форме. В СССР госкапитализм был абсолютный, в России он отчасти частнособственнический. Это, в частности, изменило характер ценообразования. В СССР оно было государственное, сейчас рыночное. Но вот монополистический характер производительных сил, находящихся в собственности частных лиц, заставляет государство подчинить себе главных монополистов. Именно в этом и состоит заслуга В. В. Путина, как президента страны. Благодаря подчинению олигархов ему удалось стабилизировать в стране социально-экономическое положение. Но монополистический характер нынешней России придает нашей экономике те же свойства, которыми обладала экономика СССР. Поэтому необходимо рассмотреть, как и когда в СССР появился государственно-монополистический капитализм, и какие свойства он проявлял в этот период.   

Когда же в Советской России появился государственный капитализм? В истории экономики СССР можно выделить три крупных периода, которые отличались различным отношением между работником и средствами производства. С 1917 по 1928 гг. господствующей формой труда было индивидуальное сельскохозяйственное производство крестьян единоличников. Крестьяне использовали в своем труде собственные средства производства. С 1929 года начался второй период - коллективизация (образование колхозов), который завершился в 1937 году. Произведенная в колхозе продукт  принадлежала всем членам трудового коллектива. В конце коллективизации в колхозах числилось 58% населения. С 1929 года началась индустриализация, которая продолжалась вплоть до ликвидации СССР в 1991 году.  В этот период шло строительство государственных предприятий, на которые работники устраивались по договору найма. Процесс индустриализации сопровождался переселением сельского населения в города, переходом его от земледелия к промышленному производству на фабриках и заводах. С 50-х годов XX века наемный труд на государственных предприятиях стал господствующей формой труда. В 1989 году, накануне очередной социальной революции, в государственном секторе работало 86,6% процентов населения, а в колхозах только 8,3%. Это был третий период - период господства крупного производства на государственных предприятиях. Государство владело и управляло всеми предприятиями через армию чиновников, при этом все работники этих предприятий были наемными рабочими и служащими.  Таким образом, переход к государственно-монополистическому капитализму в СССР начался в 1929 г. Говоря словами Ленина, это был “капитализм без капиталистов”. Да, да Ленин предвидел и такую парадоксальную форму капитализма.

Возможен ли капитализм без капиталистов с научной точки зрения? Если существенным признаком капитализма считать частную собственность, как делают это вульгарные экономисты, то такой капитализм невозможен. Если существенным признаком капитализма считать наемную форму труда, как это установлено научной политэкономией, то капитализм без капиталистов возможен. Проверяется истинность научно установленного признака просто. Существуют три вида капиталистической собственности: частная, коллективная (акционерная), государственная (под управлением назначаемого государством директора). Виды собственности разные, но объединяет их то, что для всех форм едина форма труженика - свободные наемные работники. Это и означает, что наемный характер труда является более общим, а значит существенным признаком капитализма.  Это же выясняется и при историческом исследовании. Капитализм возникает тогда, когда на рынке появляется свободный от средств производства работник. Опираясь на этот существенный признак, мы и делаем вывод, что последнюю стадию развития СССР следует определить, как государственно-монополистический капитализм.   

Как получилось, что в социалистической стране СССР появилась капиталистическая организации производства? Теория социализма предполагала полную отмену товарных отношений после обобществления индивидуальных крестьянских хозяйств. Фактически, условия для перехода к социализму сложились в СССР после завершения коллективизации в 1937 году. Однако Ленина уже не было, а Сталин не так глубоко понимал теорию социализма. Необходимость сохранения товарных отношений после завершения коллективизации он объяснял тем, что: “...колхозы не хотят отчуждать своих продуктов иначе как в виде товаров...” (Сталин И. В. “Экономические проблемы социализма в СССР”). Согласно теории социализма, именно сохранение товарных отношений и привело к появлению капитализма в СССР, а именно, рабочий превратился в товар, т.е. в свободного наемного работника.

В упомянутой статье Сталин напоминает об этой закономерности. Он уверяет читателей в том, что в СССР возрождение капитализма невозможно, так как в стране отсутствует частная собственность на средства производства. Здесь сказалось его недопонимание теоретических основ. Как видим, он стоял на позициях вульгарного экономизма, т.е. считал, что существенным признаком капитализма является частная собственность на средства производства. Вероятно, сам Сталин и был основным вульгаризатором теории, ведь он считался первым теоретиком в СССР.    Капитализм в СССР установился на его глазах на государственных предприятиях даже при отсутствии частной собственности - в форме государственного капитализма. Но Сталин понять этого не был способен.

Несмотря на ясные указания научной политэкономии вульгарный экономизм, вслед за обыденным сознанием, продолжает считать государственный капитализм в СССР за социализм.

Коллективизация ликвидировала индивидуальных производителей, вместе с ними исчез и товарный рынок. На смену рыночного стихии цен в 1931 году пришло государственное ценообразование. Получилось товарное производство без рынка.

Теоретики социализма в целом ряде работ, направленных против социалистов-утопистов, дали всестороннюю критику экономике, в основе которой лежит общественная собственность на средства производства и товарное производство без рынка.

Этим самым они дали критику и “социалистической” экономики СССР еще до появления самой страны. Такова сила их теоретического предвидения. Они же предсказали и неизбежную и скорую гибель товарной экономики без рынка, экономики СССР.

Эта гибель экономики СССР произошла через перенакопление капитала. К 1970 году в общественное производство страны было вовлечено 91% трудоспособного населения. В последующие годы эта цифра так и не увеличилась, но экономика стала испытывать дефицит трудовых ресурсов. Вот как это явление описано в фундаментальном семитомном труде “История социалистической экономики СССР” под редакцией Виноградова А. В., изданной в 1980 г.: “...в целом по стране в 70-е годы потребность в новых работниках росла даже быстрее естественного прироста трудовых ресурсов, а иных источников дополнительной рабочей силы практически не осталось, в связи с чем в ряде районов возникла “дефицитность” труда...” (там же, т. 7, стр. 403). Это и было перенакопление капитала. В СССР сложился повышенный спрос на рабочую силу.

Если спрос на рабочую силу превышает предложение, то цена труда, или заработная плата возрастает вне всякой связью с его качеством, производительностью и нормальной стоимостью рабочей силы. Этот закон имеет и обратную форму. Если росту зарплаты воспрепятствовать, то снижается качество труда и его интенсивность. В СССР мы имели обе формы проявления этого экономического закона. У всех госпредприятий были планы по объему и по заработной плате. Но экономические законы сильнее директивных указаний. Вот как это проявлялось в общих статистических показателях.  Рост производительности труда за 9-ю пятилетку (1971-75 гг.) составил 23%, за 10-ю (1976-80 гг.) 14%, за 11-ю (1981-85 гг.) - 13,5%, за 12-ю (1986-90 гг.) уже 7,5%. То есть производительность труда неизменно снижалась. В то же время зарплата возрастала так: за 9-ю пятилетку на 18,8%, за 10-ю на 12%, за 11-ю на 12,5%. То есть, темпы роста заработной платы приближались к темпам роста производительности труда, пока в 11 пятилетке почти не сравнялись с ней. Параллельно шли процессы свидетельствующие о нестандартных способах снижения интенсивности труда. Страдало качество продукции, сужался ее ассортимент, гнали ту продукцию, которая была выгоднее предприятиям по ценам.   Попытка правительства административными мерами исправить положение, вызвала протест населения. Народ потребовал свободы хозяйственной деятельности и выборности директоров. Такой закон “О государственных предприятиях” был принят 30.06.1987 года. Закон снял ряд ограничений на рост зарплаты. За 12 пятилетку (1986-1990 гг.) зарплата выросла на 42,3%, а производительность труда только на 7,5%.  Как видно, закон проявился в период жесткого ограничения заработной платы - снижением производительности труда. Когда в 12-ю пятилетку зарплату отпустили, то закон проявился ростом заработной платы, который обогнал рост производительности труда.

За счет чего может происходить рост зарплаты, если государство не использует для покрытия своих расходов печатный станок? Цена товара, как известно, включает в себя затраты на заработную плату, налоги (платежи государству), прибыль предприятия, оборотные средства и амортизационные отчисления.  Так как известно о дефиците госбюджета СССР, то в зарплату уходили платежи государству. Так как эти платежи отчислялись из прибыли, то и часть прибыли шла в зарплату. Так как предприятия продолжали работать, то оборотные средства не страдали. Остаются амортизационные накопления, которые также стали использоваться на повышение зарплаты. Платежи в бюджет, прибыль предприятия и амортизационные накопления уходили в зарплату работников после того, как производство стало испытывать недостаток трудовых ресурсов.

Отсюда недофинансирование социальной сферы в СССР. Зарплаты врачей, учителей, работников культуры и науки стали отставать от зарплата в промышленности. Стало не хватать людей этих профессий и снизилось качество их труда. Низкие зарплаты государственных чиновников вызвали рост коррупции. Недофинансирование милиции и армии, породило воровство и продажу оружия, поборы с населения. Человека с ружьем теперь надо было бояться. И, последнее, недостаток амортизационных отчислений способствовали старению и износу оборудования. Наконец, техника восстала против людей. Это вызвало череду техногенных катастроф. Таковы кризисные составляющие экономики СССР, которые появились и стали нарастать после того, как страна вступила в период перенакопления капитала.  

Вот как это выразилось в ряде качественных явлений и количественных параметрах. Социальные программы в 9 и 10 пятилетках были сорваны, к 1986 году средний срок эксплуатации оборудования достиг 26 лет, вместо 13 лет по нормам, процент износа вырос до 80%. С 26 апреля 1986 года с Чернобыльской катастрофы начался период техногенных катастроф в СССР, когда падали самолеты, тонули корабли и подводные лодки, рушились дома, происходили крушения поездов и т.д. и т.п., что вело к массовой гибели населения страны. Дальнейшая накачка экономики деньгами через рост заработной платы продолжалась. В номинальном рублевом исчислении доходы населения выросли в период 1990 г. - 1991г.  с 388,2 млрд. руб.   до 830,5 млрд. руб. т.е. более чем в два раза. Это полностью разорило государство, прогремела социальная революция 1991 г.

Возвращаясь к монополистической экономике сегодняшней России, надо сказать, что последствия вызванные перенакоплением проявляются в ней, в отличие от СССР, в явной форме, так как ценообразование стало рыночным. Общий фонд зарплаты в номинальном выражении изменялся следующем образом. В 2005 г. он составил 8982 млрд. рублей, повысившись на 28% по сравнению с предшествующим годом, в следующем году вырос еще на 22% (2006), затем на 26% (2007), на 23% (2008). Даже в кризисном 2009 году, когда выросла безработица, перевалив за 8%, фонд зарплаты вырос на 15%.  Эти цифры показывают, что такой рост зарплаты не связан с результатами производственной деятельности, а есть ненормальное явление, причиной которого является повышенный спрос на рабочую силу. А данные кризисного года свидетельствуют, что есть отрасли подверженные рынку, в которых происходит падение производства и рост безработицы. В то же время существуют монополистические отрасли, в которых сохраняется спрос на рабочую силу и рост зарплаты, вопреки кризису.

За счет чего растет зарплата? Цифры показывают, что госбюджет не страдает, в него собирается около 25% ВВП, прибыль производителей держится на уровне 13-10%, а вот основные фонды стареют год от года. Степень износа основных фондов возросла с 35,4 % в 1991 году до 47,9% в 2011 году. Это значит, что в зарплату уходят амортизационные накопления. На поверхности все идет нормально: бюджет собирается, прибыль предприятий стабильна, социальные программы выполняются, а подспудно нарастают условия для нового восстания машин, для нового периода техногенных катастроф.

Негативный результат от необоснованно высоких зарплат заключается и в том, что они откладываются для получения процентов. Депозиты, которые предназначены для получения процентов и создают тот мыльный пузырь, который лежит в основе всех кризисов перепроизводства. Как это понять? Если банк направляет деньги с депозитов в промышленность, которая выпускает товары на указанную сумму, то товары на эту же сумму не будут выкуплены, так как депозиты не предназначены для покупки этих товаров. Сумма депозитов на конец 2012 года составила около 16 триллионов рублей, что соответствует   25% ВВП (62,6 триллионов руб.). Если вся эта сумма, а иначе и быть не может, направлена в производство, то, условно, на эту же сумму товары не будут выкуплены. Вот вам и перепроизводство.

Рост зарплаты вызывает рост денежной массы в обращении. В 2005 году она составила 6032 млрд. руб. и росла в последующие годы на 48% в 2006, на 43% в 2007, на 1% в 2008, на 17% в 2009, на 31% в 2010, на 22% в 2011, на 11% в 2012. При таком росте, который не отражает реального процесса производства, деньги перестают быть мерой стоимости, мерой труда, развивается инфляция.

При стабильно высокой инфляции люди начинают постоянно искать работу с более высокой зарплатой, возникает текучесть кадров. Падает качество и интенсивность труда, страдают производственные навыки. При высокой инфляции не удастся ликвидировать коррупцию, так как предприятия постоянно будут искать лучших условий работы у государства, а у чиновников будет постоянный стимул к коррупции, стимул повысить свою зарплату, покупательная способность которой только снижается.

Если при высокой инфляции страна может функционировать, решать социальные вопросы, даже развивать вооруженные силы и новые технологии, то можно ли предотвратить катастрофу которую сулят стареющие фонды? Если предположение о перенакоплении верно, то никакое государственное регулирование данное положение не исправит. Необходимо менять отношение между трудом и капиталом, ликвидировать наемную форму труда. Это отношение можно поменять только таким образом, как ввести государственное управление трудовыми ресурсами и государственное ограничение непомерных заработных плат.