Как уже сообщала «Русская народная линия», Владимир Путин выступил с авторской статьей «Россия: национальный вопрос». Он, в частности, пишет:
«Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь».
Между тем, отмечает Regions.Ru, в законах РФ эта особая роль русского народа и русской культуры никак не закреплена, а все попытки ввести в юридические документы само слово «русский» наталкиваются на сопротивление.
«Следует ли, на ваш взгляд, законодательно закрепить государствообразующую роль русского народа? Чем вы объясняете то неприятие, на которое наталкивается эта идея?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что законодательно закрепить статус русской традиции, культуры, историко-религиозной традиции, было бы благоразумно с точки зрения интересов государства.
«Действительно, мы живем в государстве, которое сформировалось вокруг русского этноса, его ценностей, его исторического пути. Такое государство может нравиться или не нравиться, - в любом случае, для того, кто стоит во главе его и хочет сохранить это государство, хочет его выращивать, другой опоры быть не может. Потому что другая опора будет означать переориентацию уже на какие-то иные - внероссийские приоритеты», - сказал он.
«Беда только, что обращаясь к наследию Достоевского, премьер-министр, видимо, запамятовал, что для того было невозможным говорить о русском человеке вне православия. Классической стала фраза, вложенная Достоевским в уста одного из героев: что без Бога русский человек – дрянь. Не стоило бы этого забывать. Религиозная составляющая не может быть усечена или редуцирована при формировании Русского мира», - отметил отец Максим.
«Идею, высказанную В.В.Путиным, приветствовать, конечно, можно. Странно, однако, что звучит она только теперь, хотя во главе нашего государства уже так много лет стоит один и тот же круг лиц и, казалось бы, можно было бы эту идею давно реализовать», - добавил протоиерей.
«Нам, собственно, остается только посмотреть, где тут предвыборные обещания и декларации, а что есть выражение внутреннего убеждения человека, который это высказывает. Думаю, ближайшее будущее нам это покажет», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также напомнил мысль Достоевского, что «русский» и «православный» – синонимы: «Отберите у русского Православие, и останется дрянь».
«Речь идет о духовной брани. Негативное отношение ко всему русскому связано именно с тем, что для врагов русский - синоним православного. Духовное зло находит приверженцев и обрушивается на русский народ как на носителя православной духовности. До сих пор русский народ все-таки остается православным, хотя очень многое утрачено. Если Православия нет, то и русского народа нет. И сейчас непонятно, сможет ли он сохранить то, что его формировало, что формировало нашу государственность на протяжении тысячелетия», - сказал он.
«Я не юрист и не политик, мне трудно судить, будет ли полезно ввести в законодательство положение о государствообразующей роли русского народа. Важно, что из этого последует. Не останется ли это только на бумаге? Ключевой момент - чтобы государство официально поддерживало православную веру, которая сформировала русский народ», - считает протоиерей.
«Русская культура, о которой говорит Владимир Владимирович, - православная по своей сути. И если русский народ будет хранить веру православную, то, само собой, он будет оставаться и государствообразующим народом», - уверен отец Александр.
«Определить, что такое русский народ или русский человек, я не рискну. Посмотрите, сколько в Русской Церкви святых, - например, новомучеников, - в которых ни капли русской крови нет, но, тем не менее, это русские: по вере, по культуре, по языку, по принадлежности к нашей истории», - отметил он.
«Говорить о современной культуре как о критерии чего бы то ни было бессмысленно. Включите телевизор, зайдите в интернет. Вы увидите, что там мало, что осталось от культуры вообще и еще меньше от русской. Критерий – в Православии, в том, что вся жизнь народа основана на нем, включая и культуру, и политику, и экономику. А вместо этого что предлагают?» - закончил он риторическим вопросом.
Протоиерей Сергий Привалов, заведующий канцелярией Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами, предупредил, что оценивать мнение больших людей в политике – дело неблагодарное.
«Комментировать предложения первых лиц государства должны все-таки депутаты Госдумы, то есть по определению лучшие люди страны, избранные народом.
Не думаю, что решение такого сложного вопроса, как национальный, входит в компетенцию священнослужителя. Это дело специалистов. Им решать, следует ли пожелания руководства превращать в законодательную инициативу. Могу лишь высказать свое частное мнение», - предупредил он.
«Лично я не думаю, что принятие закона о государствообразующей роли русского народа в нашей ситуации что-то принципиально изменит. Русские составляют более 50% только в 74 из 89 субъектов Российской Федерации. В большинстве национальных республик доля русских колеблется от 30 до 50%. Доля русских в общей численности населения неуклонно снижается», - перечислил отец Сергий.
«В Русской Православной Церкви национального вопроса нет как такового. В храмах служат священники разных национальностей. И причащаем мы из одной чаши представителей разных национальностей независимо от их языка, традиций и культурной самоидентификации. Важно только их отношение к Богу и принадлежность Православной Церкви», - напомнил протоиерей.
«Другое дело, что государство должно в своей основе строиться на фундаментальных ценностях. При всем уважении к христианству, к Русской Православной Церкви, позиция государства отнюдь не религиозная. Уважающая право граждан на исповедание своей веры, но не религиозная. Поэтому отношение к национальному вопросу у Церкви может быть одно, а у государства – другое», - считает священнослужитель.
«Русский народ как этническое образование весьма сложен. Сколько всего в нашей крови перемешано! Когда было единое государство, в нем все были объединены единым русским языком. Да и сейчас некоторые национальные меньшинства в нашем понимании, может быть, являются даже более русскими по духу, т.е. относятся к фундаментальным цивилизационным ценностям России с большим пониманием и благоговением, чем многие русские по национальности, но отнюдь не по духу - в силу отсутствия внутреннего духовного православного воспитания», - заключил он.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сравнил русский народ с человеком при смерти.
«Когда умирающий попадает в "скорую помощь", то вопрос, следует ли делать ему реанимацию, для людей, исполняющих свой долг, не стоит. Долг перед теми, кто оказался в нашей стране на грани выживания, - в том, чтобы вернуть русских на должное место в российской действительности. Причем сделать это надо не только формально, закрепив это в каких-то правовых актах, - что, безусловно, тоже необходимо. Это должен быть процесс, имеющий существенный, всеобъемлющий характер, когда будут даны ответы и на главные вопросы: что есть русский народ, откуда он пришел и куда он идет, что его делает русским», - сказал он.
«Когда этот процесс пойдет, тогда мы получим желаемый результат, получим восстановленную жизнь в Российском государстве и перспективу на будущее. А если за этими нормативными актами не последуют существенные процессы, то, боюсь, что русский народ будет уже окончательно похоронен», - заключил отец Алексий.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что неприятие слова «русский» в законодательстве обусловлено наследием революции и интернационала: «По сути, эти события совершили насилие над русским народом и культурой».
«Я был бы очень рад, если бы законодательно была закреплена государствообразующая роль русского народа. Но не надо этого добиваться любой ценой, лишний раз «дразнить гусей», чтобы в очередной раз разжечь огонь ненависти», - говорит он.
«Думаю, сегодня принятие подобного закона не увенчается успехом, поскольку межнациональные отношения крайне напряжены. Да, я считаю, что государствообразующим народом является русский, а религией – Православие. Но сегодня внести это в Конституцию, по-моему, невозможно. Поэтому сейчас мы должны работать на укрепление нашей государственности, - ведь "блаженны миротворцы". Все остальное – возрастание роли нашей русской культуры – приложится, если не давать повода для межнационального конфликта тем, кто его ищет», - подытожил отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, убежден, что закрепить законом государствообразующую роль русского народа можно и нужно.
«Исторически именно так всегда и было – русский народ объединял вокруг себя другие народы, благодаря этому мы сейчас живем в России. Но тут есть один момент, требующий конкретизации: что именно является общими ценностями русского народа? Демократия и либерализм или ценности христианские и православные?» - спрашивает он.
«Ценности, выраженные в культуре и традициях, - понятие довольно абстрактное. На мой взгляд, пока более конкретно не определят, что является этими общими ценностями, говорить о статусе русского народа рано», - считает священник.
«Почему до сих пор законодательно не закреплена государствообразующая роль русского народа? С самой революции он всегда подвергался дискриминации, причем именно как носитель христианских ценностей. Кому-то до сих пор это не дает покоя, поэтому в законе старательно избегают упоминания слова "русский"», - заключил отец Андрей.
Комментарии
Впрочем в вопросах религии логика не уместна.
"Да, я считаю, что государство-образующим народом является русский, а религией – Православие"
Выхожу на улицы Иркутска ,и, опять же не нахожу этой фразе подтверждения.
Смотрю на небоскребы чеховские - снова клинит, у них там все организуется, а в Сибири - реорганизуется, или здесь уже китайские территории?
1. Царь.
2. Православие.
3. Уклад жизни (обычаи, праздники, своеобразный быт, фольклор и т.д.).
Царя и самодержавие уничтожили. Тогда же отреклись от веры. Уклад жизни был разрушен и кардинально изменился.
Так что нынче кроме водки, мата, а также старых проблем, типа дураков и дорог, ничего не осталось.
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Да, я не состою в сектах поскольку к религии отношусь крайне отрицательно. Могу обосновать что христианство это тоталитарная СЕКТА иудаизма!
Комментарий удален модератором
Вообще-то, для начала было бы очень неплохо определиться в том, с какой стати импортное слово "Orthodox", которое в самом лучшем случае можно перевести на русский язык как "правильный", "истинный" и с натяжкой - как "правоверный", применительно к оккупировавшему Русь христианству "вдруг" стало толковаться как "православный"...
Народам Киевской Руси православное христианство прививалось насильно. Владимир Святославович, вернувшись из похода на Корсунь, силой своей власти согнал киевлян в Днепр. Над перепуганными язычниками корсунские попы во главе с мерзейш им в церковной истории крестителем Руси Анастасом прочитали греческие крещенские молитвы и объявили Русь христианской.
А поскольку Русь стала христианской, то попы и светские власти приступили к искрению всего языческого, всего русского. Изображения языческих богов были публично и непр истойнейшим образом осквернены. Перуна, Даждьбога, Мокошь и других повергли на землю, обваляли в человеческом кале, на их шеи набросили удавку, привязали к конским хвостам, повлекли по Боричевому спуску и утопили в Днепре. По заветам Библии [Чисел, 33:52; 3 Царств, глава 18], молельни и священные исконно русские места разрушили, жрецов мечом порубили.
Русские архиереи встречали завоевателей хлебом-солью и торжественными крестными ходами. От поработителей русского народа они получили, если говорить по-современному, неограниченные льготы и защиту. Хан Батый приказал всячески лелеять попов, которые "О нас Богу своему молятся и народ учат нас почитать ". Попам выдавались так называемые ярлыки – жалованные и охранные грамоты [1].
Что же касается оценки этого влияния в целом, то это вопрос особый. Во-первых, весьма и весьма спорным является утверждение, что для русского народа православие стало лучшим видом христианства. Во-вторых, абсолютно неверным было бы утверждать, что православие положительно – или хотя бы положительно в целом! – сказалось на духовном и социальном бытии русского народа. При любом подсчете вклад православия в русскую культуру, оказывается, по объему и качеству гораздо и гораздо меньше вклада в нашу же культуру, к примеру, культуры Древней Греции или культуры Рима и Римской империи.
http://www.ateism.ru/duluman/licedey.htm
Вообще- раздражение признак неправоты. Будьте вежливы с оппонентами и учитесь аргументировать свои высказывания.
Ответ: Нет. Ваше невежество. Разве не при Никоне, христиане Руси стали, украв название Старой Веры, Православными? Православие имеет такое же отношение к христианской религии, как ваши гены к генам Достоевского..
Суть.Стыдно Владимир Владимирович, при наличии на Руси знаний, быть невеждой и нести эту заразу, как эпидемию!
С конца X - го и до конца XVII — на протяжении 700 лет! – все, что делалось в России на основе или с участием православия, — делалось… старообрядцами. Все святые, начиная с киевского князя Владимира и заканчивая святым патриархом Гермогеном [1530-1612 ] были исключительно святыми старообрядческой церкви. Старообрядцами были и Сергий Радонежский, и Дмитрий Донской, князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский, Антоний и Феодосий Печерские и все, все "в земли русской просиявшие ". Кроме, конечно, провонявшегося и истлевшего Серафима Саровского [2], сумасшедшей Ксении Петербуржской, черносотенца Иоанна Кронштадтского, крепостника Филарета Дроздова да кровавого тупицы Никола я Второго на пару с Гришкой Распутиным, у которого, как пел Шаляпин, "душа, ах, кругом хороша
И еще раз, кстати. Первое и крупное поражение немцам в студеную зимнюю пору 1941-1942 года нанесли сибиряки – дети преследуемых Московской патриархией старообрядцев. А в это самое время нынешний патриарх, тогда алтарный прислужник Алеша Ридигер, вместе c о своим отцом, настоятелем Александро-Невского собора в Таллинне, протоиереем Георгием и духовником армии власовцев протопресвитером Александром Киселевым освящал немецкие пушки и призывал благодать православного святого духа на фашистов, прямой наводкой расстреливавших Ленинград…
Оказывается, если применять логику митрополита Кирилла Гундяева, старообрядцы внесли гораздо и гораздо больший вклад в развитие, культуру и спасение России, чем выскочившая из кустов Московская патриархия.
А появилась, "выскочила из кустов ", обновленная и совершенно новая Московская патриархия в 1917 году на второй день после — как нас приучили называть — Великой Октябрьской социалистической революции. Явилась и начала свою деятельность первым заходом с предания анафеме Советской власти. А вторым заходом — с восхваления Советской власт и, а третьим заходом – ее действующие и будущие церковные верхи толпами побежали в КГБ предлагать свои услуги. И в этих услугах добилась орденов и чинов, вплоть до продвижения агента КГБ от православной церкви "Дроздова " в звание патриарха Алексия II Ридигера
Как и всякая другая религия, Московская патриархия претендует на звание единственно истинной религии, проповедующей веру в единственного истинного Бога и единственно верное служение, угождение, этому единственному Богу. А поскольку никакого Бога нет, то такая проповедь Московской патриархии ничем не лучше и не хуже проповедей всех других религий.
Показательным в этом отношении является заявление важного чиновника и сановника Московской Патриархии протоиерея Всеволода Чаплина, который упрекал правозащитников, которое, де, защищают не те свободы и не те права русского человека.
"" Ценности человеческой свободы — это наши православные свободы, — заявил он.— Между людьми, которые борются за права человека , и православными есть конфликт. Православные уважают права человека, но для нас важнее вера… История показывает, что есть ценности, которые важнее, чем человеческая жизнь
. Вместо неоконченного заключения…
а. Все верующие должны иметь равные гражданские права и равные гражданские обязанности. А требовать себе "на грешной земле" каких-то преимуществ, льгот, в силу того, что "Наши предки Рим спасли", это не по-человечески, не по-божески и не по-христиански. Так могут рассуждать только гуси, представители животного мира.
б. Вся духовная и материальная жизнедеятельность религиозных общин должна быть на содержании только верующих данной общины. Могут верующие своими пожертвованиями кормить, поить, лелеять своих жрецов, — пусть кормят, поят, лелеют так, как диктует им религиозное рвение и позволяет их собственное благосостояние. Не могут? — Пусть их жрецы берут пример с Иисуса Христа и его апостолов.
в. Всех верующих нужно уважать, быть ко всем в равной мере толерантными. Как врач уважает больных, но беспощадно преследует их болезни, так и в здоровом человеческом обществе должны в равной мере уважать всех верующих, но критиковать, показывать ложность и вредоносность религиозного мировоззрения.
Ответ: Культуры, в смысле штамма инфекции?
--------------------------------------------------------------
Удосужтесь полистать:Мавро Орбини. "Историография народа славянского"
http://radosvet.net/7495-mavro-orbini-istoriografiya-naroda-slavyanskogo.html
Не говоря уж о Михайле Ломоносове и его " Древняя Российская История от начала Российского нрода до кончины великого князя Ярослава Первого..."
Может веру предков обретёте .. русским станете..
Ответ: Лень.СТАРООБРЯДЦЫ - христиане, и после гибридизации никонианской, нашим исконым Православием, суть христианства не изменилась. Как и дохристианского Православия.
Суть. Христианство - религия, власть. Православие - знание, вера и мера, культура наших предков, позволявшая им жить тысячилетия, без инвазии чужеродцами..
Ответ: Глупость. Религия есть власть. Власть существует для противоестественной природе человека эксплуатации меньшинством большинства.
Суть. Разве можно желать пользы тем, кто присваивает то, что принадлежит нашему Роду (народу)?
---------------
Уж лучше вникайте, затем пишите...
-Кто Вам сектантам историю сочиняет..
-..христианство вытекло из иудаизма. С этим то Вы согласны?
-Это не аргументы,это флуд."
А вы разве не заметили, что религия - смертельная болезнь для Империй?
Разве вы не знаете фактов, что как только получает расцвет какая-л. государственность, она тут же, как питательная среда без защиты, инфицируется паразитами !
Суть. Народ кочевой - без родины, без достоинства и чести, без Совести, обречен на паразитирование, как инструмент - используя религию, для выедания своей жертвы "до дна".Он превращается во власть..чтобы удержаться на подчинённом теле народа до конца ..(отсюда стремление иуд во власть ныне..вливание громадных денег в христианство, магометанство и др. )
Ответ: А что, вы не в разуме, что ныне русский 7520 год? Это гораздо ранее, даже чем иудейское сотворение их мира..
И это уже не пробел, о котором вы упоминаете, это пропасть! Вы укоряете человека, а сами? Как же с вами-то можно полноценно общаться?
Ответ: Патриарх не имеет отношения к Православию, но глава христиан, не только в России..Отношусь, как и подобает относиться к власти.
Цитата:"..Или православие в вашем понимании несколько другое понятие? .."
Ответ: Другое понятие - в вашем понимании. :)
Иван Александрович Ильин
Об иконах- Исх 20: 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
Вчера смотрел филь "ЖУКОВ" так вот в этом фильме друг Жукова на его фразу "мы предполагаем а Бог располагает" сказал замечательные слова- " какая замечательная религия была у наших предков! Мы радовались солнцу,лесу, речке и просто дыханию ветерка. И как мерзок бог, распявший своего сына на кресте.