История одной песни.. "В лесу родилась ёлочка".

На модерации Отложенный


 

В лесу родилась ёлочка,
          В лесу она росла.
          Зимой и летом стройная,
           Зелёная была...


Слова этой новогодней песенки знакомы всем нам с детства. Именно эту песенку впервые учат детки под Новый год, именно эта песенка у всех ассоциируется с Новым годом, нарядной ёлкой, Дед Морозом с подарками. А знаете ли Вы, когда появилась эта уже давно всеми любимая новогодняя песня?

А произошло это более ста лет назад, когда стихи о елке превратились в песенку, ставшую новогодним гимном России. Сто семь лет назад московский журнал «Малютка» напечатал стихотворение «Ёлка», подписанное только инициалами автора — А. Э.

«Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — так, уже в 50-х годах, объяснила свою застенчивость Раиса Кудашева, всю жизнь скрывавшаяся под литературными псевдонимами. О бывшей княгине (бедная гувернантка вышла замуж за князя-вдовца, но скоро сама стала вдовой, а в годы революции лишилась и имущества, и титула) Александр Фадеев однажды сказал: «Её стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась». Сама Раиса Адамовна долго и не подозревала, что её стихотворение положено на музыку, пока не услышала её случайно в поезде, где маленькую девочку попросили «спеть что-нибудь для пассажиров».

Автор любимой новогодней песни многих поколений — Раиса Адамовна Кудашева, в девичестве Гидройц, родилась в Москве15 августа 1878 года. Кстати, фамилия Гидройц довольно известная на Руси, происходит из известного немецкого рода (берёт своё начало на Руси с Петровских времён, но оно и на своей исторической родине ещё было известно), и входит во Всероссийское генеалогическое древо. Раиса Адамовна росла в семье чиновника Московского почтамта. Она окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель, служила гувернанткой, учителем, библиотекарем.

Стихи она писала с детства. Однако лишь в 1896 году отважилась одно из них послать в редакцию журнала «Малютка». Стихотворение называлось «Ручейку». Его напечатали, автору было тогда 18 лет. И с тех пор стихи Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.».

Но припомним стихотворную ёлочку, первоначальный вариант:
ЁЛКА

Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;

Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой...

Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.

Всё звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.

Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлка, баю-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»

Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.

Веселей и дружней пойте,
деточки!
Склонит ёлка скорей
свои веточки.

В них орехи блестят
золочёные...
Кто тебе здесь не рад,
ель зелёная?..

Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.

Везёт лошадка дровенки,
На дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку
Под самый корешок.

И вот ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла.
И много-много радости
Детишкам принесла.

Веселей и дружней пойте,
деточки!
Склонит ёлка скорей
свои веточки.

Выбирайте себе,
что понравится...
Ах, спасибо тебе,
ель-красавица!..



А. Э. 1903 г.

Через два года это стихотворение попалось на глаза моему деду, музыканту-любителю Леониду Карловичу Бекману. В доме N 5 по Малому Патриаршему переулку только что произошло прибавление семейства — 30 октября родилась маленькая Оля, и в тот же день старшей дочке, Вере, исполнилось два года. Москва была охвачена всеобщей забастовкой: трамваи не ходили, не работал водопровод, надрывно ревели гудки заводов и фабрик. В декабре на Малой Бронной и Патриарших прудах уже летали снаряды и громоздились баррикады, куда восставшие унесли и ворота бекмановского дома; а на чердаке того же дома профсоюз булочников хранил оружие. Бежать с двумя маленькими детьми было некуда. Шальные пули могли залететь в окна, поэтому всю осень семья отсиживалась во внутренних комнатах.

В один из таких дней мой дед решил развлечь старшую дочку и, посадив её на колени, подсел к фортепиано. Перед ним лежал журнал «Малютка» со стихотворением «Ёлка», подписанным инициалами А. Э. Он сразу обратил внимание на то, что стихотворение написано двумя поэтическими размерами. Знаменитый теперь музыкальный мотив сразу родился для строчек, написанных простым четырёхстопным ямбом — про зайчика и волка, про метель и мужичка, про радость детишек.

«Какая красивая мелодия! — крикнула из спальни его жена, Елена Александровна (моя бабушка), которой врачи после родов ещё не разрешали вставать. — Запиши её!»
Как гласит наше семейное предание, дед на это ответил: «Да я же неграмотный!» На самом деле он бегло читал с листа, но боялся наделать ошибок в записи. И это сделает Елена Александровна, золотая медалистка Московской консерватории. Он принёс ей нотную тетрадь, и бабушка тут же записала только что услышанную импровизацию.

Вот так родилась «Ёлочка» — сначала в стихах, потом в музыке.

Как ни странно, человек, сочинивший песенку, не был музыкантом. Леонид Карлович родился в 1871 году, мечтал поступить в консерваторию, но отец его был категорически против: музыка — не мужское занятие. Пришлось ему стать агрономом — окончил сначала «естественный» факультет Московского университета, потом Сельскохозяйственный институт (ныне Тимирязевскую академию). В университетском хоре он иногда заменял солиста — своего студенческого товарища Леонида Собинова.

Меня всегда очень радовало, что ещё при его жизни «Ёлочка» стала в нашей стране новогодним гимном. Только представьте, что она не выросла в лесу, не облеклась в стихи, не легла на ноты, не вышла в первом сборнике Бекманов «Верочкины песенки» (с надписью на обложке «Слова заимствованы»), который за короткий срок выдержал четыре издания, — насколько этот праздник был бы скучней! Религиозная тематика при советской власти считалась неуместной, а тут — ёлочка, зайчики, детишки и никакой политики. Правда, «мужичка» на некоторое время сменили на «старичка», чтоб уж никакой классовой принадлежности не проглядывало.

По-видимому, окончательный вариант и аранжировка «Ёлочки» принадлежит Елене Александровне Щербиной (моей бабушке), хотя она никогда не упоминала о своём соавторстве. В Московской консерватории — она была принята туда в шесть лет! - её имя выбито на мраморной доске золотых медалистов рядом с именами Рахманинова, Скрябина, Игумнова, Глиэра. Леонид Карлович и Елена Александровна поженились в 1903 году.

Жили на Малом Патриаршем, жили небогато: дом закладывался и перезакладывался. В то время жильцы соседних домов даже держали коз. Дед работал в департаменте земледелия, бабушка давала концерты. Она первая познакомила Россию с произведениями французских композиторов Дебюсси и Равеля.

 

В музыкальной среде есть такой термин:произведение в четыре руки. Исторя "Ёлочки" - это тот редкий случай, когда произведение написано в шесть рук. Первая её исполнительница была Верочка - моя мама. А уж  сколько рук перелистали ноты "ЁлочкиЁ за сто лет, просто, не сосчитать.


 

Ольга Сердобольская.  http://www.liveinternet.ru/users/3228326/post180059726/