От Моисея к Махапрабху. Градация теистических концепций.

На модерации Отложенный

Мы любим читать книги, которые прежде никогда не читали. Мы с жадностью вбираем все заключенные в них сведения, и на этом наше любопытство исчерпывается. Такой подход типичен для большинства читателей, предстающих в своих собственных глазах и в глазах себе подобных великими людьми. По сути, читатели, в большинстве своем, — не более чем хранители фактов и утверждений, сделанных другими людьми. Но это не чтение. Читать нужно для того, чтобы творить, а не для бесплодного накопления фактов. Читатели, подобно спутникам, должны отражать свет, полученный от авторов книг, а не держать в темнице ума факты и мысли, подобно тому как магистрат держит в тюрьме узников!

Мысль развивается поступательно. Мысль автора должна найти развитие в читателе: должна служить его исправлению и совершенствованию. Тот самый лучший критик, кто способен показать дальнейшее развитие старой мысли; тот же, кто только ниспровергает, тот враг прогресса и, следовательно, враг природы. Прогресс, безусловно, закон природы, и с течением времени все должно исправляться и развиваться. Но прогрессировать означает двигаться вперед или подниматься выше. Поверхностный критик и бесплодный читатель — два врага прогресса. Бегите их.

Истинный критик, с другой стороны, посоветует нам сохранить уже приобретенное и скорректировать свое движение в том месте, которого мы достигли на своем пути. Он никогда не скажет нам вернуться назад, в начало пути, ибо прекрасно знает, что в этом случае мы лишь напрасно потеряем драгоценное время и силы. Он изменит направление нашего пути в той точке, в которой мы находимся.

Это свойственно и добросовестному читателю. Читая старого автора, он точно определит его положение на пути развития мысли. Он не будет призывать сжечь книгу из-за того, что она содержит бесполезные мысли. Бесполезных мыслей нет. Мысли — это средства достижения целей. Читатель, низвергающий скверную мысль, не знает, что даже скверную дорогу можно улучшить и сделать хорошей. Одна мысль — дорога к другой мысли. Так читатель поймет, что мысль, которая сегодня — цель, завтра станет средством достижения цели. Мысли всегда будут бесконечной цепочкой средств  и целей, служащих прогрессу человечества.

Великие реформаторы всегда утверждают, что они пришли не для того, чтобы разрушить старые законы, а для того, чтобы претворить их в жизнь. Вальмики, Вьяса, Платон, Иисус, Магомет, Конфуций и Чайтанья Махапрабху утверждают это либо на словах, либо на деле.

Наш критик, однако, достойно возразит, что, если реформатор, подобный Вьясе, не будет истолкован безупречно, то в будущем тысячи людей окажутся из-за него в большой беде. Но досточтимый критик! Изучи историю разных эпох и стран! Где ты найдешь философа или реформатора, полностью понятого людьми? Самая распространенная религия та, что держит людей в страхе пред Богом, а не заповедует любить Бога чистой духовной любовью, которой Платон, Вьяса, Иисус и Чайтанья учили свои народы. Представишь ли ты абсолютную религию в рисунках или простых выражениях или будешь учить ей с помощью книг и ученых речей, невежественные и скудоумные обязательно ее извратят.

Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Бхактивинод Тхакур, великий теолог  XIX века.

Воистину, легко говорить и приятно слушать о том, что Абсолютная Истина столь близка человеческой душе, что приходит к ней как бы интуитивно, и что для обучения заповедям истинной религии не нужно большого труда, но это обманчивая идея. Это может быть верным в отношении нравственных предписаний и азбуки религии, но неприменимо к высшей форме веры, постигнуть которую может только возвышенная душа.  Хотя все высокие истины познаются интуитивно, чтобы их усвоить, нужно прежде обучиться истинам более простым.

Та религия самая чистая, которая дает самое чистое представление о Боге. Так возможно ли, чтобы невежественные приобщились к абсолютной религии, пока они пребывают в невежестве?

Итак, не нужно винить Спасителя из Иерусалима или Спасителя из Надии в пришедших за ними пороках. Для их исправления нужны не критики, а лютеры, которые дадут верное истолкование изначальным заповедям.

Бог открывает нам истину, как открыл ее Вьясе, когда мы искренне ее ищем. Истина вечна и неисчерпаема. Откровение приходит к душе, когда она стремится его получить. Души великих мыслителей прошлого, ведущих теперь духовное бытие, часто отвечают на наш порыв к знанию и помогают его развить. Так Вьясе помогли Нарада и Брахма. Наши шастры, книги мудрости, не содержат всего, что мы могли бы получить от безграничного Отца. Нет книги без изъянов. Божественное откровение — Абсолютная Истина, но оно едва ли может быть получено и сохранено в его изначальной чистоте. В «Шримад-Бхагаватам» нам советуют верить в то, что истина, когда она открывается, абсолютна, но со временем она приобретает те или иные оттенки, соответственно с природой получателя, и превращается в нечто ложное по мере того, как в течение веков проходит через многочисленные руки. Поэтому, чтобы истина сохранила свою изначальную чистоту, необходимы новые откровения. Нас таким образом предостерегают и велят осторожно изучать старых авторов, какими бы мудрыми и знаменитыми они ни были. Здесь у нас есть полное право отвергнуть неверную мысль, не одобряемую голосом совести.

Вьяса остался недоволен тем, что он собрал в Ведах, изложил в Пуранах, о чем рассказал в «Махабхарате». Голос совести не одобрил его трудов. Он роптал изнутри: «Нет, Вьяса! Ты не можешь удовольствоваться ложной картиной истины, которую неизбежно представили тебе мудрецы прошлых эпох! Стучись сам в двери неистощимой кладовой истины, из которой мудрецы прошлого почерпнули свое богатство. Иди! Иди к истоку истины, где еще ни одного паломника не постигло разочарование». Вьяса внял голосу совести и обрел то, чего желал. Нам всем советуют сделать то же самое.

Следовательно, свобода — самый ценный дар, полученный нами от Бога. Мы не должны допускать, чтобы нас вели те, кто жил и мыслил до нас. Нужно думать самим и стараться добыть новые истины, никем еще не открытые. В «Шримад-Бхагаватам» (11.21.23) нам советуют следовать духу, а не букве шастр. Посему бхагавата — это религия свободы, неоскверненной истины и абсолютной любви.

Она, кроме того, прогрессивна. Свобода, безусловно, мать всякого прогресса. Божественная свобода ведет нас все выше и выше к вечности и безграничной деятельной любви. Злоупотребивший свободой падает, поэтому вайшнав всегда будет бережно использовать этот высокий и прекрасный дар Бога.

Предпринятый нами труд по духу своему призван неустанно славить всех великих реформаторов и учителей, которые жили или будут жить в других странах. Вайшнав готов чтить всех людей, к какой бы касте они не принадлежали, ибо все они наполнены энергией Бога. Посмотрите, сколь всеобъемлюща религия «Бхагаваты». Она предназначена не для какой-то особой категории индусов, она дана в дар каждому человеку, в какой бы стране он ни родился, в каком бы обществе ни вырос. Говоря коротко, вайшнавизм — это Абсолютная Любовь, связывающая всех людей с ничем не ограниченным и абсолютным Богом. Пусть же во всей вселенной вечно царит мир, пусть она становится все чище и чище трудами будущих героев, которых, по слову «Бхагаваты», наделит силой Всемогущий Отец, Создатель, Хранитель и Разрушитель всего на небе и на земле.

Из лекции Шрилы Бхактивинода Тхакура, прочитанной на английском языке
в 1867 г. в Динаджпуре, Западная Бенгалия