Большевики не устраивали гонений на Церковь

На модерации Отложенный

Понятие «гонения» на церковь появилось в 1992 году с лёгкой руки иноагентов из «Мемориала», которые стали изливать потоки грязи на Советский Союз.

До революции никакой Русской православной церкви в России, как самостоятельной религиозной организации не было. Существовало государственное ведомство Русской православной церквиСвятейший Правительствующий Синод. Он исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, являясь одним из государственных органов. Главой церкви был император, который утверждал церковные штаты, содержание клириков, назначение высших церковных чинов.

После революции только что возникшая церковь с избранным патриархом Тихоном (Беллавин) раскололась на несколько церквей.

То есть единой церкви не было. Кого же тогда гоняли большевики? Поэтому апологетам, прежде чем выдвигать обвинения, следует разобраться в истории церкви.

Репрессий по религиозному принципу в Советское время не было. Было лишение церкви права навязывать гражданам принудительно платные религиозные услуги

Запрета на религиозные проповеди не было, но проводить под видом проповеди антигосударственную пропаганду было запрещено, а ведущие преступную пропаганду церковники, подвергались заслуженному наказанию.

Церкви закрывались по причине нерентабельности, поскольку не могли сами себя содержать, так сказать, лишились государственной кормушки.

Поместный собор 1917 год. Фото из открытого доступаПоместный собор 1917 год. Фото из открытого доступа

Антицерковные выступления начались до революции

Ещё задолго до революции крестьянство, совершенно далёкое в то время от большевизма, было недовольно действиями церковных деятелей. Монастырские крестьяне эксплуатировались нещадно, а строптивые подвергались пыткам с дыбой, заковывались в оковы, сажались в темницы и замуровывались, видимо так пропагандировались христианские ценности

6 ноября 2017 года в Москве прошла заключительная историко-патриотическая конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность»

В докладе Алексея Рожнова, подготовленном группой исследователей, были приведены выдержки из документов.

Один из них - письмо бедного крестьянина, который так описывает действия церковнослужителей: «Бесстыдие их доходит до крайних пределов: за то, кто не даст ему положенного им, в храме даст выговор и лишение благодати Божией. Понятно, не все такие. А таким нет обуздания, и все это ставит на низшую ступень животного, и позорит нашу веру…».

Другой документ — выдержка из протокола заседания Государственной думы в 1909 г. Один из депутатов рассказывал: «Сельские священники… имеют порядочно земли, которая считается церковной, …доходы с этих земель они кладут в свои карманы; берут с живого, берут с мертвого, за крестины, за свадьбы, за погребение и т. д.»

Сразу после Февральской революции начались церковные погромы, крестьяне захватывали церковные земли и изгоняли священников, их число уже в апреле достигло нескольких десятков

Например, газета «Пензенские епархиальные ведомости» № 7-9/10 за апрель 1917 года писала:

«В Юго-Западном крае усиливается преследование священников крестьянами. Крестьяне требуют удаления священников. В одной Киевской губернии удалено уже свыше 60-ти священников. Из Житомира сообщают, что за последние две недели сельскими сходами составлено до 60-ти приговоров об удалении приходских священников. В Саратовской епархии по приговорам прихожан уволены 40 священников».

А по сообщению в газете «Русское слово» № 88 от 21 апреля 1917 года «ввиду крайне враждебного отношения… местного населения за его прикосновенность к бывшему охранному отделению» из Нижнего Новгорода был удален архиепископ Иоаким.

Когда большевики пришли к власти, то тоже не сразу стали ограничивать влияние церкви, Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви появился в официальной публикации только 23 января 1918 года (но принят был раньше 20-го)

Там, в частности было сказано, что:

- Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой.

- Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан и Советской Республики.

- Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

- Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

То есть церковь была лишена государственной кормушки, что и стало причиной ненависти священноначалия к новой власти.

В это время в Москве проходил Поместный собор Православной российской церкви, который начался15 августа 1917 года и закончился 7 сентября 1918 года, большевики его проведению не препятствовали.

Собор восстановил патриаршество, патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин), который 20 января провозгласил анафему (проклятие) советской власти.

Анафема советской власти

Патриарх Тихон Фото из открытого доступаПатриарх Тихон Фото из открытого доступа

В анафеме были перечислены преступления гонителей – захват храмов и обителей, отвержение таинств, закрытие православных школ, но самое главное, обратите внимание -

захват имущества «под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа»

Как видите, анафема появилась вместе с Декретом и затронула святое – имущество церкви, которое патриарх почему-то называет народным достоянием.

Недавно вышла статья: "Как церковь стяжала богатство и поддерживала рабство на Руси" ЗДЕСЬ


В некоторых ваших комментариях написано, что у церкви не было никакого имущества, всё принадлежало государству. Здесь вы ошибаетесь.

Имущество церкви

До 1917 года церковь владела значительным имуществом и денежными средствами.

Земельные угодья. Были пожалованы церкви из государственных земель царскими указами, а также отдельными феодалами, поэтому к 1917 году монастырям принадлежало около 1 млн десятин земли, а общий объём церковного землевладения составлял 2,5 млн десятин, что равнялось 1% обрабатываемых земель в европейской части России.

Другие виды имущества. Церкви принадлежало немалое количество промышленных предприятий и торговых заведений, доходных домов, мельницы, винокурни, рыбный и лесной промысел.

Доходы церкви складывались из средств, получаемых из казны, прибылей от эксплуатации движимого и недвижимого имущества, процентов с капитала, сборов (кружечного, кошелькового) и сборов за требы.

Гигантские капиталы церкви насчитывали миллиарды рублей, в том числе за границей. При этом храмы строило государство и жалование тоже платило оно.

В выше указанной статье приведены цифры.

Теперь вам понятно почему была такая гневная реакция у патриарха Тихона.

Он призвал народ сплотиться вокруг церкви, но получилось, наоборот, его не поддержали даже его ближайшие коллеги-митрополиты, признав его проклятие не правильным и откололись от него.

Так, только что образовавшаяся церковь разбилась на несколько осколков.

Церковные расколы

Первые откололись обновленцы. Они раскритиковали позицию патриарха Тихона, даже пытались организовать на него покушение, стали сотрудничать с советской властью и забирать церкви. Обновленческая церковь была зарегистрирована в мае 1922 года, когда было объявлено об учреждении нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ), возглавил епископ Антонин (Грановский), возведённый обновленцами в сан митрополита.

Фото автораФото автора

Есть очень хорошая книга митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна(Снычёва), в которой он описывает тот, извините за выражение, беспредел, который творился в церкви. Только что образованная церковь после смерти патриарха Тихона разбилась на несколько осколков.

Местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский)

1. «Григорианство» возникло в 1925 году. Десять епископов во главе с архиепископом Григорием Екатеринбургским отделились от Сергия (Страгородского) и зарегистрировали свой Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС).

В 1927 году Сергий (Страгородский), наблюдая, как обновленцы захватывают храмы, заявил о своей лояльности советской власти и издал Декларацию, о том, что он и Синод включают себя в организм Отечества, чтобы вместе делить радости и неудачи. Было принято решение поминать представителей власти за богослужением, а ссыльных епископов не поминать. Декларация была разослана по всем епархиям. Это вызвало возмущение ссыльных епископов на Соловках, которые в ответ написали свою декларацию. От Сергия (Страгородского) стали отделяться сторонники патриарха Тихона.

2. Ярославский раскол заявил о себе в 1928 году. В него вошли пять архиереев Ярославской епархии во главе с митрополитом Агафангелом, не согласные с политикой Сергия (Страгородского). Агафангел считал, что он должен быть Местоблюстителем патриаршего престола, поскольку был старейшим по хиротонии.

3. «Иосифляне». Были сторонники патриарха Тихона и против советской власти. Возглавил их митрополит Ростовский Иосиф (Петровых).

4. «Викторианство». Возникло вместе с иосифлянским расколом, возглавил его епископ Глазовский Виктор (Островидов).

Как видите, три церкви были зарегистрированы: Московский патриархат, ВЦУ и ВВЦС, остальные две были в расколе.

Вы спросите почему? Обычный делёж власти и имущества. Самое неприятное то, что они настраивали друг против друга прихожан, а те шли отвоевывать храмы, и громили их при этом нещадно, порой это были самые настоящие побоища.

Об этом с печалью пишет митрополит Иоанн (Снычёв). Читаем на стр. 177

Фото автораФото автора

В 30-годы образовалось уже три течения в расколе – «Сергиане» (сторонники Сергия (Страгородского)), обновленцы, и «тихоновцы» (сторонники патриарха Тихона).

Именно «тихоновцы», а их было большинство, выступали с клеветой на советскую власть, поддерживали отношение с Зарубежной церковью, занимались контрреволюционной деятельностью.

Именно их арестовывали, ссылали и приговаривали к высшей мере наказания по статье 58-1 за контрреволюционную деятельность, согласно УК РСФСР.

Поэтому, страдали они не за веру и не за Христа, они тогда были политические преступники, священномучениками их сделали в 1990-е годы.

Что касается храмов, то обновленцы, да и «сергиане», зачастую, не могли содержать храмы самостоятельно, оплачивать коммунальные услуги. Народ не особенно стремился ходить в церковь, появились другие ценности. Постепенно храмы стали сдавать государству, которому они тоже были не особенно нужны, поэтому в них устраивали склады, зернохранилища, или отдавали молодёжи под клубы.

Сейчас интернет переполнен фотографиями взорванных или разрушенных храмов, это фото хрущёвского периода, выдают их за 20-30-е годы, что якобы это делали большевики. Нет, храмы разрушали при Хрущёве.

Я не говорю, что этого не было вовсе, но случаи были единичные.

Таким образом большевики не осуществляли гонения на церковь, как сейчас утверждают церковные апологеты, стараясь не затрагивать тему расколов.

А всё потому, что и сейчас церковь не едина и находится в расколе.