Друзья и френды. Против кого дружим?

 В моей жизни всегда огромную роль играла дружба и общение с друзьями. Об этом я уже подробно писал ранее в одном из своих постов «О дружбе». Однако в сетевой жизни эти понятия зачастую приобретают некий новый и неожиданный, если не сказать извращенный смысл. Я всегда был убежден, что настоящих друзей, которые тебя всегда поймут и примут такого, какой ты есть, помогут и спасут в любой ситуации, никогда не может быть слишком много. Тем более удивительно мне было обнаружить, придя в Гайд-Парк, сотни и тысячи человек, числящихся друзьями некоторых наиболее активных блогеров. Сначала я посчитал, что все они являются их активными читателями или поклонниками, знакомыми и сослуживцами, подобно тому, как формируется френд-лист в остальных соц. сетях. После первых же публикаций мне было весьма приятно получить предложения дружбы от новых, ранее мне совершенно не знакомых людей, с некоторыми из которых у меня завязалась чрезвычайно оживленная переписка по самым разным вопросам, далеко выходящим за обсуждаемую на сайте тематику. Среди них были весьма плодовитые и авторитетные авторы,  собравшие вокруг себя немалую аудиторию, чьи предложения особенно льстили зеленому и наивному новичку, которым я был тут в прошлом году. Общение с ними в личке мне было весьма приятно и познавательно.

 Сам я за все время нахождения в Гайд-Парке сделал предложения о дружбе едва ли десятку человек, да и то больше своим личным давним знакомым, которых и пригласил сюда. Надо сказать, что я всегда весьма щепетильно отношусь к кругу своего общения, не навязываясь сам и внимательно вглядываясь в приближающегося ко мне человека даже на сетевом пространстве. Отвечая на предложение дружбы в любой соцсети от незнакомого ранее человека, я сначала смотрю на фото, а потом заглядываю в его анкету, пытаясь понять, чем же я привлек внимание незнакомого мне ранее человека, кто он и откуда, чем занимается и чем может быть интересен мне. Я добросовестно тратил свое время, пытаясь ознакомиться с текстами и строем мыслей моих новоявленных приятелей, высказать им свое мнение в комментах и личках. Однако с течением времени я стал замечать, что далеко не все, предложившие мне дружить, на самом деле были заинтересованы мной лично и в развитии обоюдных доверительных и постоянных связей. Прозрение наступило, когда один из таких персонажей, имеющий уже список из трех тысяч «друзей», в ходе одной из дискуссий, в ответ на обращение «друг» позволил себе высокомерно пресечь мою невинную фамильярность. Еще более показательным оказалось, что из 72 моих «друзей» на приглашение всем примкнуть к новому сообществу откликнулось только 7 человек, хотя в предварительной дискуссии о нем участвовали и одобрили затею 12.

 

Познакомившись с работой Гайд-Парка поближе, я понял, что многие тут используют статус друга в своих собственных интересах, и решил, что необходимо провести некоторое выделение тех, кто интересен мне, тех, кто интересуется мной и тех, кому нужен лишь мой интерес к их публикациям. В других подобных сетях люди, которые хотят читать меня, записывавшись в друзья, фактически оформляют подписку на извещения о моих публикациях, аналогично и я, когда интересуюсь особо кем то, становлюсь его френдом и начинаю получать сообщения о том, что он делает, пишет и комментирует. К сожалению, в нашей сети такое разделение отсутствует, что и приводит к скоплению в друзьях зачастую совсем не тех, кто тебе интересен и даже не тех, кто тебя хочет читать, а кто лишь эксплуатирует ваше доверие, внимание и время ради рекламы написанного им и автораскрутки, путем рассылки персональных приглашений к различным, подчас совершенно ненужным обсуждениям раскопанного им где-то копи-паста. Разумеется, я не стал резко избавляться от такого балласта в моем френд-листе, поскольку, знаю как остро и болезненно человек зачастую реагирует даже на такой элементарный акт приведения формального состояния отношений к фактическому, но выводы для себя на будущее сделал.

 

Однако и разграничение своего списка на группы, выделение интересующих меня людей в Избранное так и не дало мне возможности полноценно следить за их активностью на сайте и должным образом структурировать все увеличивающийся поток информации, обрушивающийся на меня каждый день от все новых и новых друзей, активно зазывающих меня на обсуждения очередных баянов, которые мне тут уже быстро приелись и о которых я выступлю несколько позже.

Это стало сказываться на том, что я перестал успевать следить за лентой новостей, активных дискуссий и наиболее интересных публикаций, обнаруживая в них по нескольку раз уже знакомые мне имена и темы. Однако подобный навязчивый самопиар неизбежно вызывает отторжение и неизбежно уничтожает интерес к такому слишком активному сетевому деятелю, несмотря на его желание получить как можно более широкую аудиторию. Большинство из нас действительно приходит в сеть ради развития своего круга общения, поиска единомышленников или близких по духу, вкусам и культуре людей, обсуждения своих и чужих мыслей и произведений, получить их адекватную и компетентную оценку, для обогащения своего внутреннего мира новой полезной информацией, либо развлечения. Но не стоит и беззастенчиво злоупотреблять этими возможностями.

 

Гораздо более неприятным открытием для меня стало то, что инструмент дружбы и сообществ здесь используется подчас для грубого навязывания своего мнения не только читателям собственных опусов, но и остальным пользователям Гайд-Парка, рискнувшим попасть в орбиту внимания того или иного администратора сообщества, возомнившего себя наполеончиком местного разлива, устанавливающего для своих сообщников (а как еще назвать тех , кто участвует в коллективной травле несогласных с ними) драконовские правила членства, требующих от них обязательной нежной дружбы с ним любимым и ревниво угрожающим расправой и изгнанием из Гайд-Парка тем, кто почему-то не желает переносить любовь к Родине на самозваного фюрера и его бредовые тексты. Кроме того, такая дружба используется для организации коллективных нападок на тех или иных несогласных с ними членов сообщества,  публичные оскорбления и минусования. Все это происходит при молчаливом попустительстве, если не сказать покровительстве администрации и модераторов, осуществляющих предельно странную внутреннюю политику по культивированию тут самых радикальных и неоднозначных группировок. Не удивлюсь, если это отнюдь не их личные политические пристрастия, а социальный заказ от весьма компетентных органов, так выявляющих, мониторящих и контролирующих чересчур либеральные и экстремистские настроения в обществе, а также их наиболее активных и неадекватных носителей. Этот подтверждается тем, насколько вяло продвигается коммерциализация сайта, что наводит на мысли о имеющемся более существенном источнике его финансирования, о котором глубокоуважаемый Малинин так и не ответил ничего вразумительного на своей недавней видеоконференции.

 

В то же время отсутствуют, блокируются, ограничиваются, не афишируются или функционируют неполноценно многие известные социальные функции, развивающие столь необходимые горизонтальные связи, подобные поиску земляков, коллег или единомышленников внутри сети. Вероятно, в целях пресечения спамовых рассылок, но общение это затрудняет всерьез. Так, оказалось невозможно отправить в день более 8 извещений или приглашений даже собственному списку друзей, когда я пробовал устроить предварительное приватное обсуждение идеи создания нового сообщества. Я уже не говорю об организации конференции, открытой только приглашенным участникам.  Получая оценки своих постов и комментариев, я лишен возможности узнать, кто и как из моих друзей-знакомых проголосовал за или против него. А ведь зачастую именно ради этой обратной связи мы и публикуем свои даже самые сокровенные мысли и чаяния на всеобщее обозрение. Нет ни личной гостевой книги, ни общедоступной стены или чата. Сосредоточившись в основном на аккумулировании различного новостного и публицистического контента в блогах и сообществах, сеть теряет свою главную социальную сущность – соединять людей, объединяя на основе общих взаимных интересов,  вкусов, воззрений, а не разобщать  на враждующие группировки, заставляя сбиваться в кучи и шифроваться для самозащиты или нападений на неугодных противников. Будет ли ситуация так развиваться и дальше во многом зависит не только от концепции, заложенной хозяевами ресурса, но и позиции самих ее пользователей, их активности, принципиальности и доброй воли. Моей инициативой в этом направлении стало создание сообщества «С открытым забралом». А как Вы думаете?