Войны, пассионарии, прогресс.
На модерации
Отложенный
Немало людей соглашаются с тезисом, что войны периодически выбивают «цвет нации» в России, и потом оказывается, что у нас больше детей из семей «косивших от фронта» эгоистов. Возможно, в этом есть доля истины, но это не приговор.
Давайте попробуем системно разобраться, как это, в принципе, «работает».
Начнём с «пассионариев». Этот термин довольно часто применяют, но, на мой взгляд, трактуют неверно. Придумавший его Гумилёв указывал, что у пассионарности внешняя физическая природа ‒ на определённой территории и в определённый исторический момент (под воздействием то ли солнечной активности, то ли другой энергии) люди становятся активными, способными на великие дела. Не согласен, и об этом когда-то в этой сети писал.**
Но, что интересно, конкретного «портрета пассионария» ни у Гумилёва, ни у других авторов лично я не встречал. Так кто такие пассионарии? А это юноши и молодые мужчины (девушки много реже), которые в период становления личности и формирования мировоззренческого понятия о справедливости воспринимают определённые идеи как истинные и за которые стоит бороться. И немало тех, у кого это остаётся на всю жизнь. Как пример ‒ история Владимира Ульянова. Или, даже ‒ Владимира Путина.
Но надо также понимать, что «гена пассионарности» не существует. И у пассионария могут быть совершенно обычные дети, не склонные к борьбе за идею. Вообще, это очень тонкий момент. У детей вернувшегося с фронта добровольца больше вероятности «пропитаться» патриотическими идеями, чем у детей не желавшего идти на фронт. Влияние родителей на формирование мировоззрения детей велико. И в этом смысле неродившиеся дети погибших на фронте «уменьшают общий процент» пассионариев в обществе.
С другой стороны, есть школы и другие общественные институты, которые могут это компенсировать. Однако, обязательно должна быть системная работа, направляемая государством. Кстати, к нынешней российской власти по этому поводу лично у меня немало вопросов.
С другой стороны, войны последних столетий, по сути, способствовали ускорению технического прогресса. Это очевидный факт.
И, в результате, мы наблюдаем, что войны порождают дисбаланс между прогрессом в технологиях и прогрессом в общественных отношениях. То есть, бурное развитие технологий, и торможение развития общественных отношений, за счёт постоянного выбывания тех, кто хотел бы двигать и направлять людей (и человечество в целом) к более доброму и справедливому общественному устройству.
Но нельзя не отметить, что в послевоенном СССР указанный дисбаланс успешно преодолевался (почти до начала 1980х годов). Люди хотели строить и творить, верили в «светлое будущее» и готовы были за это пожертвовать многим. Как так получалось? А были в нашей стране пассионарии, передававшие свою пассионарность молодым. Речь об учителях, тогда уважаемых во всех смыслах и народом и властью.
Сейчас учителя, увы, в массе своей не пассионарии. Чтобы это исправить надо кое-что менять в нашем общественном устройстве.
**
https://newsland.com/post/857907-prav-li-byl-lev-gumiliov
https://newsland.com/post/7542752-programmnaia-statia-ob-ideologii-kak-nauke
Комментарии