Программная статья об идеологии как науке.
На модерации
Отложенный
Эта статья с другим названием уже была опубликована в этой сети в другом сообществе. Здесь же она опубликована потому, что нужна была некая программа, а данная статья как раз подходит.
Будет сказано и о пассионарности, и о зелёной энергетике, и о Чингисхане. Но в начале о другом.
В первой половине XIX века было как-то незаметно ликвидировано нарождавшееся научное направление под названием идеология.
То, что мы привыкли сейчас называть "идеологиями", по сути, таковыми не являются.
И очень интересно понять, почему так вышло?
Автор не выдумывает здесь какую-то небылицу. Возьмите любое слово с корнем "...логия". Биология, политология, филология и т.п. И в определении вы прочтёте, что это наука о ....
А идеология – это наука о чём?... Вот именно, сейчас это не наука, а система идей. Но тогда и говорите, о системе идей на основе либеральной, коммунистической или любой другой теории. Так нет же, говорят, что это идеологии.
В конце XVIII-начале XIX века понятие "идеология" было введено французскими философами именно как научное направление, изучающее идеи, их возникновение и человеческое мышление в связи с этим. Однако, с нелёгкой руки Наполеона, Маркса и других понятие идеология было "вывернуто" и стало тем, что есть сейчас.
Так всё-таки – почему?
Мне думается, что тогда ещё не пришло время. Вопросы о том как возникают и развиваются идеи уже возникали, но не хватало некоторых знаний, чтоб на них ответить. Ещё не было целостной системной картины общего исторического процесса. Недостаточно было знаний о работе человеческого мозга. И ещё многого.
Ради интереса немного отвлечёмся от общего и рассмотрим конкретный пример развития определённой идеи. Скажем, модной нынче на "западе" идеи о необходимости перехода к "зелёной энергетике".
У любой идеи есть момент рождения. В данном случае таковым можно считать средину ХХ века, когда возникло понятие "глобальных проблем" и понимание необходимости их решения. Среди них в том числе были обозначены проблемы загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Для решения проблемы будущего энергетического кризиса в связи с истощением природных ресурсов и было предложено развивать производство так называемых "возобновляемых источников энергии". Это годилось и как один из методов борьбы с загрязнением окружающей среды.
В истории много раз было, что новые идеи поначалу кажутся не имеющими серьёзных изъянов, а их реализация способна привести к решению поставленных задач. Но по мере развития идеи и её практического воплощения, появлялись такие новые проблемы, которые становились для первоначально красивой идеи просто разрушительными.
С "зелёной энергетикой" произошло нечто подобное. Пока появлялись и совершенствовались ветрогенераторы, солнечные батареи и тому подобное, казалось, что здесь человечество на правильном пути, росло число людей, прямо поддерживавших всё это. Но как только развитие идеи перешло на новую ступень, и попытались "зелёными" источниками энергии полностью заместить традиционные, то выяснилось, что мощностей для обеспечения сложившегося уклада жизни людей не хватает. Всё это привело к очевидному кризису в развитии идеи "зелёной энергетики", который мы сейчас и наблюдаем.
Что привело к этому кризису? Отсутствие системного подхода, и как результат – выбор неправильного вектора в развитии идеи.
Теперь вернёмся к вопросу об идеологии как науке. Давайте дадим краткий "набросок" основных тем и разделов этого незаслуженно забытого научного направления.
Итак, по пунктам.
1. Идеи рождаются, развиваются, умирают (либо перерождаются в нечто новое).
2. У идей есть собственные "векторы" развития, которые могут меняться под влиянием множества факторов.
3. Идеи не являются законами природы, они "живут" в сознании людей.
4. Идея набирает силу и начинает влиять на человечество (и окружающий мир) в случае "резонанса", то есть когда овладевает массами.
5. В общечеловеческом сознании (и сознании отдельных людей) одновременно много различных идей, которые могут быть параллельны и не пересекаться, а могут оказывать влияние друг на друга. В некотором роде (по аналогии с понятием информационного поля) можно говорить о "поле идей".
6. Для развития и воплощения идеи необходимы соответствующие условия. Если их нет, то самая прекрасная идея обречена на провал. И ещё. Идея, высказанная раньше момента, когда сложатся подходящие условия, скорее всего реализована не будет.
7. Новые идеи необходимы для развития человечества, так как без этого деградация и гибель цивилизации. Это "созвучно" с природой самого человека, ибо он так устроен, что мозг постоянно требует нового.
8. Язык, на котором говорят носители идеи, является существенным фактором её развития.
Опираясь на идеологию как научное направление, можно легко разрешить многие спорные вопросы в истории человечества.
Для примера. До сих пор историки "ломают копья" по вопросу причин успехов завоеваний Чингисхана. Говорят о "пассионарном взрыве", роли личности и многом ещё. Если же рассматривать это, используя идеологию как науку, то всё легко объяснить.
Главной идеей у Чингисхана было дать монголам возможность спокойно кочевать в своих степях, жить без междоусобиц не опасаться внешних врагов. Просто хорошо жить по тогдашним их понятиям. И всё. Нормальная идея, даже по нынешним временам.
Эта идея нашла отклик в среде монголов, овладела массами кочевников. И Чингисхану было легко её реализовать. Он объединил всех монгол в одно государство, прекратил распри, нанёс военные поражения всем соседям, обезопасив таким образом свою страну. Казалось бы, задача решена.
Но идея живёт и развивается. Появился новый вектор в развитии идеи. Есть и более далёкие страны и народы, которые тоже желательно победить, чтобы не было даже потенциальной опасности. Кроме того, военные победы приносили богатство монголам, делали их жизнь и быт лучше, а значит новые походы желательны. Тем более, что изначальной идее это напрямую не противоречило.
Кроме того. Во время своих завоеваний монголы не встретили страны и народы, "вооружённые" какой-нибудь своей мощной идеей, чтобы им противостоять. Таким образом возникло огромное государство, где полностью была реализована идея о хорошей жизни для кочевников-монголов.
А то, что в дальнейшем это государство распалось на части и они постепенно исчезли с исторической сцены, тоже имеет своё объяснение. Идея о хорошей жизни для кочевников-монголов была полностью реализована и умерла. Других мощных идей на необъятных просторах бывшей монгольской империи больше не возникало. А у соседей новые идеи появились. И у Китая, и в русских землях. Дальнейшее известно.
Моё мнение по вопросу идеологии таково. На уровне академической науки, тем же университетам нужно заняться идеологией как научным направлением. С моей точки зрения это может быть раздел в философии. Что, кстати, оживит философское направление в нашей науке, ныне изрядно "припорошённое нафталином".
Комментарии