Первый украинский майдан
На модерации
Отложенный

Автор: Елена Мачульская
19 марта 1917 года, почти за сто лет до хорошо известных нам печальных событий, в Киеве случился первый майдан под лозунгами: «Автономию Украине», «Да здравствует свободная Украина с гетманом во главе!». Демонстранты разоружили полицию, а на главной площади разрушили памятник Столыпину, объявив его символом российского самодержавия. В общем, ничто не ново в этом мире.
На тот момент Киев был крупным административным центром Российской империи с населением более 460 тысяч человек, и идея об отделении от остальной России была для людей новой и непонятной.
Хотя идеи украинской самостийности и продвигались отдельными политическими силами, к началу 1917 года на самой Украине они не пользовались заметной популярностью. В Малороссии были сильны позиции организаций, стоявших на принципах единства русского народа и отвергавших идеи украинского сепаратизма в любой форме. Подавляющее большинство представителей активной части украинства боролось за преобразование общества в целом. Идеями о самостийности или хотя бы автономии грезили в основном местные мелкие буржуа, представители низших слоев интеллигенции и укропатриоты в вышиванках. Они во множестве создавали микроскопические партии и кружки, внешне выступавшие под демократическими и социалистическими лозунгами.
Новости в те времена шли медленно, потому некоторое время киевляне оставались в неведении относительно февральского переворота. Но 13 марта член Государственной думы Бубликов телеграфировал в Киев о свержении монархии. Эта новость сразу же оказалась на передовицах газет. И вся самостийная публика, которая до сей поры старалась не отсвечивать, мгновенно активизировалась.
В автобиографической повести «Начало неведомого века» Константин Паустовский вспоминал те дни: «Я ехал через Киев. Он также, как и Москва, ключом кипел на митингах. Только вместо «Долой!» и «Ура!» здесь кричали «Геть!» и «Слава!», а вместо «Марсельезы» пели «Заповит» Шевченко и «Ще не вмерла Украина»
17 марта в Киеве собрались представители политических, общественных и культурных организаций.
Спешно сформировав оргкомитет, они вступили в дебаты и прения. Самостийники выступали за немедленное провозглашение независимости, автономисты видели Украину автономной республикой в составе Российской Федерации. Но все они желали одного — власти. По итогам суток жарких споров лидеры противоположных политических лагерей согласились на создание единой организации под названием Украинская Центральная рада.
В современных украинских учебниках Центральную Раду образца 1917 года именуют первым национальным парламентом. Но есть один существенный момент: никто этих народных избранников не избирал, сметливые хлопцы попросту воспользовались революционной ситуацией в Петрограде и, не теряя времени даром, сами назначили себя властью
19 марта самостийники возглавили демонстрацию, оставшуюся от проходившего утром военного парада — митинг мгновенно стал радикально настроенным и по призыву новых организаторов разоружил полицию.
Председателем Рады заочно избрали Михаила Грушевского. Он приехал неделю спустя. «Лукавий, хитрий був дідок», — характеризовал Грушевского его современник, поэт Александр Олесь.
К началу революционных событий родоначальник украинской историографии Грушевский был широко известен как идеолог национального движения, автор фундаментального многотомного труда «История Украины-Руси». А еще Михаил Сергеевич очень кстати успел пострадать за убеждения: 11 декабря 1914 года его арестовали в Киеве по обвинению в «австрофильстве» (да, молиться на Европу на Украине начали еще в начале ХХ века) и после нескольких месяцев тюрьмы выслали в Симбирск под гласный полицейский надзор. Правда, уже в конце года профессору удалось добиться разрешения на переезд в Казань, а еще через год – в Москву. Тем не менее судимость от клятых москалей добавила Грушевскому популярности.
После приезда Грушевского в Киев украинский национализм расцвел пышным цветом. Со всеми закономерными печальными последствиями.
Комментарии