«Время ожидания доходит до 10 часов». В российских регионах начался коллапс системы скорой помощи

На модерации Отложенный


Сокращение расходов на здравоохранение и дефицит кадров поставили на грань коллапса систему скорой помощи в российских регионах.

Время доезда «скорых» до пациентов растет по всей стране, а в некоторых регионах вызовы могут висеть часами, рассказали «Медвестнику» в межрегиональном профсоюзе «Действие» и подтвердили работники подстанций скорой помощи из 10 регионов, включая несколько городов-миллионников.

По оценкам «Действия», например, в Нижнем Новгороде, на 7 из 9 подстанций СМП в отдельные дни половина вызовов не обрабатывались вовремя, а каждый десятый нуждающийся экстренной в помощи не получил ее своевременно — ежедневно около 30 человек.

Такая ситуация характерна для всей России, отмечает сопредседатель профсоюза «Действие» Андрей Коновал.

В Брянской области один из сотрудников скорой рассказал «МВ», что время ожидания порой доходит до десяти часов. Например, вызов к пациенту с предварительным диагнозом «артериальная гипертензия с поражением сердца без сердечной недостаточности» был принят в 13.44 по местному времени, а передан бригаде в 21.58, при том что маркировался как экстренный. Парализованный пациент ждал полчаса, только чтобы его вызов передали бригаде.

В Великом Новгороде 26 февраля вызов с поводом «психоз у психбольного (агрессивен)» «висел» до передачи бригаде больше шести часов, с симптомом «острая боль и отек конечностей» — больше восьми часов. Вызов к пациенту, задыхавшемуся по неизвестной причине, не могли передать бригаде больше 1,5 часа, а к избитому с кровотечением из головы — больше трех часов.

Врач одной из подстанций СМП Петербурга, обслуживающей район Петергофа, также рассказал «МВ», что экстренные вызовы могут «висеть» по часу, а неотложная помощь — по 3—4 часа. По словам фельдшера станции скорой помощи Ставрополя, в одном из городов области иногда на линии работает только одна машина вместо четырех положенных. А в итоге осенью и весной, в период сезонных эпидемий, ожидание единственной «скорой» может длиться три часа и больше.

Все сотрудники «скорых», пишет «МВ», объясняют происходящее нехваткой медработников и водителей. Большая часть случаев несоблюдения 20-минутного норматива связана с задержкой передачи вызовов из-за нехватки бригад, подтверждает профсоюз «Доверие». Например, в Нижегородской области на 1 октября 2024 года укомплектованность кадрами на станциях составляла всего 58,4%.

Система здравоохранения, по уровню финансирования которой Россия до войны находилась на 141 месте в мире, пала жертвой войны в Украине: в 2024 году правительство радикально сократило финансирование нацпроекта «Здравоохранение», пустив под нож расходы на ключевые федеральные проекты, включая борьбу с раком, модернизацию поликлиник и первичную медпомощь.

Дефицит кадров, который на начало 2025 года, по словам главы Минздрава Михаила Мурашко, превышал 23 тысячи врачей. Кроме того, больницам не хватает 63 тысячи человек среднего медицинского персонала. Среди врачей участковой службы нехватка кадров составляет около 12%, по словам Мурашко.

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Еще во времена пресловутой «пандемии» стало очевидно, насколько глубоко развалена отрасль здравоохранения в ходе не менее пресловутых «оптимизаций» во исполнение еще более пресловутых «майских» указов Путина. Тогда министр Мурашко вполне простодушно сообщил, что инфекционная отрасль уничтожена в ходе «оптимизационных» мероприятий на 40 процентов. Если взять обычного человека и путем принудительных процедур понизить массу его тела на 40 процентов, можно лишь предполагать, до какой степени истощения дойдет его организм и какое состояние здоровья будет у подопытного. Вот именно это и сделали с инфекционной отраслью.
 
 Нелепо предполагать, что в иных медицинских областях ситуация чем-то кардинально отличается - резали всё и по живому. Причина известна была еще тогда: к 2012 году российская экономика перешла к хроническому системному кризису, и «майские указы» были реакцией на кризис. Причем самой идиотской из всех возможных: содержательно эти указы были направлены на перераспределение ресурса развития в сторону поддержания устойчивости.
 
 Китайцы, напомню, к 2012 году (а в кризис 2008 года они вошли вместе со всем миром и Россией в том числе) уже провели одну неудачную реформу экономики под названием «строительство общества среднего достатка», призванную заместить выпавшие экспортные объемы внутренним потреблением, и к 2013 году, убедившись, что проект реформы работает не так, как нужно, перешли к новому проекту строительства общества социального кредита. Россия же потратила эти годы совершенно впустую, ожидая, что цены на нефть вырастут и можно будет снова жить, снимая сливки с нефтяной ренты, но чудес не бывает, а потом было принято решение ждать еще, а начавшиеся системные проблемы гасить изъятием ресурса развития.
 
 Нет смысла говорить, что идиотское решение привело к совершенно предсказуемому результату, и начиная с 2019 года ресурс развития был сожран полностью, после чего в стране системный кризис начал переходить во всеобъемлющую социальную катастрофу. Ее «лечить» было решено переходом системы управления к агрессивной внешней политике и внутреннему террору.
 
 Но при этом с 2008 года так и не было сделано ни шага для перехода к новой модели экономического развития. Причина тоже известна: новая модель требовала и новую систему управления, а значит - и смену управляющей страты. Нынешняя в таком случае теряла вначале власть, затем - собственность. Логично, что она предпочла убивать страну, но не терять нажитое непосильным трудом.
 
 В этом смысле то, что происходит с системой скорой помощи - просто иллюстрация к происходящим повсеместно процессам. Это не отдельная и обособленная проблема, которую можно решить через какую-либо программу реформы отрасли. Это малая часть общей проблемы, которая в сегодняшней парадигме является неразрешимой. Нынешняя власть ведет себя как египетский фараон, который готов похоронить с собой все свое окружение, чтобы оно сопровождало его в загробной жизни. Нынешние исповедуют ту же логику - если мы исчезнем, вместе с нами должна исчезнуть и Россия.
 
 Кстати, не метафора. Путин в свое время сказал - зачем нам мир, в котором не будет России. Оговорка по Фрейду, учитывая, что под Россией они понимают себя и только себя.