Мария Захарова: Без свободы слова демократия невозможна

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 30 июля 2025 года
Запад буквально разрушает то, что являлось его фундаментом, базой, его архитектурой – свободу слова. Потому что без нее, как вы понимаете, демократия невозможна. Тем более либеральная демократия Запада, которая ассоциировала себя полностью с независимыми средствами массовой информации.
В Британии принят Закон о безопасности в интернете. На этом хочется отдельно остановиться (хотя я хотела бы другой глагол использовать, но скажу остановиться). 25 июля с.г. в силу вступил принятый парламентом в 2023 г. закон «О безопасности в интернете». Казалось бы, название прекрасное – кто же против безопасности, тем более кибербезопасности?
Как водится в англосаксонском мире, за красивой оберткой и высокопарными словами о необходимости «защитить подданных» скрывается грязная, чудовищная, страшная реальность. Британские власти получают инструмент тотального контроля над любой онлайн-деятельностью жителей Туманного Альбиона. Альбион становится еще более туманным.
Данный акт, среди прочего, обязывает социальные сети, мессенджеры и платформы определять возраст пользователей и, по сути, на постоянной основе сканировать не только открытые ленты и публикации, но и личные сообщения и переписку на предмет «незаконного» контента. То есть тайна переписки не просто может быть ограничена по решению суда или в ходе оперативно-розыскных мероприятий, она здесь ликвидируется в принципе как класс.
Дальше – больше. За пунктами, в которых содержится рациональное зерно, они должны оградить несовершеннолетних от противоправного контента, кроется реальная суть закона. Лондон под предлогом борьбы с «дезинформациями», «фейками» устанавливает тотальный контроль над информационным пространством.
Напомню, что это тот самый официальный Лондон, который придумал концепцию «highly likely», столетиями специализируется на осуществлении провокаций, операций «под ложным флагом» и буквально ежедневно генерирует тонны фейков через специально созданные для этого таблоиды. Не собираются бороться, простите, сами с собой? Тогда, если к делу подходить честно, 90% британской мейнстримовой прессы можно закрывать прямо сейчас. Ничего кроме лжи и спекуляций там не публикуется. Посмотрите и иски самих британцев к своим же печатным средствам массовой информации, и вы увидите – это хорошая статистика.
Очевидно, что ни о какой реальной безопасности речь не идет. Перед нами буквально универсальный инструмент по ограничению свободы слова и свободы выражения мнения, по борьбе с инакомыслием собственного населения, которое по всем соцопросам и объективным данным, не доверяет ни властям, ни британской прессе.
Закон специально написан так, что под него может попасть почти что угодно. Вот объявят вдруг британские власти, что, к примеру, якобы итоги Нюрнбергского процесса имеют срок давности, или что это все не так. И человек или какая-нибудь ассоциация историков или группа ветеранских организаций, которые захотят этому возразить и подискутировать на этот счет, могут стать жертвами уголовного преследования?
Лондон стремится к тотальному контролю над Интернетом, это понятно. Он хочет доминировать в этой сфере репрессивно, контролировать коммуникации, информацию, и кажется, уже даже мысли своих граждан. Все те демократические, либеральные принципы, о которых нам столько лет с придыханием рассказывали, сейчас в Британии окончательно растоптаны.
Подданные «короны» пытаются возмущаться, открыт сбор подписей под различными петициями. Кстати, счет подписавшихся уже идет на сотни тысяч. Одна из петиций собрала 400 тыс. подписей. Но есть большие сомнения, что это что-то изменит. На Даунинг-стрит есть дело до прав человека в других странах: на это и деньги выделяются, и внимание. Публично они тоже любят на эту тему разговаривать. Как только речь заходит и о правах человека в самой Британии, «это все может подождать».
Новеллы британского законодательства, кстати, перекликаются с принятым в другой стране англо-саксонского мира, в Австралии, законом об аналогичных вещах, он называется «Поправка о безопасности в Интернете» (The Online Safety Amendment - Social Media Minimum Age). Он вступит в силу в декабре с.г. Схема та же: под благовидными предлогами о защите детей институализируется инструмент, который позволит Канберре без ограничения применять цензуру по собственному усмотрению, искореняя любое инакомыслие.
Кажется, это лучший повод вновь вернуться к пророческому роману Дж.Оруэлла «1984»., где, напомню, тоталитарное государство, «Большой Брат» всегда следит за гражданами. У Дж.Оруэлла эта страна называлась «Океания», а ее прообразом послужило как раз Соединенное Королевство и подчиняющиеся британской короне страны и заморские территории. Родившийся в оккупированной Индии во времена Британской империи Эрик Артур Блэр (это настоящее имя Оруэлла) знал, о чем писал. Придуманные им крылатые выражения «полиция мыслей» и «мыслепреступление» совершенно точно описывают кампанию, развернутую на Западе.
Мы об этом предупреждали давно, приводили факты, привлекали внимание к этой теме на международных площадках, говорили тогда, когда на Западе только начинали преследовать и блокировать российские средства массовой информации. Представителям различных НКО, гражданского общества, некоторым из которых пока хватает духа громко возмущаться хотелось бы вновь напомнить бессмертные слова немецкого пастора, узника концлагеря Дахау М.Нимеллера. Приведу ее, немного изменив, применительно к свободе слова и средствам массовой информации:
«Когда они преследовали российских журналистов, мы молчали: мы же не были российскими журналистами,
Когда они стали удалять и блокировать российские СМИ, мы молчали: мы же не российские СМИ,
Когда они стали придумывать «русскую угрозу» и «хайли лайкли», мы молчали: мы же не русские,
Когда они пришли за нами (за западными журналистами, за аудиторией в интернете, за гражданами, которые пользуются возможностями ИКТ) – заступиться за нас было уже некому».
Как прекрасно цитата М.Немеллера, измененная под информационную тематику, ложится на то, что происходит сейчас. Все, что творили западники в отношении российских журналистов и средств массовой информации, они будут применять в отношении собственных журналистов и СМИ. Но тогда им на территории своих стран помочь уже никто не сможет.
Комментарии