Красноярские медики спасли мужчину после трёх с половиной часов клинической смерти

На модерации Отложенный

В Красноярском крае врачи вернули к жизни мужчину, чьё сердце остановилось на 3,5 часа. Благодаря уникальной методике, разработанной медиками, человек, который едва не погиб от переохлаждения, смог выжить.

О том, как произошло это чудо, рассказывает krsk.aif.ru.

Мужчина был на грани смерти

В 7:40 утра в отделение анестезиологии и реанимации №6 Красноярской краевой больницы поступил пациент, который находился в состоянии клинической смерти. Зрачки у него были расширены и не реагировали на свет, пульс отсутствовал, кожа была бледной и холодной.

«14 ноября я заступил на дежурство, и уже через минуту к нам привезли пациента с общим переохлаждением, найденного на остановке. В приёмное отделение он поступил в состоянии клинической смерти. Мы начали реанимационные мероприятия: подключили аппарат искусственной вентиляции лёгких и проводили непрямой массаж сердца — сначала силами врачей-анестезиологов, затем подключили аппарат механической реанимации, который выполняет непрямой массаж сердца», — рассказал врач-анестезиолог-реаниматолог Вячеслав Кузьменя.

Пациенту измерили температуру тела в пищеводе. Она оказалась всего 19,8 градуса. Требовались срочные меры. В шестое отделение вызвали анестезиологов из отделения кардиореанимации и приняли решение спасать пациента с помощью экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) и инвазивного согревания.

«Безопасное согревание пациента возможно не более чем на 1–2 градуса в час, так как есть риск реперфузионных осложнений. Когда восстанавливается кровообращение и открываются периферические сосуды, в общее кровообращение «улетают» микроэмболы и токсины, которые накопились в тканях за время, пока они не получали кислород. Это может привести к резкому ухудшению состояния пациента», — отмечает Кузьменя.

Организм защитила низкая температура

Пока продолжалась сердечно-лёгочная реанимация, организм пациента находился в состоянии клинической смерти. Благодаря глубокой гипотермии, в которой пребывал организм, у врачей было время подключить ЭКМО. Низкая температура защитила органы и мозг пациента.

«Аппарат ЭКМО обеспечивает циркуляцию крови, замещая работу сердца, насыщает кровь кислородом и удаляет углекислый газ, то есть выполняет функции лёгких, обеспечивая газообмен и гемодинамику в организме. Также к аппарату ЭКМО подключается терморегулирующее устройство (ТРУ), которое позволяет охлаждать или согревать пациента. Благодаря высокой скорости кровотока и возможности установить необходимую температуру, у нас была возможность быстро согревать пациента, соблюдая безопасный температурный градиент», — говорит врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии-реанимации №2 Вадим Охримчук.

С момента начала реанимации до момента, когда сердце пациента начало сокращаться, прошло примерно 3,5 часа. Когда температура тела поднялась до 28 градусов, сердце начало биться с высокой частотой — более 200 ударов в минуту, что потребовало дефибрилляции. После электроимпульсной терапии синусовый ритм сердца восстановился, появились другие признаки жизни — зрачки стали реагировать на свет, мышцы сокращались. Для защиты мозга была применена медицинская седация.

Пример современных технологий

В течение трёх суток пациента перевели на самостоятельное дыхание, прекратили кардиотоническую поддержку и отключили от ЭКМО. Осложнений удалось избежать. На четвёртые сутки мужчину перевели в ожоговое отделение, так как у него были обморожены ткани рук и ног.

Когда пациент пришёл в себя, он рассказал врачам, что его зовут Александр. В Красноярск он приехал на заработки. Близких и родных в краевом центре у него нет.

«Мы смогли реанимировать пациента после 219 минут задокументированной остановки сердечной деятельности. Это прекрасный пример возможностей современных реанимационных технологий — человек не просто выжил после столь длительной и масштабной реанимации, у него достигнуто полное восстановление всех органов и систем организма без каких бы то ни было осложнений», — прокомментировал заведующий отделением анестезиологии-реанимации №2 Кирилл Линёв.

Из-за обморожений конечностей пациенту потребовалось хирургическое вмешательство. Сейчас он уже может самостоятельно передвигаться по палате, но лечение продолжается. Его здоровью ничего не угрожает. В ближайшее время его выпишут.

Александр говорит, что очень благодарен врачам за спасение и второй шанс на жизнь.

«У меня вариантов нет — мне второй шанс дали, надо его как-то по-человечески теперь использовать, чтобы не было стыдно перед врачами, которые меня откачали», — сказал Александр.