От режима Асада остались воспоминания и две российские базы
На модерации
Отложенный
Падение в Сирии режима Башара Асада спровоцировало перезагрузку всего региона. Победу над терроризмом «на дальних подступах» пришлось отложить – через девять лет после высадки в Сирии российских военных боевики, отошедшие от радикальных заявлений, захватили всю страну. Пока Москве удалось сохранить за собой две военные базы – в Тартусе и Латакии.
В медиа доминирует пропаганда
Пейзаж после битвы оживляют информационные мародёры, продвигающие свои нарративы. В Европе радуются «концу диктатуры Асада» и «демократизации Сирии». В США и ООН поднимают вопрос об исключении из списка террористов «лидеров вооружённой сирийской оппозиции», забыв, что большинство их них родом из Аль-Каиды*. Её сирийским и ливанским отделением является «Джебхат ан-Нусра»*, от которой семь лет назад отпочковался новый хозяин Сирии – группировка «Хайят Тахрир аш-Шам»* (ХТШ).
На этом фоне в регионе идёт своя игра. Турецкие СМИ называют переворот в Сирии «продолжением арабской весны» и обещают, что скоро аналогичным образом «падут деспотии» монархий Персидского залива. А арабские источники пророчат очень большие проблемы празднующей победу Турции: ей придётся содержать новый режим, отбивая атаки ИГИЛ* и проиранских группировок, которые непременно начнут борьбу за возвращение своего влияния в Леванте.
На российском медийном поле одни бьются в истерике, оплакивая поражение России. Другие радуются тому, что Москва скинула обременительный актив в виде режима Асада и заключила некую сделку, детали которой не разглашаются. Предлагается считать «удачным ходом» потерю влияния в ближневосточном регионе и гордиться тем, что «именно Москва стала оператором спокойной передачи власти в Сирии».
Ближневосточный клубок
Россия связана сложной системой отношений со всеми игроками ближневосточного региона. Её «заклятый партнёр» – Турция – считается сегодня главным бенефициаром сирийского передела. Но у неё тоже есть серьёзные проблемы. Вашингтон дал отмашку на свержение Асада, но пока неизвестно, будут ли американцы делиться доходами от сирийских нефтяных полей для поддержки новой власти или повесят эти расходы на Анкару. Но главный риск – создание на территории Сирии курдского государства, что может стать прологом к распаду самой Турции.
Второй бенефициар – Израиль. Он уже занял Голанские высоты, нанеся более 300 ударов по базам сирийских ВВС, складам, воинским частям и научно-исследовательскому центру в Дамаске. Агрессивный настрой Тель-Авива не нравится новой сирийской власти. Лидер ХТШ* Абу Мухаммад аль-Джуляни заявил о намерении вернуть Голанские высоты. Беньямин Нетаньяху ответил, что они останутся под контролем ЦАХАЛ. Налицо продолжение старой конфронтации по линии Израиль – исламисты. Отдельный сюжет – атака на морской порт Латакии, в непосредственной близости от базы российских ВВС в Хмеймиме.
Израильские военные у буферной зоны на границе с Сирией. Фото: ATEF SAFADI/EPA/TASS
Главный пострадавший от падения режима Асада – Иран. Выстроенный им «шиитский мост» в Восточное Средиземноморье разрушен. Против Тегерана играют бомбящие иранские объекты США, Израиль и Турция, которая руками боевиков истребляет остатки проиранских прокси. Символом поражения Тегерана стал разгром и разграбление иранского посольства в Багдаде. Но МИД Ирана не протестует, он делает обтекаемые заявления об уважении принципа территориальной целостности Сирии и налаживает прямые контакты с повстанцами, чтобы «предотвратить скатывание на враждебную траекторию».
Авторитет Тегерана, выросший 20 лет назад на фоне разгрома иракского режима Саддама Хусейна, продолжает падать. Это сказывается на внутренней ситуации в стране, где на аморфную власть давят прозападная оппозиция и жаждущий сатисфакции КСИР.
Ещё одним пострадавшим стал Китай. Сирийская перезагрузка подвела черту под ближневосточным маршрутом проекта «Один пояс – один путь». Теперь он перерезан в нескольких местах и окончательно заблокирован. Китайские инвестиции были нужны Асаду, с которым Си Цзиньпин начал выстраивать партнёрские отношения. Теперь всё это осталось в прошлом. Точно так же Китай потерял Украину – сразу после того, как вышел на плотное сотрудничество с Виктором Януковичем. Вашингтон меткими ударами разрушает финансово-экономические конструкции Пекина, создавая ему репутацию опасного партнёра.
Сентябрь 2023 года. Председатель КНР Си Цзиньпин (справа) и президент Сирии Башар Асад (слева) во время встречи Ханчжоу. Фото: Yao Dawei/XINHUA/EPA/TASS
В целом, можно сказать, что мятеж и переворот в Сирии довершил слом старого Ближнего Востока. На сегодня США, Израиль и Турция переиграли Россию и её партнёров, Иран и Китай. Несколько в стороне от этого процесса остались нефтеносные монархии Персидского залива, но в покое их не оставят. Их будут пугать продолжением «арабской весны», как это уже делает Турция, требуя занять «правильную» (читай – проамериканскую) позицию на рынке углеводородов.
Одиночество России
СМИ сообщили, что руководство ХТШ* «гарантировало безопасность российских военных баз и дипломатических учреждений». Пока эти обещания выполняются – данных об эксцессах нет и, судя по тому, как модерируются информационные потоки, не будет, если не произойдёт что-то совершенно экстраординарное.
Во время интервью каналу CNN позиционирующий себя в качестве лидера новой исламистской Сирии главарь ХТШ* Абу Мухаммада аль-Джуляни, отвечая на вопрос о задокументированных репрессиях со стороны его подчинённых в Идлибе, заявил, что таких приказов он не отдавал. То есть интерпретировал данные инциденты как эксцессы со стороны исполнителей, застраховаться от которых невозможно.
При этом считается, что реальным гарантом безопасности российских военных является Турция.
От неё же зависит и возможность соблюдения российских интересов, которые на сегодняшний день сводятся к сохранению двух военных баз. Зависимость неприятная, учитывая многовекторность и двуличие Реджепа Эрдогана. Но других визави, кроме него и вскормленных им боевиков, у России в ближневосточном регионе сегодня нет. Израиль ведёт игру с позиции силы, и максимум, что можно требовать от него, – проявлять аккуратность, чтобы случайно не ударить по российским военным.
Иран то ли сдаёт позиции, то ли сосредотачивается перед новым рывком. Китай отстранился от ближневосточных дел и занял выжидательную позицию. Саудовская Аравия и другие аравийские государства находятся под давлением США и в любой момент могут нарушить сделку ОПЕК+, повторив манёвр с обрушением нефтяных цен, предшествовавший распаду СССР.
Ближний Восток вошёл в период перемен, в которых нарастает силовая составляющая. США и Израиль бомбят объекты сирийской армии и остатки иранской инфраструктуры, Турция обстреливает курдов. Новая власть составляет списки подлежащих зачистке офицеров и сторонников Асада. Смогут ли в этом переделе уцелеть российские базы, убрать которые из Сирии хотят и США, и Турция, и Израиль?
Вера Зелендинова
* Организация признана террористической и запрещена в России.
Комментарии