Советский «первенец»: как СССР изобрел атомную бомбу?
На модерации
Отложенный
Как разведка помогла в создании атомной бомбы в СССР? Почему первенство в изобретении принадлежало американцам, несмотря на то, что Сталин еще в 1942 году подписал распоряжение о возможности создания урановой бомбы? Где в Москве заработал первый в Европе атомный реактор, получивший кодовое название Ф-1? Об этом и многом другом
Атомный проект: работы велись с 1920-х
Советский атомный проект можно разделить на два периода: до Хиросимы и Нагасаки и после. Через 14 дней после атомной бомбардировки постановлением Государственного комитета обороны был образован Специальный комитет для руководства всеми работами по использованию атомной энергии под председательством Лаврентия Берии. Член Центрального Совета независимого профсоюза, автор книг Анатолий Баранов уточняет, что спецкомитет тогда наделили чрезвычайными полномочиями по привлечению любых ресурсов, имевшихся в распоряжении правительства СССР. Словом, именно Берия и был главным «двигателем» советской атомной бомбы. Но по политическим причинам это особо не проговаривалось.
Однако не совсем честно говорить, что до Хиросимы в СССР ничего не делалось в этом направлении. Напротив – очень многое. Работы велись с 1920-х: в Радиевом институте, в первом Физтехе в Ленинграде, в Харьковском физико-техническом институте, в Институте химической физики в Москве.
Фридрих Ланге создал первый советский проект атомной бомбы уже к 1940 году. Его курировал Председатель СНК СССР Вячеслав Молотов. Но до полномочий спецкомитета ему было далеко. С сентября 1941-го в страну начала поступать разведывательная информация о секретных работах в Великобритании и США по созданию атомных бомб «огромной разрушительной силы». «Кембриджская пятерка» регулярно снабжала советскую внешнюю разведку сведениями о британском атомном проекте.
Анатолий Баранов.Член Центрального Совета независимого профсоюза, автор книг
«В марте 1942 года внешняя разведка НКВД подготовила спецсообщение Сталину о перспективах новой атомной угрозы. Официальное письмо главы НКВД Берии на имя Сталина о работах по использованию атомной энергии в военных целях за рубежом и предложениями по организации этих работ в СССР ушло в октябре 1942 года. Сотрудников и даже некоторых руководителей Манхэттенского проекта советской разведке удалось завербовать еще до взрыва в Лос-Аламосе. Советскими агентами были физики Клаус Фукс, Бруно Понтекорво, Мортон Собелл, Теодор Холл и Дэвид Грингласс».
Юлия Пономарева.Генеральный директор юридической компании, юрист, писатель
«Нельзя отрицать значительную роль шпионской деятельности в получении СССР критически важной информации о проекте «Манхэттен». Советские агенты проникли в сердце американской атомной программы, передавая ценные чертежи, схемы, технические спецификации и другие конфиденциальные данные. Эта информация значительно сократила время, необходимое для разработки советской атомной бомбы. Однако важно понимать, что полученная информация была лишь частью головоломки. Ее нужно было анализировать, дополнять, а затем реализовывать на практике».
Советское руководство смогло мобилизовать значительные ресурсы и научный потенциал для решения задачи создания атомной бомбы. Ведущие ученые и инженеры были задействованы в проекте, получая необходимое оборудование, материалы и финансирование. Были созданы специальные научно-исследовательские институты и лаборатории, где проводились эксперименты и исследования. Централизованная система планирования и контроля позволяла эффективно координировать работу разных научных коллективов.
Юлия Пономарева отмечает, что советские ученые не просто копировали американские технологии. Они адаптировали их к своим возможностям и ресурсам, проявляя высокую инженерную смекалку и изобретательность. В условиях ограниченного доступа к некоторым материалам и технологиям они нашли альтернативные решения, что свидетельствует о высоком уровне научного и технического потенциала.
Через 12 дней после сборки первой атомной бомбы в США описание ее устройства уже было получено в Москве. «Атомная бомба в СССР была создана за 4 года. Если бы не разведчики, этот срок был бы в два раза больше», – писал генерал Павел Судоплатов. Как выяснилось, в СССР тогда многого не было для успешного атомного проекта. Чрезвычайными усилиями в кратчайшие сроки была создана целая промышленность: производство больших количеств чистого металлического урана, окиси урана, гексафторида урана, графита высокой чистоты и многого другого.
Комментарии