Картина с историей.Николай Петрович Богданов-Бельский «У дверей школы», 1897 год

На модерации Отложенный

На этой картине мы видим очень бедно одетого мальчика. Он буквально в лохмотьях, которые выдают его скромное крестьянское происхождение. В руках у ребёнка деревянный посох — видно, что он шёл издалека.

Мальчик неуверенно стоит на пороге сельской школы и не решается войти внутрь. Он видит чистых, хорошо одетых учеников, которые заняты работой на уроке. Но пустят ли его в класс? Скорее всего, да. Ведь сюжет картины является автобиографическим, а самому художнику всё-таки удалось отучиться в школе.

Крестьянские дети и сельская школа - это любимая тема русского живописца Николая Петровича Богданова-Бельского. Его пристрастие к ней имеет основание: детство самого художника было похожим. Николай Петрович - сын батрачки, и сам стоял у дверей школы с огромным желанием переступить ее порог. Ему это удалось, он стал учеником народной школы Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Вышел в люди благодаря собственной настойчивости и своему учителю.

Сюжет картины "У дверей школы" из серии, посвященной родной школе художника, простой и реалистичный: мальчик стоит у двери классной комнаты и разглядывает сверстников, сидящих за партами. Лица его не видно, но можно представить себе, с какой завистью он наблюдает за учениками. Точно хочет быть вместе с ними, иначе не пришел бы сюда.

Перед глазами мальчугана светлый и чистый класс сельской школы.

На стене висят географическая карта, репродукция картины. В углу - иконы, перед детьми - школьная доска, около них стоит учитель. В данный момент они не заняты учебным процессом, все с интересом разглядывают незнакомца.

Зачем мальчик не в классе, говорит его внешний вид. Он одет очень бедно, в лохмотья. На ногах - лапти, но разбитые, на штанах - дырки, тулупчик - рваный. Мальчик с грузом, что-то несет в торбе через плечо и в мешке за спиной. В руках у него палка, которую мальчик использует как посох. Наверное, он путник, идет издалека. Мальчик дошел до цели, осталось сделать последний шаг. Вот он самый трудный. Ведь мальчику неизвестно что ответят на его желание учиться? Примут ли его в школу? Не будут ли смеяться над ним? Над его рваной одеждой?

Решится ли бедняжка переступить порог класса? Скорее всего, да. Он преодолеет робость и стеснение, скажет зачем пришел. Не шел же он издалека, чтобы вернуться обратно, не испытав судьбу. Она будет благосклонна к мальчику. Ведь он пришел ни куда-нибудь, а в народную школу Рачинского. Там рады детям смышленым, желающим стать грамотными.

Но главное — он пришёл сюда и уже никуда не уйдёт. Ему здесь обязательно помогут стать грамотным человеком, ведь это школа С.А. Рачинского, удивительного человека, оставившего должность профессора и бросившего все силы на просвещение народа. 

Кстати, картина "У дверей школы" хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.