Пенсии отменяются? Кто в России в зоне риска и что делать

На модерации Отложенный

Демографическая катастрофа – это не только про национальную безопасность и сохранение национальной идентичность. Это огромная проблема, которая имеет и сугубо прикладной финансово-экономический аспект. И вывод, к которому приходят эксперты, изучив цифры и проведя необходимые расчёты, неутешительный – у нынешних молодых старость будет без пенсий.

Предметный разбор делает представитель движения F.I.R.E. от англ. Financial Independence Retire Early – "финансовая независимость, ранняя пенсия" Александр Елисеев. Из-за огромного дисбаланса между работающими и пенсионерами (причины – бэби-бум 80-х и нынешний провал в рождаемости) молодым особо не на что рассчитывать. По прогнозам аналитика, к середине этого столетия даже средняя пенсия в 32 тыс. рублей станет для российских граждан недостижимой мечтой, а "дыра" в Социальном фонде в части пенсионных выплат вырастет в 3 раза - до 10 трлн рублей.

"Я хочу сказать, что многие страны проходили вот эти проблемы, снижение количества плательщиков. Но не забываем о том, что есть альтернативные расчёты, например, немецких учёных, которые показывают, что обеспечение экономике роста в пределах пяти процентов ежегодно решает проблемы при пенсионном обеспечении, проблемы сокращающихся плательщиков не будет. Поэтому всё будет зависеть от того, какие размеры заработной платы будут у нас в экономике, и соответственно, вот ликвидируем ли мы этот институт, настройку не нужную нам, это самозанятость, которая увела как раз из числа плательщиков порядка 8 миллионов человек", - отметил в беседе с нами профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов.

Пенсионный хаос в будущем основан на существенном дефиците бюджета СФР. Только за один (2022-й) год он превысил 3,4 трлн рублей. Складывается весьма критическое соотношение страховых взносов – 6,2 трлн рублей и выплат – 9,6 трлн. Возможно, ситуация ещё хуже, чем моделируют специалисты. Если проанализировать отчёт Соцфонда России, который поглотил ПФР, то получим весьма показательную цифру. В фонде имеются данные о страховых взносах и стаже на 59 млн соотечественников в то время, как в России 73 млн граждан трудоспособного возраста.

Добавим к этому официально самозанятых, их чуть больше 4 млн, которые сами решают перечислять им деньги на пенсию или нет. И получаем пропорцию между занятыми и пенсионерами – 1,4 к 1. И на ситуацию к 2050 году существенным образом будет влиять нынешний демографический провал. Аналитики Елеесев приходит к выводу, что без новой пенсионной реформы не обойтись. Платить "пособие по старости" будет некому и нечем.

"Здесь выход из ситуации, во-первых, усиление мер рождаемости, в том числе предоставление бесплатных земельных участков и жилья, не льготная ипотека, а многодетным семьям можно выдавать квартиры совершенно спокойно, ничто не мешает, - добавил кандидат экономических наук Андрей Бархота. - И вторая ситуация, второй, точнее инструмент, связанный с тем, что можно просто финансировать Пенсионный фонд не только из налоговых поступлений граждан, но ещё из других налогов, в том числе корпоративных, имущественных. И тогда можно наполнить Пенсионный фонд и, собственно, обеспечить достойное наполнение. И вот на такой длительный горизонт сделать пенсионную систему более простой, но софинансирующейся в том числе из других поступлений".

С одной стороны, очевиден демографический провал, с другой – новое повышение пенсионного возраста весьма проблематично. Многие российские граждане, особенно мужчины, уже сейчас не доживают до выхода на заслуженный (заработанный!) отдых. Сейчас дефицит средств покрывается за счёт прямых трансфертов из госбюджета. Однако проблема с каждым годом будет только усугубляться из-за демографической катастрофы.

"Каждого пенсионера "обслуживает" 1,72 занятых. Занятые платят взносы (некоторые совсем не платят – например, занятые в малом предприятии на ставке МРОТ, получающие остаток "серыми"), и этих взносов едва хватает на то, чтобы покрыть всего 65% от пенсий. Я родился на рубеже 1988-1989 гг. и отношусь к поколению миллениалов по условной международной градации. "Бэби-бум" длился около десятилетия, с 1980 по 1990 год, после чего рождаемость в стране пошла на спад. Конечно же, правительство было озабочено таким положением вещей, так что с 2007 года появился так называемый маткапитал, который в некоторой степени стимулировал рождаемость. Однако в последние 7 лет рождаемость пошла на спад <…>.

Вам может показаться эта проблема несущественной на фоне прочих событий, но фактически это отложенная катастрофа, которая даст о себе знать примерно через 30 лет!" – объяснил Александр Елисеев.

ФОТО: FREEPIK.COM

После распада СССР, как подсчитали "Ведомости", демографические потери России превысили 25 млн человек. Суммарная рождаемость рухнула до исторического минимума со времен Великой Отечественной войны. Сейчас наблюдаются худшие показатели с 1999 года. При этом пенсионные расходы уже сейчас более чем в два раза превышают средние расходы таких стран, как Китай, Южная Корея, Мексика. Выход только один – либо рост рождаемости, либо очередное повышение пенсионного возраста. Других вариантов нет. Сегодня ситуация обстоит не лучшим образом, потому следует действовать. Как? Это мы обсудили с учредителем Царьграда, заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Константином Малофеевым:

Малофеев: Ты становишься многодетным и… тебе там место на парковке дадут, ещё что-то. Но, на самом деле, всё изначально неправильно выстроено. На первого ребёнка дают больше всех. А должны давать больше всех на третьего. И это доказал сахалинский эксперимент. Более того, что ещё делали на Сахалине? Ипотеку снижали. Но не так, как по всей стране, на 450 тысяч рублей, а до двух миллионов.

Пронько: При рождении третьего ребенка?

Малофеев: Да. И, таким образом, рождение третьего ребёнка переводит тебя материально в другую плоскость. А почему важно рождение третьего ребёнка? Потому что это обращение к здоровым семьям. Если семья уже двух родила, и продолжает являться семьей, так это здоровая семья, которая уже довольно давно прожила. Они умеют обращаться с детьми. И они понимают, что они будут дальше делать с третьим. Они этих двух воспитали. И на Сахалине такие семьи стали рожать. И этот опыт следует использовать в масштабах страны.

Пронько: Почему не используют? Ну, вот, очевидно же…

Малофеев: Используют. Это сейчас прорабатывается […] Мы участвуем, Всемирный Русский Народный Собор, Царьград. Мы сейчас участвуем в эксперименте в восьми регионах. В восьми регионах, там, где энтузиасты губернаторы. Мы взялись, вместе с Администрацией президента, правительством, которое повернулось к этой проблеме. Мы вручную сейчас пытаемся понять, какие меры будут действовать. Конечно, ты не можешь проверить через неделю. Но через полгода ты можешь понять.

Пронько: Через девять месяцев можешь проверить. Как реперная точка.

Малофеев: Через девять месяцев можешь, совершенно справедливо. И вот сейчас и надо проверить, как работают меры. Например, вот мы повышаем на первого ребенка выплату. Почему? Мы считаем, что от этого, соответственно, у нас раньше начнутся первые роды. У нас сейчас первые роды в 29 лет. Если женщина в 29 лет родила первого, она когда родит тех самых искомых трех, чтобы у нас были многодетные семьи? Для того чтобы это снизить, надо не просто повышать…

Пронько: Первые роды в 29 лет?

Малофеев: Да, это в среднем по стране.

Пронько: У меня в 28 был уже третий ребенок.

Малофеев: А вот сейчас в 29. Соответственно, если мы будем давать деньги просто за первые роды, то мы никак не повлияем на процесс. А вот, если мы будем давать, например, для тех, кто родил до 25 лет, то это серьёзное подспорье. Тогда парень с девушкой будут на улице знакомиться не со словами "вашей маме зять не нужен", а со словами "миллион хочешь"? Мы и так согласны. Лишь бы они родили.

Ситуация более чем серьёзная. Фактически государство может гарантировать только физиологическое выживание человека, который выйдет на пенсию. Всё остальное - сугубо личная забота каждого из нас. И если люди пятидесятилетние и старше могут ещё рассчитывать на пенсию от государства, то молодым необходимо уже сейчас озаботиться своей старостью. И здесь возникает целая серия фундаментальных вопросов – от проведения необходимых институциональных изменений до стабильности денежно-кредитной политики ЦБ. Вопросов много, но очевиден и ответ – государство, судя по всему, определилось с приоритетами: достойная пенсия – это сугубо личная проблема гражданина. По крайней мере, для молодого поколения – это уже очевидный факт.