Аббас Галлямов. Два подхода к выборам

На модерации Отложенный

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ГАЛЛЯМОВЫМ АББАСОМ РАДИКОВИЧЕМ. 18+
 

Дунцовой отказали в регистрации по совершенно формальным основаниям, и отказ этот преподносится пропагандой как какой-то невероятный подвиг, как торжество закона. То есть они там в ЦИК искренне считают, что если человек совершил ошибку в момент, когда он переписывал данные из своего паспорта в свой же собственный подписной лист, то его голос должен быть немедленно аннулирован.

Давайте сравним этот подход с тем, что применяется в той же Америке, недаром же её так страстно ненавидят в Кремле.

В США есть такой институт, называется «write-in candidate». Его суть в том, что избиратель имеет право вписать в бюллетень любого человека, которого он хочет видеть избранным – даже если тот не стал участвовать в роли кандидата в выборах не и в бюллетене не значится. Голоса эти подсчитываются и фиксируются наравне с голосами официальных кандидатов.

Иногда write-ins даже выигрывают. Так случилось например на выборах в Сенат в 2010 году. Избиратели Аляски тогда дружно вписали в бюллетени отсутствовавшую там Лизу Мурковски. Проигравший соперник пытался оспорить результат, ссылаясь на то, что во многих случаях фамилия была написана неправильно. Вместо «Murkowski» там были варианты «Murowski», «Murkovski» «Murkowsky» и так далее.

Но избирательная комиссия, а затем и суды постановили, что поскольку указанные ошибки не мешают установить волю избирателя, то придираться они не будут и все бюллетени с более-менее похожими вариантами учтут.

То бишь надо понимать, что перед разными избирательными – и шире, политическими – системами стоят разные цели. Американские избиркомы убеждены, что их задача – выявлять волю электората. А вот их российские коллеги считают своим священным долгом оборонять от этого самого электората правящую бюрократию.