Тропический лес без дождя: в Амазонии засуха

На модерации Отложенный

Когда Элисанжела Сантос говорит о реке Тукума-Асу, притоке Амазонки, где она выросла, широкой, как озеро, окруженной тропическим лесом, она закрывает глаза и делает глубокий вдох: «Эта река дает мне ощущение свободы, она дает мне энергию, это мое место покоя. Здесь я чувствую связь с Богом».

Вот почему она вложила все свои сбережения в «Flutuante», плот, который она сдает в аренду туристам. Но когда Сантос открывает глаза, она видит долину, полную песка и бороздчатой земли. Река исчезла. И их плавучий дом сел на мель на суглинистой земле. Это связано с тем, что Амазонка переживает засуху, которая случается раз в столетие.

«Это тяжело, это мучительно», — говорит Сантос. «Каждый год сухой сезон, но мы никогда не испытывали ничего подобного. Здесь живут 250 семей, более 10 000 человек работают здесь в сфере туризма, но сейчас все стоит на месте».

Самый богатый водой регион в мире переживает самую сильную засуху с момента начала наблюдений 120 лет назад, подтверждает Андре Мартинелли, главный гидролог Амазонки в Бразильской геологической службе. Уровень воды в Амазонке упал на целых 17 метров.

Две могучие реки, которые сливаются в Амазонку в бразильском мегаполисе Манаус, несут в шесть раз меньше воды, чем в июле, объясняет Мартинелли, указывая на темное пятно высоко на причальной стенке. Сам он стоит на широкой полосе песка в бассейне гавани, а обыкновенно отправляющиеся сюда двух-трехэтажные пассажирские пароходы стоят на мели.

«Река определяет нашу жизнь здесь, все течет по воде. Теперь заводам пришлось остановить производство, потому что поставщики больше не прибывают», — говорит Мартинелли, описывая ситуацию. «Десятки населенных пунктов отрезаны от внешнего мира, а повышение температуры воды привело к гибели тысяч рыб и более 100 речных дельфинов. Засуха имеет огромные экономические и социальные последствия».

Бобы, рис, макароны, сахар: управление гражданской защиты муниципалитета Карейру-да-Варзеа за один день раздает почти тысячу продуктовых наборов и больших канистр с водой на лодках. Речь идет о доставке гуманитарной помощи для небольших поселений жителей рек напротив Манауса, которые живут за счет сельского хозяйства и рыболовства.

Келсима Оливейра стоит в длинной очереди, в которой около 100 семей и ее трехлетний сын.

«У нас уже три месяца нет водопроводной воды, только вода, которую мы берем из реки, но это далеко», — говорит она. «Рыбы больше нет. И наши посевы, наши овощи, которые мы выращивали, засохли».

Оливейра находится на седьмом месяце беременности, но она не была на обследовании в течение нескольких недель. Дорога к доктору слишком утомительна: в прошлом она приходила на каноэ через притоки в порт на Амазонке. Но там, где когда-то была вода, теперь осталась только грязь.

Чтобы доставить продукты, ей приходилось идти полтора часа, под палящим солнцем. Теперь соседи грузят 23-килограммовые пакеты с гуманитарной помощью на трехколесную тележку, которая то и дело застревает в глубоком песке.

Такие ученые, как американский биолог Филипп Фернсайд, живущий в Амазонии, говорят, что климатическое явление Эль-Ниньо в настоящее время усиливает обычный сухой сезон. Однако последствия усугубляются антропогенными изменениями климата, и экстремальные погодные явления происходят все чаще и чаще, считает Фернсайд: «С 1975 года в климатической системе что-то изменилось: с тех пор Эль-Ниньо стал происходить чаще. Мы должны ожидать, что в будущем мы увидим больше и более сильных засух».

Фернсайд живет в Амазонии с конца 1970-х годов и исследует изменение климата. Еще в 2000 году эколог предупредил, что крупнейший в мире тропический лес может высохнуть. Таким образом, так называемые «зеленые легкие» станут опасностью для самого глобального климата, считает Фернсайд.

«Засухи и лесные пожары убивают лес быстрее, чем вырубка. Кроме того, в тропическом лесу и его почве содержится огромное количество углерода», — объясняет Фернсайд. «Если хотя бы малая его часть попадет в атмосферу в ближайшие несколько лет, это станет решающим элементом, который приведет к пересечению переломного момента, в котором глобальное потепление выйдет из-под контроля».

Элисанжела Сантос наблюдает закат на террасе своего домашнего плота, который отражается в небольших грязевых лужах. «Мы очень страдаем от сложившейся ситуации, — говорит она. «Почему так много вырубки лесов? Если Амазонка перестанет быть зеленой, Амазонки не будет».

Затем она указывает на маленькую струйку. «Вода возвращается», — говорит она с надеждой в голосе. Она надеется, что ее плот снова будет плавать по воде на Рождество – до следующей засухи.