Как Мамонтов прошёл

На модерации Отложенный

  О нашествии Мамая у липчан сложилась поговорка по поводу действий нерадивых людей нанесший большой вред экономике страны, России - "Как Мамай прошёл!" Потом после Гражданской войны Мамай был заменён на белогвардейского генерала Мамонтова. И уже липчане, да и тамбовчане с воронежцами в свою очередь на нерадивых людей типа Ельцина стали говорить: "Как Мамонтов прошёл".

 В конце лета и осенью 1919 года на центрально-чернозёмные земли пришла беда. Под предлогом нарушения тыловых коммуникаций Красной Армии на тамбовские земли прорвался белогвардейский 4-й Донской казачий корпус под командованием атамана К.К.Мамонтова и вместе с подрывами мостов, другой инфраструктуры тыла РККА началось истязание русских людей, абсолютный грабёж городов, сёл и деревень Тамбовского, Липецкого и Воронежского края.

  К 10 августа 1919 года на реке Хопёр недалеко от Урюпинска было создано белогвардейское войсковое конное Соединение с костяком из 4-го Донского Кавалерийского корпуса под командованием генерала К.К.Мамонтова. Командующий Добровольческой Белой Армией генерал-лейтенант А.И.Деникин ставил перед казачьим корпусом задачу по разгрому тыловых формирований Красной Армии. 

  В тот же день 10 августа 1919 года казаки форсировали Хопёр и пошли в прорыв по тылам 9-ой Красной Армии. Особого сопротивления со стороны красных белым частям не было. И мамонтовцы развивали успех вклиниваясь в совнаркомовские земли преодолевая тамбовские территории по 25 километров в сутки. Так 18 августа атаман Мамонтов взял Тамбов, а 22 августа - Козлов (ныне Мичуринск). 

  Однако от Козлова в сторону ныне Липецких земель рвение казаков по разгрому тыла Красной Армии поубавилось. На такое состояние казаков было две причины: Одна - у мамонтовцев появилось жгучее желание пограбить местное население, над некоторыми поиздеваться. Причём грабили в основном православные церкви и храмы. Всю эту пакостную деятельность они проводили себя оправдывая, что, мол, у нас в Новочеркасске все церкви бедные, а у мужиков - богатые, так пускай с нами поделятся. Другая причина - перед казаками начали ставить заслоны красные соединения Василенко, Фабрициуса и другие. 

  Сначала генерал Мамонтов разделил свой корпус на части - одну послал дальше на север на Ораниенбург (ныне город Чаплыгин), второй на Лебедянь и третий отряд двигался во флангах основных частей корпуса, и для охвата больших территорий тыла Красной Армии. Но на Ораниенбург прорыв не получился. Там казаков жёстко встретили Тамбовские и Орловские Красные отряды и вынудили северный отряд белых пойти в сторону Лебедяни.

  К тому времени обоз Мамонтова от награбленной утвари потяжелел, стал не маневренным и начал тормозить боевые части карательного корпуса. Причём, вместо выполнения отдельных боевых задач, атаман выделил подразделения корпуса для охраны этого обоза, который растянулся на приличное расстояние. 

 Русский народ был смертельно напуган казаками. Именно осенью 1919 года у крестьян сформировался клич: "Мамонтов идёт!", а когда грабители уходили, то им во след люди кричали: "Горе нам, Мамонтов ушёл, но всё пограбил и народ побил!" Вот и сформировалась поговорка: "Как Мамонтов прошёл!" И, кстати, тогда русский народ сложил песню: "А, куда же ты Ванёк, ах, куда ты, не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты?" И Ванёк доказал односельчанам, что большевикам надо помогать в борьбе с кровопийцами - мамонтавцами и деникинцами.

  После Лебедяни 4-й Донской Казачий корпус взял Елец. Там по приказу Мамонтова была учинена казнь над местными активистами. Многих повесили, а пролетарского поэта и красного комиссара Вермишева привязали за хвост лошади, погоняли её, а тело Вермишева волочилось по грунту, пока не превратилось в безжизненный клок окровавленной человеческой плоти. 

  Елец - узловая железнодорожная станция. Там атаман Мамонтов в который раз разделил своё Соединение на три части. В один железнодорожный эшелон было загружено награбленное в русских землях добро и с охраной через станцию Касторное оно было отправлено в Новочеркасск. Вторую часть тоже в эшелоне он направил на Грязи. Из Грязей он планировал с восточного направления атаковать Воронеж. 

 А по центру в сторону Задонска он хотел в конном строю почистить от большевиков Воронежские земли и также разгромить красный конный корпус Будённого, который формировался на Дону возле села Конь-Колодезь Хлевенской волости. 

 Но части Красного корпуса уже сражались с войсками 3-го Кубанского корпуса генерала Шкуро, и сразиться в этих местах с будёновцами им не удалось.  Зато в Хлевенской волости позверствовали вволю. Банды Мамонтова устроили кровавую расправу над местными активистами и не активистами. Их без разбору за малейшее неловкое слово секли ногайками. А в селе Новое Дубовое, они не нашли местного большевике Золотарёва, зато подвергли ужасающей казни его сына. Избив до полусмерти подростка, они нагнули две рядом росшие берёзки, привязали к их вершинам за ноги несчастного и так разорвали его тело на части. А в селе Муравьёвка они над начальником местной милиции проделали ту же казнь, что и над поэтом Вермишевым в Ельце. 

  Как Мамонтов прошёл. Под Воронежем 4-й Донской казачий корпус Мамонтова был разбит. Был  также разбит и 3-й Кубанский казачий корпус генерала Шкуро. И разбил эти белые соединения 1-я Красная Конная Армия Будённого. До этого Будённый развернул своих конников в корпус. Но после погрома учинённого атаманом Мамонтовым на землях Центрального Черноземья народ без всяких официальных мобилизаций валом повалил к Будённому. Красный конный корпус за короткое время развернулся в 1-ю Красную Конную Армию и начал громить Белые соединения генерала Деникина. Не добро принёс Белой Армии генерал Мамонтов, а смерть. Нельзя так поступать с русскими людьми. Сегодняшним русофобам те события - наука.