О том, кто в 1917г. развалил армию

С 1915г. против Царя зрел заговор, в нему принимали участие - лидеры различных политических партий, представленные в Думе, и крупные военные, и верхушка буржуазии, и даже некоторые члены Императорской фамилии. Большевики к заговору и февральской революции отношения иметь ну никак не могли – партия в загоне, а лидеры в эмиграции. То ли возможности, например, у Гучкова – председателя 3-й Государственной Думы, или у Никола́я Влади́мировича Ру́зского - главкома Северного фронта.

План заговорщиков был прост (и воплотился в жизнь 1 марта): во время очередной поездки государя в Ставку в Могилев постараться задержать царский поезд (эта задача возлагалась на главнокомандующего Северным фронтом Н. В. Рузского), а арестовав царя заставить его отречься от престола. Конечно это мое личное мнение – но если провести аналогию, то выбранный гражданским голосование президент Чили - Сальвадор Альенде, занявший позицию: народ выбрал меня президентом и я не покину своего поста перед угрозой смерти, заслуживает куда большего уважения, чем Богом помазанный на Царствие император – от него отрекающийся… Гражданин Романов расстрелянный в подвале Ипатьевского дома заслуживает не большего сочувствия чем другие жертвы гражданской войны, - например расстрелянные колчаковцами крестьяне. Император Павел I –забитый табакеркой и задушенный шарфом – но не отрекшийся заслуживает куда большего уважения, чем царек просравший две войны, допустивший две революции и отрекшийся от престола.

Как я сказал, - план заговорщиков был прост: в Петрограде начались организованные безпорядки… и тут– случилось событие: на сторону мятежного народа, передовой интелегенции и т.д, и т.д. – перешел Петроградский гарнизон.

Почему перешел?- Объяснения два.

Первое – потому что был революционен по сути своей! ОТПАДАЕТ – В 1905г. солдатики вполне уверенно подавляли восстания и вели успешные бои против засевших на баррикадах. А тут вдруг встали все революционерами.

Второе. А что собой представлял Петроградский гарнизон? – Это были люди, которые еще не успели попасть на фронт, и надо полагать, прилагали все усилия что бы и дальше не попадать…По свидетельству очевидца - «были такие батальоны, которые имели по 12 — 15 тысяч», т.е. штат был раздут в 15-20 раз.

И вот вся эта масса перешла на сторону революционного народа. Почему не испугалась? – Ответ дает одна из первых жертв революционного насилия, военный губернатор Кронштадта адмирал Вирен Р. Н., - «... 80 тысяч под суд не отдашь».

И вот СВЕРШИЛОСЬ! Царь отрекся, и тут же пламенные революционеры решили заручиться поддержкой простого солдата – издается знаменитый ПРИКАЗ №1 ПО ПЕТРОГРАДСКОМУ ГАРНИЗОНУ.

Редактировал приказ № 1 секретарь исполкома Петросовета Н. Д. Соколов – отец которого был духовником царской семьи. Сам же г-н Соколов был социал-демократом, масоном, соратником Керенского, потом – большевиком, а от них ушел к меньшевикам.

По воспоминаниям последнего военного министра Временного правительства А. И. Верховского, «Приказ вышел в девяти миллионах экземпляров». – как раз на каждого солдата в армии + еще про запас.

«Приказ» был адресован столичному гарнизону, всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и матросам флота для немедленного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Вот, какие интересные пункты содержал в себе этот Приказ:

1) Во всех ротах, батальонах… немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.

3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.

5) Всякого рода оружие, как-то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.

6) ..при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, но вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется.

7) Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т.п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т.д

Главным в приказе № 1 был третий пункт, согласно которому во всех политических выступлениях воинские части подчинялись теперь не офицерам, а своим выборным комитетам и Совету. В приказе предусматривалось, что всякого рода оружие передается в распоряжение и под контроль солдатских комитетов.

С принятием приказа № 1 в армии был нарушен основополагающий для любой армии принцип единоначалия; в результате произошло резкое падение дисциплины и боеспособности русской армии, что в конечном итоге способствовало её развалу.

Этим приказом, на первый взгляд довольно безобидным, отменялось титулование офицеров, обращение к солдатам на "ты" и целый ряд мелких ограничений, установленных для солдат уставом — воспрещение курения на улицах и в других общественных местах, посещения клубов и собраний, игры в карты и т. д.

Последствия были совершенно неожиданные для лиц, не знавших солдатской психологии. Строевые же начальники понимали, что, если необходимо устранить некоторые отжившие формы, то делать это надо исподволь, осторожно, а главное, отнюдь не придавая этому характера "завоеваний революции"... Солдатская масса, не вдумавшись нисколько в смысл этих мелких изменений устава, приняла их просто, как освобождение от стеснительного регламента службы, быта и чинопочитания.

Конечно, потом ошибка была осознан и даже была попытка дать вспять – был Приказ №2, разъяснявший что самые «вкусны» пункты Приказа№1 относятся только к войска Петроградского военного округа. Однако это прошло как то незамечено.

Надо сказать, что были проекты по спасению армии от разложения – и главное – от начавшегося дезертирства. Вот что пишет генерал Деникин:

«Приезжало много прожектёров с планами спасения России.

Был у меня, между прочим, и нынешний большевистский "главком", тогда генерал, Павел Сытин. Предложил для укрепления фронта такую меру: объявить, что земля — помещичья, государственная, церковная — отдается бесплатно в собственность крестьянам, но исключительно тем, которые сражаются на фронте.» От этого насквозь кощунственного предложения, попирающую священную собственность помещиков - Деникин конечно же отказался и ходя идее не дал.

Армия – разлагалась. Если читатели умают, что комитетами все и закончилось – то тут их жде разочарование. У февральской БУРЖУАЗНОЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ революции были свои обильные жертвы. Одной из первых жертв, например, стал - Роберт Николаевич Вирен, командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта, вице-адмирал. 1-го марта 1917г. – был заколот штыками на Якорной площади Кронштадта. Жертва первая – но не последняя. Революционно настроенные солдаты и матросы постреливали в своих офицеров если те, по их мнению замышляли контрреволюцию. Ну например - в атаку слали, без согласования вопроса с комитетом, ну уж если препятствовали дезертирству – то тем хуже для них.



Вот два небольших свидетельства того времени, когда еще не было большевисткого переворота:

«. Любимым спортом … солдат (которых комиссовали в тыл по достижению 40-летнего возраста) , примостившихся на крышах классных вагонов, было мочиться в вентиляторы для того, чтобы досадить буржуям, едущим внутри вагонов. Противодействующих этому железнодорожных служащих они избивают».

«...Солдаты пехоты часто перерезали телефонные провода артиллерийских наблюдательных пунктов. Грозят артиллерии в случае стрельбы в противника поднять артиллеристов на штыки. Не позволяют под угрозой штыков открывать пулеметный огонь. Братания продолжаются, хотя и в значительно меньшей степени, чем на Пасху, когда братания приняли прямо уродливые формы... Рассказывают, что в наших окопах, удаленных от немецких шагов на 30, пулеметы в чехлах...»

По свидетельству М.В. Родзянко, пополнения из тыловых батальонов прибывали на фронт с 25%-ной утечкой солдат, разбегавшихся по дороге, а общее количество дезертиров к концу 1916 г. было около 1,5 млн. чел. По сведениям вражеской разведки количество дезертиров к весне 1917 г. достигало в русской армии 2 млн. чел.

Вопрос с дезертирами вообще крайне интересен.

Итак давайте рассмотрим, как изменилось число дезертиров между февралем и ноябрем 1917 года.

А) С начала войны до Февральской революции 1917 года было зарегистрировано 195 тыс. 130 дезертиров. В среднем в месяц это составляет 6 тыс. 346 чел.

Б) После Февральской революции - с мая 1917г. по август 1917г дезертировал 365 тыс чел. , или, в среднем – по 39 тыс. чел в месяц.

Маленький комментарий к этим данным - эти данные заканчиваются на 30 августа, но никак не на 1 ноября 1917 года.

Известный русский историк, эмигран - Головин Николай Николаевич писал по этому вопросу:

«К 1 ноября 1917 года с начала войны в русскую армию было призвано 15 млн. 500 тыс. чел.

За этот период убыло (было убито, ранено и не возвращено на передовую, пленено, зарегистрировано дезертиров, уволено от военной службы) – 6 млн. 582 тыс. чел.

Состояло налицо к 1 ноября 1917 года в действующей армии (по строевому учету), в запасных войсках во внутренних военных округах, в управлениях, учреждениях и частях, подчиненных военному министру – 7 млн. 400 тыс. чел.

А теперь от числа призванных (15 млн. 500 тыс. чел.), вычтите число убывших (6 млн. 582 тыс. чел.) и число состоящих налицо (7 млн. 400 тыс. чел.).

Получается гигантское число – 1 млн. 518 тыс. чел. По поводу этого «остаточка» он пишет:

«… эти полтора миллиона составляют численность незарегистрированных дезертиров. Если прибавить к этому числу еще 365 000 «зарегистрированных» дезертиров, мы получим, что к концу войны общий итог дезертиров доходит до 1 900 000. Но и эта колоссальная цифра все-таки не обнимает собою всего числа призванных на военную службу лиц, уклонившихся к концу войны от исполнения своего военного долга перед Родиной.

По мере развития революции образовался путь к особому, прикрытому революционными лозунгами дезертирству. Это было избрание делегатами в различного вида солдатские комитеты и советы. Этот путь, начиная с июня 1917 г., превратился в широкую торную дорогу, по которой уходили с фронта десятки и тысячи солдат...»

Знаете сколько было этих «делегатов» на всех фронтах? Головин НЕ ЗНАЕТ! Все, что он смог сказать по этому поводу – это посчитать их число по Юго-Западному фронту. Цифра получилась внушительная – 84 тыс. 948 чел.

В заключении этой тему, он дает такой вывод:

«Mы будем близки к истине, если скажем, что к 1 ноября 1917 г. число явных и «скрытых» дезертиров должно исчисляться цифрой более чем в 2 миллиона.

Таким образом, к концу войны на каждые три чина Действующей армии приходилось не менее одного дезертира. И это повальное дезертирство происходит после начала революции. По существу дела, это была стихийно начавшаяся демобилизация. Массы русского народа устали от войны и продолжать ее не хотели».



Итог: В ноябре 1917г. были дни, когда у большевиков было не более 60 человек мобильного резерва. Матросов садили в грузовики и они ездили по городу демонстрируя что они есть, что они сила и что власть - у них. Эти матросы действительно были силой, в отличие от нескольких сот офицеров адмиралтейства объявивших себя «нейтральными».



В 1922г. усилиями Лейбы Давидовича Бронштейна, более известном как Троцкий Лев Давидович, армия империи была возрождена и достигала численности 5,5 млн. чел.

Насколько эта армия лучше той, что была развалена усилиями буржуазно-либеральных деятелей, стало ясно через 23 года. В мае - 1945г.

P/S/ Соотношение военных потери на Восточном фронте первой мировой составляло 1 / 2,5 не в порльзу Российской империи, а соотношение ВОЕННЫХ потерь РККА на ВОСТОЧНОМ фронте – к маю 1945г. составляло 1/1,3. Но об этом в следующей статье.