Палестина без лжи. Отсекаем пропаганду, смотрим на факты

На модерации Отложенный


Государственник

Обострение арабо-израильского конфликта неизбежно породило взрыв медийной активности вокруг сложившейся ситуации на Святой Земле. Проанализировав контент, который распространяется в том числе патриотическим сегментом в Телеграме и Дзене, можно к выводу: взгляд многих людей на проблему страдает однобокостью. И, что ещё хуже, эта однобокость сформирована западной машиной пропаганды. Именно поэтому мы разберём несколько самых «ходовых» мифологем о Палестине и палестинском сопротивлении.

Заблуждение №1. ХАМАС – это террористы.

По большому счёту, любое сопротивление, которое осуществляется методами герильи, можно назвать и террористическим, и национально-освободительным. Тут, как говорится, кому что по душе. Скажем, в каком контексте рассматривать борьбу Фронта национального освобождения Алжира? С нашей точки зрения это герои антифранцузского сопротивления, отстаивавшие свою страну от иноземных колониалистов. Но они применяли откровенно террористические методы. Точно так же, как борцы за свободу Ольстера, Страны Басков, Корсики. Всё зависит исключительно от субъективного фактора восприятия.

ХАМАС рассматривается в качестве террористической организации Израилем, США, Европейским Союзом, Японией, Канадой и ещё некоторыми проамериканскими странами. Не считают их террористами Китай, Норвегия, Швейцария, Бразилия, Турция, Иран, Пакистан и вообще большинство исламских государств. Россия также отказывается признавать ХАМАС террористами, о чём неоднократно говорил президент Владимир Путин. Делегации «Исламского движения сопротивления» (именно так переводится аббревиатура организации) не раз и не два посещали Москву.

Глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания на встрече с главой комитета Совета Федерации по международным делам Григорием Карасиным в ноябре 2022 года выразил надежду на то, что действия России по борьбе против американской гегемонии приведут к формированию многополярного мира. Хания также резко осудил введение рестрикций в отношении нашей страны и заявил, что ограничения призваны «навредить позициям России на международной арене».

Заблуждение №2. Сектор Газа – пристанище исламских фанатиков, мечтающих о гибели христианства.

Пожалуй, главная мифологема, не соответствующая палестинским реалиям. Следует понимать: движение палестинского сопротивления носит глубоко националистический арабский характер. Исламизм отходит на второй план и является, скорее, внешним проявлением национализма, глубоко враждебного в своей сущности исламской догматике. В Секторе Газа проживает более 1 тысячи арабов-христиан, действуют православный храм Святого Порфирия (с 1150-х годов, между прочим), католическая церковь Святого Семейства, баптистский молельный дом, англиканская евангелическая часовня при больнице Аль-Ахли Аль-Араби.

В отличие от ряда исламских государств Аравийского полуострова в Секторе Газа не запрещено публичное исповедание христианства. На упомянутых выше церквях есть кресты, колокола, проводятся христианские праздники без каких бы то ни было ограничений. Несмотря на своё название, ХАМАС зачастую поддерживал христианских кандидатов на выборах. Так, в 2006 году оказывал поддержку в округе Газа кандидату-христианину Хусаму ат-Тауиля (прошёл в Палестинский законодательный совет), а на выборах мэра Рамаллы, временной столицы Палестины – женщине-христианке (!) Жанет Хури.

Да и вообще в палестинском движении, если не брать исключительно ХАМАС – целый ряд виднейших деятелей, исповедующих христианскую религию. Жорж Хабаш, один из наиболее леворадикальных борцов против Израиля, глава Народного фронта освобождения Палестины – православный. Ближайший сподвижник Ясира Арафата Наиф Хаватме (генеральный секретарь Демократического фронта освобождения Палестины) является выходцем из восточнокатолической семьи. Камаль Нассер, пресс-секретарь арафатовской Организации Освобождения Палестины, застреленный в 1973 году израильскими спецслужбами в Бейруте – также христианин.

Политику Израиля в отношении арабского населения резко осуждает православный Иерусалимский Патриарх Феофил III (в своё время его назначение целых два года не согласовывало израильское правительство). ХАМАС, ссылаясь на православного патриарха, требует «защитить христиан» в Иерусалиме от иудейского клерикализма Государства Израиль. Вот такие вот необычные, непривычные для массового сознания, повороты.

Заблуждение №3. Сектор Газа – тоталитарная диктатура.

В либеральном представлении любой, кто выступает против коллективного Запада, должен представлять из себя гидрид Северной Кореи и террористической организации «Аль-Каида». Сектор Газа же отнюдь не является никаким тоталитарным государственным образованием. С 2006 года Палестина расколота по политическому признаку.

В Газе правит победивший в ходе избирательной кампании ХАМАС, на Западном берегу реки Иордан – ФАТХ Махмуда Аббаса.

Сторонники главы Палестинской Национальной Администрации Махмуда Аббаса (палестинского варианта Виктора Януковича) действительно «некомфортно» чувствуют себя в Газе, равно как и представители ХАМАС на территориях, подконтрольных ПНА. В самой же Газе, невзирая на доминирование «Исламского движения сопротивления», легально действуют политические партии «Исламский джихад», Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП) и фракция ФАТХ, оппозиционная Аббасу. Все они имеют собственные средства массовой информации и проводят митинги. Это признают даже западные некоммерческие организации.

К слову, несмотря на исламистский характер партии ХАМАС, ношение хиджаба в городских кварталах Газы необязательно. Также необязательны мусульманские молитвы в школьных учреждениях. Законом гарантированы равные права мужчины и женщины. В марте 2021 года политбюро ХАМАСа впервые в истории пополнили представители прекрасного пола – Джамила Аль-Шанти и Фатима Шурраб. Для столь консервативного региона, как Ближний Восток, это большой прорыв.

Заблуждение №4. Палестинцы – злобные боевики-антисемиты, Израиль просто обеспечивает собственную безопасность.

Полагать, что палестинцы борются против Израиля просто потому, что евреи и иудаизм мозолят арабам глаза было бы предельно наивным. Арабо-израильский конфликт длится уже больше столетия. Это столетие наполнено взаимными травмами, обидами, преступлениями. О террористических атаках против еврейского мирняка наслышаны многие. Но многие ли слышали о Накбе? В 1948 году после поражения арабов в войне с Израилем сионистское правительство выгнало 725 тысяч местных жителей из своих домов. Обезлюдели более 500 городов и деревень. Произошла самая настоящая этническая чистка, незамеченная «цивилизованным сообществом».

Процесс изгнания арабского населения с палестинских территорий хорошо проиллюстрирован на карте. Израиль проводит политику колонизации арабских территорий, строя свои поселения и аннексирует, вопреки резолюциям Совета Безопасности ООН арабские земли. Так, аннексирован восточный Иерусалим, который должен входить в состав будущего арабского государства. Аннексированы Голанские высоты, принадлежащие Сирии. Отжимаются территории на Западном берегу реки Иордан.

Сектор Газа подвергается регулярным обстрелам со стороны Израиля и несёт несоизмеримо большие потери, чем еврейское государство. Естественно, должного медийного освещения из-за позиции США и ЕС это не получает. И это не говоря про регулярные похищения израильской «конторой» гражданских лиц по подозрению в терроризме, про блокаду Сектора Газа, которая не прекращается с 2007 года и разрушает социально-экономическую ситуацию в районе.

Заблуждение №5. России всё равно, что происходит в Палестине. Нам до этого нет никакого дела

Нашей стране «не стало дела» до палестинского конфликта с распадом Советского Союза, когда геополитическая мощь и влияние Москвы сократились до минимума.

Сегодняшняя официальная позиция России в общем и целом верная. Мы выступаем за создание арабского и еврейского государств в границах до Шестидневной войны 1967 года. Это означает, что Израиль обязан вывести свои войска из оккупированных районов, в том числе из восточного Иерусалима, а также не чинить препятствий к обретению палестинцами суверенной государственности. Кремль настаивает на возвращении беженцев и решении гуманитарной проблемы. Мы твёрдо выступаем за снятие блокады с Сектора Газа.

Однако Россия ведёт себя крайне пассивно, ограничиваясь лишь сухими заявлениями МИДа. Между тем Палестина – больная точка для всего Арабского и, шире, Исламского мира. Наша страна может и должна заработать себе на этом дивиденды, как делает тот же хитрый Эрдоган. При этом не следует с шашкой наголо прыгать на Израиль. Достаточно просто чаще выражать свою позицию, расширять гуманитарное присутствие «на земле». Чтобы в Газе над раздачей гуманитарки реял русский триколор. Чтобы новое руководство ХАМАС имело наше высшее образование. Чтобы все арабы от Марокко до Ирака каждый день ощущали бы на контрасте отношение к себе Америки и России.

В мире проживает 1,9 миллиарда мусульман и 430 миллионов арабов. Они могут быть к нам, что называется, не «с боку припёку», а могут стать нашими друзьями и симпатизантами. Так и было во многом 1960-х годах, когда СССР оседлал волну арабского национально-освободительного движения. Такое огромное количество приверженцев ислама и лиц арабского происхождения открывает широкий простор для деятельности. Это и рынок сбыта для российских товаров, и потенциальные союзники на международных площадках, и наша «точка входа» в Средиземное море и Индийский океан. Стоит ли разбрасываться такими возможностями в условиях, когда нас всячески стремятся «изолировать»?