В защиту прибылей
На модерации
Отложенный
В комментариях очередной раз пренебрежительно отозвались о бизнесменах как о людях, которые заботятся прежде всего о собственной прибыли. Мне кажется, это неверно сразу на многих уровнях.
Во-первых, прибыльность бизнеса для предпринимателя — это как исправность автомобиля для водителя. Да, действительно, автомобиль должен быть исправным, и водитель сильно переживает, если это не так, и готов прикладывать серьёзные усилия, чтобы починить или предотвратить поломку. Однако никто же не упрекает водителя в том, что он ответственно подходит к своей работе. Так и с бизнесом: бизнес должен быть прибыльным, это норма. Если бизнес не приносит прибыли, он столь же бесполезен, как и сломанный автомобиль.
Во-вторых, если предприниматели заботятся о прибыли, то рабочие заботятся о своей зарплате. В том комментарии были пример — некий заместитель губернатора начал совещания с местными представителя бизнеса словами: «я понимаю, что всех вас интересуют только деньги…». Это подавалось бизнес-сообществу как слегка замаскированный упрёк.
Однако давайте смоделируем зеркальную ситуацию. Прораб собирает строителей, предлагая им поработать на выходных, и начинает обращение к ребятам в касках словами: «я понимаю, что всех вас интересуют только деньги…». Простите, а почему нет? С какой радости строитель должен работать на выходных бесплатно? Если должность и зарплата не подразумевают ненормированного графика — как у начальства, к примеру — то сверхурочная работа должна оплачиваться. При этом, важный момент, все радуются росту зарплат. Никто в здравом уме не говорит: «ух, как эти строители зажрались, по 100 тысяч получают, хотя могли бы получать в 10 раз меньше, и с запасом бы им на картошку с брюквой хватало бы». Однако про бизнесменов почему-то говорят именно так: дескать, что-то много прибыли у этих жирных котов, надо бы им доходы урезать.
Да, на стройках бывают экстренные ситуации — например, если сроки горят, комиссия послезавтра, а счета строительной компании арестованы и заплатить не с чего. Но тогда и беседа с ребятами в комбинезонах начинается не с пренебрежительного «вас интересуют только деньги» а со смиренной просьбы о помощи или хотя бы с обещания расплатиться потом.
Третье, главное. Если бизнесмена — или назначенного сверху руководителя — не интересует прибыль, то это вредитель. Потому что прибыль, если разобраться, это когда у тебя в начале сезона 20 тонн картошки, а в конце сезона — уже 200 тонн картошки. Собственно, для этого картошку и сажают. Если же ты весной 20 тонн в землю закопал, а осенью те же 20 тонн и выкопал, то это уже не сельское хозяйство, а форменный саботаж.
Работа без прибыли означает, что ценные материалы и труд коллектива тратятся впустую. Из хорошего металла делают металлолом, из хороших продуктов — несъедобное варево, из качественной ткани — уродливые платья. Если предприятие не приносит прибыли, и нет надежды, что оно станет прибыльным в будущем, так его надо закрыть: как минимум, чтобы природу не портить и материалы не изводить. Точный аналог убыточного завода — огромная куча горящего мусора на пустыре, в которую рабочие подкидывают автомобильные покрышки. Не для того, чтобы греться, а просто так, чтобы не закрывать предприятие со славной историей и не выгонять из насиженных кресел уважаемых людей.
На это обычно возражают, что завод А, может, и не приносил прибыли, но зато содержал детский садик и поставлял очень важные детали заводу Б.
Однако кто же мешает распутать этот клубок? Пусть завод А продаёт детали заводу Б по рыночной цене, и пусть он отдаст содержание детского садика государству, а сам — исправно платит государству налоги. В крупных структурах всегда царит бардак, поэтому переход от сложных взаимозачётов к простой и прямой схеме, в которой сразу ясно, кто за что отвечает, даст огромную экономию.
Почему так сделать при командной экономике было нельзя, отвечает Генри Форд, большой друг СССР, у которого Ленин и Сталин на крестьянские деньги заводы как раз и покупали. Цитирую из книги «Моя жизнь и моё дело»:
С комитетами на заводы России пришли застой и разруха; митингов и дискуссий — больше, чем работы. С изгнанием квалифицированных специалистов тысячи тонн ценных материалов ушли в отходы. Фанатики заболтали народ до голода. Теперь Советы предлагают большие деньги тем самым специалистам, которых повыгоняли, чтобы те вернулись. Все, что эта «реформа» дала России, — развалила производство.
Если владелец завода заботится о прибыли, фанатиков и болтунов он старается не нанимать, им на заводе неуютно. Если же вопросы прибыльности отходят на третий план, то паразиты всех сортов чувствуют себя как рыба в воде. Результаты труда каждого складываются в один большой котёл, в котором незаметно, что Молотков принёс прибыли на 100 рублей, а Балаболькин — на минус 100.
Второе возражение отсылает нас к временам Гайдара и Чубайса, когда советские заводы закрывались массово. Подача примерно такая: «вот был завод Красный Мародёр, который делал отличные ухокруты, но его в девяностые приватизировали за бесценок, а потом закрыли, чтобы он не мешал иностранцам захватывать наш рынок. Уникальный коллектив распустили, станки продали на металлолом».
Замечу на это следующее. Во-первых, вышеописанный сценарий не типичен. Большая часть советских заводов закрылась по естественным причинам: если на Красном Мародёре работают 5 тысяч человек, а на аналогичном по мощности немецком Факельцуг ГМБХ — 50 человек, при этом ухокруты у немцев получаются в пять раз качественнее и в три раза дешевле… ну, о чём тут говорить? Да, хорошие руководители заводов как-то справлялись даже в очень сложных условиях: проводили массовые сокращения, рывком улучшали качество, находили новые ниши… однако заводы приватизировали преимущественно красные директора, а среди них хороших руководителей было немного, так как в СССР отбор в начальство шёл по совершенно другим критериям. Удивительно не то, что половина советских заводов закрылась: удивительно то, что половина советских заводов выжила.
Если завод в принципе был неустранимо убыточен, так его и следовало закрыть — нет смысла портить природу, сжигая покрышки на пустыре. Если же закрытый завод теоретически мог приносить прибыль, но не приносил из-за временных трудностей, так значит проблема была в чём-то другом. Например, в коротком горизонте планирования бизнеса, который не был уверен, что через полгода законы не изменят в неприятную для него сторону. Или в недостаточной защите отечественного производителя пошлинами и тому подобными мерами типа стабильного госзаказа (в случае оборонки). Или в том, что правоохранительные органы проворонили умышленное банкротство. Или — чаще всего — в том, что завод мог приносить прибыль только в мечтах журналистов, в реальности же его было дешевле отстроить заново, чем модернизировать.
Обратите внимание, в тексте выше я нигде не употребил слова «капитализм». Это не случайность. Прибыль — понятие универсальное, так что если условный коммунист из 1927, 1937 или 1957 года не заботился о прибылях вверенного ему предприятия, так это был враг народа, а не коммунист. Владимир Ленин, при всех его многочисленных грехах, не был дураком. Он говорил в 1918 следующее (Заседание ВЦИК, 36-й том, 5-е издание ПСС):
Знание социализма у нас есть, но знания организации в масштабе миллионном, знания организации и распределения продуктов и т. д., — этого у нас нет. Этому старые большевистские руководители не учили нас. Этим партия большевиков в своей истории похвалиться не может. Этого курса мы еще не проходили. И мы говорим, пусть он будет хоть архижуликом, но раз он организовал трест, раз это купец, который имел дело с организацией производства и распределения для миллионов и десятков миллионов, раз он обладает опытом, — мы должны у него учиться. Если мы этому у них не научимся, то мы социализма не получим, тогда революция останется на той ступени, до которой она дошла. Только развитие государственного капитализма, только тщательная постановка дела учета и контроля, только строжайшая организация и трудовая дисциплина приведут нас к социализму. А без этого социализма нет.
Вот ещё:
Производительность труда, — говорит Ленин, — это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда (т. XXIV, стр. 342).
И вот ещё:
Капиталист умел снабжать. Он это делал плохо, он это делал грабительски, он нас оскорблял, он нас грабил. Это знают простые рабочие и крестьяне, которые не рассуждают о коммунизме, потому что не знают, что это за штука такая.
«Но капиталисты все же умели снабжать, а вы умеете? Вы не умеете». Ведь вот какие голоса в прошлом году весною, — не всегда ясно, — слышались, но составляли подпочву всего прошлогоднего весеннего кризиса. «Люди-то вы превосходные, но то дело, экономическое дело, за которое вы взялись, вы делать не умеете». Вот самая простая и самая убийственная критика, которую крестьянство в прошлом году, а через крестьянство целый ряд слоев рабочих, направляли против коммунистической партии. И вот почему пункт в вопросе о НЭПе, этот старый пункт, приобретает такое значение.
Проверка нужна настоящая. Рядом действует капиталист, действует грабительски, берет прибыли, но он умеет. А вы — вы по-новому пробуете: прибылей у вас нет, принципы коммунистические, идеалы хорошие, — ну, расписаны так, что святые люди, в рай живыми проситесь, — а дело делать умеете? Нужна проверка, настоящая проверка, да проверка не такая, что ЦКК исследует и вынесет порицание, а ВЦИК назначит взыскание, — нет, а проверка настоящая, с точки зрения народной экономики.
Отсрочки коммунистам были даны всякие, в кредит было дано столько, сколько ни одному другому правительству не давалось. Конечно, коммунисты помогли избавиться от капиталистов, от помещиков, крестьянство это ценит, и оно в кредит отсрочки давало, но все до известного срока… А затем уже проверка: умеете ли вы хозяйничать не хуже, чем другие? Старый капиталист умеет, а вы не умеете.
Вот первый урок, первая главная часть политического доклада ЦК. Мы хозяйничать не умеем. Это за год доказано…
…кое-какие, хотя и малюсенькие, успехи у нас за этот год есть, но они ничтожны. Главное то, что нет сознания и широко распространенного, всеми коммунистами разделяемого убеждения, что сейчас у нас, у русского ответственного и преданнейшего коммуниста, этого умения меньше, чем у любого старого приказчика. Надо, повторяю, начать учиться с начала…
Итак, и производительность труда, и умение хозяйничать коммунисту необходимы.
Но ведь прибыль, которую «берёт капиталист» — единственный надёжный способ измерить и то, и другое. Если нет прибыли, значит с умением хозяйствовать и с производительностью труда провал. Да, покуда Владимир Ильич был теоретиком, он полагал, что прибыль должен получать исключительно пролетариат. Однако саму-то концепцию прибыли он не отрицал!
Рабочий, который спаял тысячу ухокрутов, является ударником труда только в том случае, если эти ухокруты с прибылью проданы. Если тысяча ухокрутов отправилась на склад и там сгнила, то это уже не высокая производительность труда и не умение хозяйствовать, это вредительство.
К сожалению, ленинскую программу НЭПа, — капитализм, по сути, — Сталин свернул, так как НЭП не вписывался в идеологию марксизма, и так как НЭП угрожал его личной власти. Все эти истории про сталинские артели, которые якобы были аналогом современного бизнеса — это чушь, артели полностью подчинялись коммунистам, самостоятельности у них было крайне мало. В своей конституции Сталин дописал лично, что никакой частной собственности в стране быть не должно — «Наряду с общественным хозяйством и общественной социалистической собственностью на средства производства допускается законом мелкое частное хозяйство единоличного крестьянина и кустаря, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, равно как частную собственность на продукцию этого хозяйства».
В общем, капиталистическую систему прибылей-убытков, когда каждый руководитель завода должен был или выпускать хороший товар, или уходить в отставку, отменили. В качестве иллюстрации отказа от прибылей вот краткая история одного из сталинских заводов (выношу из комментариев):
…приведу некоторые детали работы МЗМА (Московского завода малолитражных автомобилей), который до Войны назывался КИМ. Это один из "первенцев первых пятилеток" и "флагманов сталинской автомобильной промышленности".
1. Накануне войны было принято решение организовать на автомобильном заводе КИМ выпуск первой советской "народной малолитражки" под названием "КИМ-10-50". При розничной цене в 8000 рублей себестоимость "КИМ 10-50" составляла… 59'000 рублей. Убыточность производства должна была быть более 700%. Сталинским плановикам было понятно, что это уже чересчур, поэтому выпуск этого автомобиля так и не начался.
2. В 1946 году в начале производства при цене в 9000 рублей себестоимость уже "Москвича-400" была 35'000 рублей, то есть он давал 400% убытка. Постепенно себестоимость снижалась, но только в 1955 году производство вышло «в ноль», а прибыль впервые дала в 1956 году новая модель, "Москвич-402". В 1946-1953 гг. производство "Москвича" принесло колоссальные убытки, так что многие экономисты категорически настаивали на его закрытии.
3. Что же касается того, что в 1950-х годах якобы можно было купить "Москвич-400/401" на среднюю годовую зарплату, как некоторые полагают, то в фильме "Она вас любит" (1956) герой, желая купить автомобиль "Москвич-401", записывается в очередь в автомагазине под номером… 8955. При таком раскладе он должен был покупать "Москвич-2140" году этак в 1976.
Малоизвестный факт: Дэн Сяопин провёл в России 1926 год, наблюдая расцвет НЭПа собственными глазами. В 1978 он перенёс советскую практику на китайскую почву, что в итоге привело к расцвету экономики Китая. Так совпало, что вскоре после отъезда товарища Дэна политику НЭПа Иосиф Виссарионович свернул. Как развивался бы СССР, если бы экономика в нём перешла на здоровые капиталистические рельсы, нам остаётся сейчас только предполагать.
Комментарии
Всё правильно. Уж точно не поспорить.
Но я бы посмотрел поглубже. Предприниматель ( "хозяин" ) всегда, априорно ( заранее, ещё до начала каких-либо отношений ) будет считаться виноватым перед своими работниками. Даже если он заботится о них. И дело тут в чистой психологии личности. В Советском обществе такое же отношение распространялось не только на директоров, но и на государство. И это же есть и было в капиталистических странах - и в развитых и в не развитых.
И у меня, например, давно уже собственная теория. Почему капиталисты в развитых странах из кожи лезут, и стремятся максимально автоматизировать свои производства и во что бы то ни стало внедрять научные достижения ? Да просто потому, что научные достижения (разработки) и автоматизация обязательно делают производства БОЛЕЕ МАЛОЛЮДНЫМИ.
александр шестеров, опять марксисткий бред про "производительность труда"?
Маркс жил в другую эпоху, становления индустриального капитализма, когда ресурсы казались неисчерпаемыми, а путь к благосостоянию лежал через производительность труда. Все, она уже уперлась в потолок. Давно вы видите рост производительности компьютеров? Как торчали на 3 гигагерцах последние 10 лет, так и торчат. Дальше не повышают. К производительсности нужна еще маленькая деталь - что и из чего производить, проще говоря природные ресурсы. "Сьест то он сьест, да кто же ему даст"(с). Уже сейчас производительность такая что 1 человек может прокормить 17(?). Один наш чел в забугории занялся финансами, и с удивлением обнаружил, что производственные расходы составляют всего 25% в цене товара. Остальное реклама, логистика, налоги итд.
Еще А.Паршин с цифрами в руках доказал, что в российском климате, при прочих равных условиях экономика не может конкурировать с теплой Европой. ВВП и сделал эти равные условия, сравняв внутренние цены на энергоносители с американскими, да так что электричество в 4 раза дороже чем в Узбекистане.
Оттого яблоки стало дешевле возить из Польши а картофель из Израиля.
Ghost Buster, вы видимо ошиблись адресом ?
Я разве рассуждал про производительность труда? Я же совершенно не об этом. Моя главная идея: даже если между предпринимателем и его работниками идеальные отношения, и прибыль не большая и "праведная", то всё равно работники своего "хозяина" считают сволочью и так или иначе сокрушают его. Сокрушают открытыми методами, если отношения плохие, и скрытыми пассивными методами, если отношения хорошие.
И причина этого фундаментально-психологическая. И чтобы избавиться от этого психологического "геморроя" предприниматель стремится сделать своё производство малолюдным. А сделать это можно только внедряя новые разработки и автоматизацию, которые ВСЕГДА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЕЕ старого производства. Или снижаются издержки, если уже некуда производительность повышать.
Ghost Buster, (продолжение)
То есть прогресс производства ПОЛУЧАЕТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ по показателям производительности и издержкам - надо только уменьшать количество работников. То есть развитие индивидуализма (в цивилизованной форме разумеется ) - это развитие и прогресс, а навязывание коллективизма и групповщины - это всегда откат назад и регресс.
александр шестеров, Я разве рассуждал про производительность труда?...
А разве количество работников и производимая ими продукция не являются производительсностью труда? Чем меньше работников, тем выше производительсность на 1 человека.
то всё равно работники своего "хозяина" считают сволочью ...
Кто вам такое рассказал? Вы наверно судите по себе. Почитайте историю Путилова и его завода. И сколько людей пришло на его похороны. На западе прививают в сознание что работники и хозяин одна команда, работают на общее дело.
александр шестеров, коллективизма и групповщины - это всегда откат назад и регресс....
Тем не менее побеждает коллективизм. Где теперь знаменитые автопредприятия Детройта? Их победил японский коллективизм. А американцы искали как содрать с хозяина лишнюю копеечку. Помню даже забастовки устраивали, что хозяева им недоплачивали 55 центов с часового заработка в 21 доллар. Вот они и похоронили автоиндустрию США.
Ghost Buster, понятно. Я могу даже более яркий пример привести: Прохоровская мануфактура (Трёхгорная мануфактура впоследствии) - там рабочие своего "хозяина" Прохорова даже от чекистов с боем освобождали и вскладчину платили ему пенсию.
Однако же всё это только после главных событий - смерти Путилова и революционного ареста Прохорова. А в спокойное, мирное время действует не сознательная психология ( когда хозяин здравствует и процветает ), а глубокие психологические архетипы ( он процветает, а я горбачусь, значит можно на него и плюнуть ).
Ghost Buster, а вот насчёт этого я отвечу по-французски (по-наполеоновски): коллективизм всегда может быть победителем ( зависит от обстоятельств ), а стремление к индивидуализму всегда непобедимо.
александр шестеров, И что в этом плохого? Кстати, я считаю, что коммунисты те же луддиты.
Олег Модестов, а я и не сказал, что это плохо. Это ни плохо и ни хорошо. Это естественно. Я же сказал, что неприязнь (деятельная или пассивная) нанятых к своему нанимателю является законом психологии, который равен закону природы. Это всегда было и будет, но это нежелательно и этого можно избежать. Избежать, уменьшая численность нанимаемых работников. А дальше уже всё "автоматически" - снижение издержек, повышение производительности и т.д.
александр шестеров, А как вы относитесь к луддитам? Разве у них нет ничего общего с коммунистами?
Олег Модестов, общего у них примерно столько же, сколько у дельфина и акулы - при беглом и отдалённом посмотрении они могут показаться похожими. Но при подробном рассмотрении они отличаются фундаментально.
Чтобы объяснить разницу между луддитами и коммунистами, надо сделать много "ликбезных" рассуждений. Это долго, нудно и смешно - легко разберётесь сами.
александр шестеров, Безработицы в СССР потому и не было, что коммунисты те же луддиты.
(продолжение)
То есть капиталисты-предприниматели в первую очередь стремятся уменьшить количество работников. А так как такое уменьшение возможно только при автоматизации и внедрении новых разработок, то и стараются внедрять это как можно мощнее. Потому, что даже если капиталист-хозяин-предприниматель будет идеальным человеком и максимально заботиться о работниках, эти самые работники ВСЁ РАВНО ЕГО СОКРУШАТ ( будут вредить ) - это закон психологии, равный закону природы.
И эту же теорию можно применить не только для производственных отношений. Нельзя не видеть, что общее развитие и рост индивидуализма в обществе всегда рядом. И я считаю, что именно стремление к индивидуализму и заставляет развиваться человека и общество как можно больше и быстрее.
александр шестеров, а почему т.н. "развитые страны" выкинули из своих стран приносившее прибыль производство? Не надо изобретать велосипед!
Укротитель моржей, а что значит "выкинули", - перевели в другие страны, или продали?
И то и другое для того, чтобы "выкинутые" производства приносили прибыль по крайней мере не меньшую. А собственное развитие перевели в непроизводственные дела, или в производственные, но исключительные дела. Велосипед конечно не изобрести, ни мне, ни вам.
Укротитель моржей, оттого и выкинули, что в забугории прибыль выше, когда-то китаец был счастлив работать за 100 долларов. Теперь его уже и за 800 не заманишь.
александр шестеров, ""выкинутые" производства приносили прибыль по крайней мере не меньшую" - только теперь они приносят прибыль маленькой групке ставших интернационалистами-капиталистами ломехуз, а не тому народу, который создавал основу калоши! О чем и речь!
александр шестеров, Индивидуализм и индивидуальность не одно и то же.
Укротитель моржей, Пошли по пути позднего СССР. Социализм это называется. Во главе с геронтократом Сонным Джо.
Олег Модестов, ты мастер писать ерунду! Причём тут поздний СССР? Ничего общего - кроме пожалуй спекуляции! Гиперспекуляция владельцев денег разрушает мир! А сонный Бидон - обычная марионетка!
Олег Модестов, конечно не одно и то же. Индивидуальность - это понятие театрально-художественное (или аналогично), а индивидуализм - это организационно-технические принципы экономических и политических отношений, и особой культуры конечно. В западной культуре образ "супермена" создали, а в русской культуре такой образ не создан. Правда есть образ "Ивана-дурака", но это другое. Но вроде у них есть сказка "Дурень Ганс". Но эта сказка не народная, а Г.Х.Андерсена. А Андерсен этот сюжет видимо позаимствовал у русских.
александр шестеров, А ярко выраженная личностная индивидуальность не может быть не театральной? Все люди должны быть одинаковыми?
Укротитель моржей, Геронтократия, демагогия, отсутствие свободы слова, регулирование рынка (санкции, потолки цен, замораживание счетов ), отмена де факто презумпции невиновности. Полнейший большевизм.
Олег Модестов, индивидуальность может быть какой угодно, в рамках моральных приличий и медицинских норм. А вот когда общественное устройство позволяет человеку вступать в экономические и политические отношения максимально не подавляя личную индивидуальность, то это уже называется "индивидуализм".
Олег Модестов, например, когда личности с любой формой индивидуальности позволяют оформлять в собственность землю, грузовые автомобили и трактора, всякие станки на фундаментах, несколько автомобилей на одно имя ( а не только один, как в СССР ), то это называется "индивидуализм".
Олег Модестов, а самое главное - жидофикацию, забыл! Случайно ли?😜🎃😃
Укротитель моржей, Ты когда-нибудь ответишь мне на вопрос - куда ты денешь памятник Марксу, работы Кербеля на площади Свердлова?
александр шестеров, Индивидуализм это высшая форма эгоизма а индивидуальность это свойства яркой личности непохожей на других.
александр шестеров, А "позволяют" это о ком? Не о личностях?
Олег Модестов, "позволяют" общественные установления. Общественные установления в праве, политике, экономике, культуре.
Олег Модестов, вы в своих формулировках не хотите (или не можете) выходить за пределы морали. А надо рассуждать не в области морали, а выйти в область общественных установлений (экономика, политика и т.д.) и формулировать именно там. Потому, что способ жизни, средства для жизни определяются в экономических, политических, правовых отношениях каждой личности.
александр шестеров, Мораль отменена только у марксистов и национал-социалистов. Близнецы-братья.
Олег Модестов, нет, врёте. Даже у марксистов и у национал-социалистов мораль не отменялась. У них мораль точно была (и есть). И они может даже следовали своей морали потвёрже, чем все другие. Самая первая мораль возникла у Адама и Евы, после вкушения известного плода. Они сразу поняли, что достойно, а что недостойно, и стали разумными. Разума без морали быть не может. И Бог всемогущий и вездесущий над моралью не властен. Поэтому Адам и Ева и были изгнаны из рая.
Но я и не говорил об отмене морали. Индивидуализм - это понятие в области экономики, права, политики, организационно-техническое и т.д. У русских же есть такое понятие: "единоличник". Это же в первую очередь в хозяйственном смысле.
Уж неужели я не развернул это понятие ?! Значит вы передёргиваете. Это неприлично.
александр шестеров, В том-то и дело что мораль универсально. Она не может быть классовой или национальной. Адам и Ева потому и были изгнаны из рая, что их мораль была их личной. Есть еще такое понятие как "готтентотская мораль". "Если у меня украли жену это плохо, если я украл жену это хорошо". У Аль Капоне была своя мораль. Он считал себя замечательным парнем. Как и любой другой бандит.
Олег Модестов, совершенно верно. Но только вы не делаете главного шага в рассуждении - если мораль "универсальна" и вечна, но при этом ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНА, то нельзя определять индивидуализм на основе морали, как высшую форму эгоизма.
Индивидуализм - это такое общественное устройство, при котором общество своими установлениями (экономический уклад, правовая система и т.д.) позволяет человеку следовать своему эгоизму, но с обязательным условием: личный эгоизм одного человека не должен мешать эгоизму любого другого человека.
александр шестеров, Кто сказал что мораль "очень разнообразна"? И кто сказал что индивидуализм это общественное устройство?
Олег Модестов, как кто? Я говорю.
александр шестеров, А я категорически не согласен. Совесть может быть многообразной? Как говорил один мой приятель, резиновой?
Олег Модестов, вы вот рассуждаете в правильном направлении, но всегда не делаете последний шаг ( видимо из вредности, или сильно зависите от эмоций ).
Посмотрите на законодательство (тексты законов, толкования, разъяснительные материалы и др. ). Там нигде нет таких понятий, как порядочность или непорядочность, честность или нечестность. Там есть понятия законности и добросовестности или недобросовестности. Но если есть совесть добрая ( добросовестность ), то значит подразумевается совесть злая ( недобросовестность ).
Или посмотрите Конституцию. Там есть понятие свободы совести. Но если бы совесть у всех была одинаковой, без вариаций, то тогда её (совесть) не надо было бы объявлять свободной или несвободной.
Олег Модестов, (продолжение)
Значит в Конституции тоже подразумеваются разные виды совести - добрая и злая, положительная и отрицательная и т.п. Отсюда естественно можно сделать вывод: совесть есть у всех людей, но совесть у всех РАЗНАЯ.
Да даже и внутри одного человека совесть может меняться под давлением внешних обстоятельств, например на войне и в мирной жизни, в местах лишения свободы и на свободе, и др. Но моральная основа, фундамент совести, у человека конечно всегда остаётся постоянным.
Так что совесть МНОГООБРАЗНА. Так же, как как многообразны люди и многообразна жизнь человеческая.
Вот такой "ликбез" от меня вам.
Комментарий удален модератором
Укротитель моржей, вы перечисляете частные случаи. А статья написана в общем смысле.
Но я скажу немного по-другому. Если труд человеческий ( воровство тоже разновидность труда, только незаконного и наказуемого ) не капитализируется, то есть не приносит пользы в будущем, хоть с продажей, хоть без продажи результатов труда, то зачем тогда вообще работать и предпринимательствовать ? То есть в этой "земной жизни" мы можем развиваться только способом капитализации. Кстати, в СССР в 30х - 60х годах капитализация была огромной, только капиталистов не было кроме государства. Только капитализацию удобно выражать в форме прибыли - так и наглядней, и удобней, и персональнее, если капитализирующих субъектов много, а не одно только государство.
александр шестеров, Государство часто берет социально значимые производства под свою опеку, хотя они бывают зачастую убыточными. И остальное общество своими налогами оплачивает такой бизнес. Бизнес бывает финансирует себе в убыток социально значимые обьекты. Как к примеру в Газпроме были свои магазины на территории станций и свои гостиницы, где командировочные специалисты могли ночевать. А потом пришли эффективные менеджеры и все "непрофильные активы" уничтожили. Кому от этого лучше?
А хуже стало рабочим, который не может купить бутылку лимонада на работе.
Поэтому рабочие и бегут с таких производств.
"Теперь Советы предлагают большие деньги тем самым специалистам, которых повыгоняли, чтобы те вернулись. Все, что эта «реформа» дала России, — развалила производство." Все в точности повторяется в нынешней России, где рабочий приравнен к бессловесной скотине. И в кап. Америке, и в СССР давно поняли, что хороший рабочий это тот о ком заботятся, делают ему комфортные условия для труда. При феодализме труд бесценен.
Модестов начал топить за бизнесменов 😀
Все мои знакомые бизнесмены не гнушаются повысить прибыль через выплату черных зарплат и элементарное кидалово😀
Модестов, скількі грївней за статью получаешь❓😀
Слава ПолныйПушистыйПолярныйЛис, В гривнах получаешь ты. Как и все красножопые, которые топят за "светлое прошлое".
Совершенно неоспоримо, что стремление к постоянному росту прибыли любого бизнеса существует вовсе не потому, что капиталисты такие нехорошие жадные люди, а следует из самой природы капиталистического производства, капитализма, потому что наличие прибыли - это главное условие существования и выживания любого бизнеса. в прошедшие века стремление к прибыли стало мощным фактором для развития производства и производительных сил, для Прогресса, для освобождения трудящихся от крепостного и буквального рабства, поскольку для капиталистического производства необходимо свободное движение материальных средств и рабочей силы. Но несомненно и то, что на современном уровне развития производительных сил, посредническая роль жажды прибыли, то обстоятельство, что развитие человечества не является ПРЯМОЙ целью капиталистического производства, становится уже не фактором не развития, а ТОРМОЖЕНИЯ.
Владимир Лендяев, И откуда берется торможение? И прямой целью какого производства является развитие человечества? Социалистического полит-экономического абсурда? Это деградация
Олег Модестов, дело в том, что с развитием капитализма бизнесу становится все более невыгодна автоматизация и механизация производства, то есть технический Прогреес (в странах Запада уже с середины 70-х годов). Любой грамотный экономист знает, что чем автоматизация производства неминуемо ведет к снижению средней нормы прибыли производства, так как автоматизация означает, увеличение доли постоянного капитала (оборудования) и снижение переменного капитала (рабочих). А ПРИБЫЛЬ. о которой идет речь , может давать исключительно, только переменный капитал, труд рабочих, создающих ПРИБАВОЧНУЮ стоимость.
Владимир Лендяев, Луддиты кто такие?
Олег Модестов, причем здесь протесты темных, задавленных гнетом английских рабочих на совсем другом уровне развития капитализма? Почему мы сейчас боремся против самой развитой в прошлом, а сегодня гниющей части капиталистического мира, ставшей паразитом, в полном смысле слова? Потому что США и Запад препятствуют развитию того же капитализма в странах остального мира, в стремлении сохранить свое господство. Почему с Запада, при активном участии МВФ и других финансовых структур запущена программа, по СНИЖЕНИЮ уровня массового образования и культуры, в которой до сих пор участвует РФ? Не повышения, а СНИЖЕНИЯ, то есть программа ДЕГРАДАЦИИ населения? Потому что развитие общества через посредство прибыли достигло своего потолка, зашло в тупик и сознательно власть имущими запущена деградация, чтобы продлить свое существование.
Владимир Лендяев, Лудди́ты (англ. luddites) — участники стихийных протестов первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии. С точки зрения луддитов, машины вытесняли из производства людей, что приводило к технологической безработице. Часто протест выражался в погромах и разрушении машин и оборудования[
Те же большевики
Владимир Лендяев,
Луддиты считали своим предводителем некоего Неда Лудда, также известного как «Король Лудд» или «Генерал Лудд», которому приписывалось уничтожение двух чулочных станков, производивших дешёвые чулки и подрывавших дела опытных вязальщиц, и чья подпись стоит на Манифесте рабочих того времени. Исторически не подтверждено, существовал ли Нед Лудд или нет.
Движение быстро распространилось по всей Англии в 1811 году, оно повлекло за собой разрушение шерстяных и хлопкообрабатывающих фабрик, пока английское правительство жёстко его не подавило. Луддиты собирались по ночам на торфяниках, окружающих индустриализованные города, занимаясь, по большей части, строевой подготовкой и манёврами.
Владимир Лендяев,
Напряжённые бои между луддитами и войсками прошли у фабрики Бартонов (Burton’s Mill) в Миддлтоне[en] и фабрики Вестоутон (Westhoughton) — обе были расположены в Ланкашире. Ходили слухи, что члены городских магистратов нанимали шпионов, в задачи которых входило создание сумятицы при атаках. Члены магистратов и продавцы пищевых продуктов часто были жертвами покушений и нападений со стороны анонимного генерала Лудда и его сторонников.
Уничтожение машин (индустриальный саботаж) было объявлено преступлением, наказуемым смертной казнью, и 17 человек были казнены в 1813 году. Множество людей было отправлено в Австралию. В какое-то время войска занимались подавлением луддитских восстаний сильнее, чем сопротивлением Наполеону на Пиренейском полуострове.
Владимир Лендяев,
Олег Модестов, совершенно противоположное явление. Большевики построили в Росссии наибольшее количество Заводов за всю её историю, провели индустриализацию, создали новые отрасли промышленности. Буржуазия, взяв реванш в конце 80-х годов ликвидировала значительную часть промышленности даже целые её отрасли. Гайдар и Ельцин - последователи луддитов, хотя скорее, просто предатели и враги России.
Олег Модестов, вместо научной дискуссии вы всё время переходите к примитивной пропаганде. Речь идет об экономическом и цивилизационном тупике капиталистического строя, исчерпанию его прогрессивного потенциала. Но Прогресс остановить нельзя, пока существует человечество, смена общественного строя неизбежна, прежде всего, по этим причинам.
Владимир Лендяев, Тупик социализма был изначально. Со времен Ленина. Это не значит, что смена формаций отменяется. Вот только социализм это утопия.
Владимир Лендяев, Развалили большевики всё. Потом купили реиндустриализацию у немцев и американцев за золото, отнятое у церкви и за прибыль от продажи хлеба, отнятого у крестьян.
Олег Модестов, вы явно неспособны к аргументированному обсуждению. К тому же, мы пока обсуждали проблему прибыли, именно капитализм, его глубочайший кризис из которого пока не видят выхода даже чисто буржуазные специалисты, а США не придумали ничего другого, кроме как тормозить сколько получиться всеобщее развитие.
Владимир Лендяев, 74 года страна деградировала. Развитие России возобновилось 32 года назад
Олег Модестов, если самые быстрые темпы развития в истории России, вывод её на второе место в мире по промышленному, научно-техническому и на первое по культурному развитию в мире для вас является "деградацией", то это патологическое незнание истории, но скорее, сознательное игнорирование исторических фактов. Кроме антисоветских плакатиков вам предоставить нечего.
Владимир Лендяев, Перевод добра в говно в огромных количествах это не прогресс.
Олег Модестов, к сожалению, животные страх и неависть, характерные для наиболее шовинистической части малой и мелкой буржуазии, которые являются социальной средой и инструментом любого фашизма, не позволяют вам нормально рассуждать и объективно оценивать исторические события.
Комментарий удален автором канала