За счет чего выросла российская промышленность?
На модерации
Отложенный
Хорошее объяснение на тему, как бюджетные расходы на войну помогают маскировать обвал в экономике.
Через день можно услышать, как президент Путин, премьер Мишустин или министр экономразвития Решетников говорят, мол, "российская экономика показывает достаточно устойчивый рост". Но на примере промышленного производства можно увидеть, что под устойчивым ростом имеется ввиду гипертрофированный рост отраслей, задействованных в производстве вооружений, и столь же катастрофичный спад в отраслях гражданской сферы.
Так, "производство компьютеров, электронных и оптических изделий" (сюда включены и детали для ракетных и авиадвигателей) выросли на 47.2% в первом полугодии 2023 года по сравнению с 2021 годом. "Производство готовых металлических изделий" (боеприпасы и другие вооружения) - рост на 46%. "Производство прочих транспортных средств и оборудования" (включает бронетехнику) – рост на 30.3%. "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях" (аптечки) – на 19.9%. "Производство электрического оборудования" (комплектующие для дронов и техники) – рост на 19.9%.
Но при таких показателях промроизводство за семь месяцев 2023 года выросло всего на 2,6% по сравнению с 2022 годом и вообще не выросло по сравнению с 2021 годом. То есть даже рекордных показателей по отраслям, занятым обслуживанием ВПК, не смогли компенсировать обвал по всем остальным направлениям. Например, только производство автомобилей упало на 44% по сравнению с 2021 годом даже при росте на 46% к 2022 году.
Ну и самое важное - производство ракет, танков, дронов, БМП, патронов, бронежилетов и т.д. никак не повышает уровень жизни населения, общий уровень благосостояния страны. Они сгорают на поле боя, не помогая экономике расти. К тому же военные расходы, которые полностью спонсируются из бюджета, оттягивают ресурсы из гражданских секторов экономики - и опять же рушат уровень жизни.
Недавние довоенные экономические исследования показали, что рост военных расходов в конечном итоге ведет к снижению ВВП. Есть, конечно, нюанс, связанный с тем, что военные разработки затем переходят в гражданский сектор и дают серьезные стимулы экономике, но это явно не про нас, где все разработки почему-то сводятся либо к переклеиванию этикеток на китайских дронах, либо к допиливанию старых советских образцов под новые требования.
--
Еще одно подтверждение того, что накачка военного сектора вредит всем остальным производствам - все программы производства новых гражданских самолетов (для замены "Боингов" и "Эйрбасов") оказались на грани срыва. Есть тут, конечно, заслуги главных авиастроителей - министра промышленности Дениса Мантурова и главы Ростеха Сергея Чемезова - но и чрезмерный акцент на производстве оружия, вместо развития гражданской авиации, тоже решает.
Сейчас из 8 перспективных моделей только 2 пока не сорвали график - Ил-96 и региональный самолет "Ладога". Но и то только потому, что их разработчики еще даже не приступили к работе, начало которой запланировано на 2025 год. Все остальные громкие проекты вроде МС-21 или Ил-114-300 в состоянии "вот-вот все сорвется". Для МС-21 до сих пор нет комплектующих из композитов - их должна поставлять компания Umatex, "дочка" Росатома, но она под санкциями и мало что может. А для Ил-114-300 почему-то до сих пор не готов двигатель ТВ7-117СТ - он так и не прошел летные испытания. Что касается "импортозамещенного" Sukhoi Superjet New, то его первый полет переносили уже пять раз - проблемы с комплектующими, с сертификацией, с новым двигателем. Сплошные проблемы.
Самая показательная ситуация с Ту-214 - Казанскому авиазаводу не только не хватает деталей для лайнера, но он еще и перегружен военными заказами, поэтому на доведение Ту-214 до ума не хватает сил и времени.
Итого за первую половину 2023 года в России было выпущено только 2 гражданских самолета. Уже в 2025 году летать в стране может быть и не на чем. Зато военных самолетов/вертолетов будет в избытке (возможно) - на них и полетим.
Сравнение с прошлым годом лишено смысла, т.к. в базу расчета попадает два месяца без кризиса в январе-феврале 2022 и отвесное падение в апреле-июне 2022. Более репрезентативное сравнение лучше сделать с 2021, хотя и там частично наведением пост-эффекта от COVID кризиса.
Январь-июль 2023 в сравнении с январем-июлем 2021:
• Производство компьютеров, электронных и оптических изделий – рекордный рост на 47.2% и рост на 54.1% в июле 2023 в сравнении с июлем 2021.
• Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (включает боеприпасы и ракеты, хотя часть попадает в электронные изделия) - также рекордный рост на 46% за два года и плюс 56.1% в июле 23 к июлю 21.
• Производство прочих транспортных средств и оборудования (включает бронетехнику) – рост на 30.3% и 73.1% соответственно.
• Производство мебели – рост на 24.8% и 29.1% соответственно
• Производство электрического оборудования – рост на 19.9% и 19.6% за июль23/июль 21.
• Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях – рост на 19.9% и 21.2%
• Производство одежды и производство кожи и изделий из кожи растут на 10.6 и 17.9% за первые семь месяцев 2023, но здесь эффект крайне низкой базы.
Из вышеуказанного только мебель и частично лекарственные средства не относится к ВПК и смежным задачам.
В полном разгроме находится производство авто – минус 44%, несмотря на то что год к году рост на 46%. Деревообработка падает на 10.7%, производство бумаги в минусе на 0.9% за два года.
Обрабатывающее производство за два года выросло на 7.8%, по предварительным оценкам прямой и косвенный эффект гособоронзаказа и дополнительных инфраструктурных расходов составляет 13-15 п.п, т.е. без учета государства падение могло быть на 5-7%.
Сообщают, что положительное сальдо в торговле с Индией за первое полугодие составило 30 млрд долларов, с Турцией - 20, с Китаем - 10. Иначе говоря, в России зависло фантиков и камушков со стекляшками на сумму в 60 млрд долларов, с которыми неясно, что делать. При этом импорт из указанных стран идет потоком, но «туда» отправляется все равно гораздо больше.
По сути, теперь Россия - это сырьевой придаток Индии в первую очередь, потом Турции и в некоторой степени Китая.
При сохранении сложившегося положения по итогам за год мусорных валют в российской кубышке станет уже на сумму в 120 млрд долларов, и это не считая бразильские реалы, венесуэльские боливары, зимбабвийские доллары и прочие нигерийские найры.
А 120 млрд долларов - это, между прочим, уже 12 трлн рублей. Половина от запланированных в 2023 году доходов бюджета в 26 трлн рублей.
Россия - щедрая душа, конечно, но чтобы настолько - это, надо признать, круто.
Но тут нужно понимать: 12 трлн за 2023 год - это цена «поворота на Восток». Цена утраты европейского рынка, за который Россия вела бесконечную борьбу и войны на протяжении всей своей истории. И «поворот на восток» - это признание поражения в этой вековой борьбе. Поколениями российские руководители отгрызали себе место на нем, но тут пришла питерская братва и за тридцать лет все эти сотни лет спустила в отхожее место. Гении управления.
А 12 трлн, замороженных в фантиках - это в добавок к расходам на СВО, которые, мягко говоря, тоже умопомрачительны - как сообщили англичане, они составят в этом году примерно 30 процентов всего бюджета, то есть плюс-минус 8 трлн рублей.
Будем откровенны - 12 трлн рублей, конвертированных в бусы и ракушки и 8 спущенных в окопы триллионов - это почти весь бюджет. На все про все останется 6 трлн. Неудивительно, что рубль падает: девальвация - чуть ли не единственный способ увеличить рублевую массу в бюджете.
Понятно, что профессиональные экономисты с таких раскладов весело посмеются и сообщат, что не все так плохо, и я сразу безоговорочно с ними соглашусь. Но вопрос здесь совсем в другом.
Дичайшие расходы «в никуда» на самом деле имеют неэкономическое объяснение - это ресурс, который режим вбрасывает на удержание своей устойчивости. Других способов у него на самом деле нет. Проект развития, куда он может вложить ресурс, у него отсутствует. Старый проект обанкротился и, собственно, привел к нынешнему печальному положению. И именно потому, что его продолжают реализовывать (буквально на днях Путин в очередной раз сообщил, что углеводородному топливу альтернативы нет), ничего другого, как воевать и терроризировать население, режиму не остается.
Почему - тоже давно известно. Смена модели - это смена элиты, а вместе с этим - и утрата ею своей собственности, непосильно награбленной у страны. Поэтому она будет цепляться за власть до последнего, убивая вокруг себя всё и всех, как смертельно раненый крокодил, бьющий вокруг хвостом. А когда умираешь, то уже совершенно неважно, сколько ты потратишь на то, чтобы глотнуть воздуха еще хотя бы раз.
Комментарии