Культ императора
На модерации
Отложенный
Провозглашению здравствующего монарха богом имело давние традиции в Древнем Египте и в азиатских царствах.
Задолго до крушения Римской республики любопытный прецедент создал Александр Македонский. Покорив огромные пространства и насмотревшись пышных египетских и азиатских церемониалов, он сам объявил себя богом.
Александр Македонский. Источник: Wikimedia Commons
Новые подданные из числа персов и других восточных народов были готовы без колебаний признать божественную сущность великого завоевателя и соблюдать любые обряды. Но для тех, кто прошёл с царём не одну битву и не одну совместную попойку, казалось немыслимым кланяться полководцу до земли и целовать ногу (так называемый обряд проскинезы). Слава покорителя Персии была так велика, что деяния легендарного македонца превратились для всех амбициозных правителей в предмет почти непременного подражания.
Непосредственно в Риме культ императора родился также не на пустой почве. Почитание богов и строгое соблюдение правил религиозной жизни считались одними из важнейших добродетелей.
Мелочное соблюдение всех процедур при жертвоприношениях и гаданиях иногда оказывалось важнее упущенной победы. Нет никаких значимых свидетельств того, чтобы кто-либо в Риме посмел отпускать презрительные насмешки в адрес жрецов.
Более того, главные должности жрецов были настолько престижны, что со времён Юлия Цезаря римские императоры «приватизировали» пост великого понтифика. С 1-го века высшая светская и духовная власть оказались неразделимы.
Юлий Цезарь. Источник: Pinterest
Кроме того, в Риме одной из самых желанных наград для полководца был триумф, во время которого победитель представал перед горожанами не как военный вождь, а в образе всенародно почитаемого Юпитера
Ещё одной важной предпосылкой к формированию императорского культа стали особенности римского общества. Отец семейства имел абсолютную власть над своими рабами, а члены семьи и круг зависимых людей (клиенты) были обязаны беспрекословно выполнять его волю. Таким образом, к началу имперского периода в истории Рима общество было вполне готово воспринимать власть верховного правителя как сакральную силу, а его самого — как божество.
Первым человеком, которого при жизни сенат провозгласил государственным богом Рима, стал Юлий Цезарь. Ведь полководец, кроме реальной диктаторской власти, одновременно был трибуном, консулом и верховным понтификом. Позволить себе такое обычный человек просто не смог бы.
А вот богу всё подвластно. И почему бы в таком случае не сопроводить статую Цезаря надписью Deo invicto («Непобедимому богу»)?
Убийство диктатора чуть не завершило едва входящий в устойчивую традицию культ императора. Враги Цезаря и сторонники республиканских порядков не считали власть узурпатора сакральной. Однако итоговая победа цезарианцев во главе с Октавианом Августом придала новый импульс делу обожествления здравствующего правителя.
Октавиан Август. Источник: Wikimedia Commons
Множились статуи Августа в образе Юпитера и храмы, посвящённые лично ему. Ни император, ни сенат ничего не могли с этим поделать. Многие граждане искренне считали правителя живым божеством и обращались к нему с молитвами о защите или благоденствии.
Первым императором Рима, который не просто смирился с культом своего имени среди провинциалов и низших классов, но и прямо потребовал ставить собственные статуи среди главных богов, стал Калигула. Отныне почести римскому владыке следовало воздавать не в добровольном, а в обязательном порядке.
Калигула. Источник: Wikimedia Commons
Особое удовольствие Калигуле доставляло унижение сенаторов. Император хотел, чтобы они именовали его только «богом» и «господином». Понятия гордости и чести среди глав древних родов померкли и остались лишь в воспоминаниях. И лидеры лучших семейств, чьи предки предпочитали смерть публичному унижению, смирились. Убоявшись расправы, сенаторы согласились почитать Калигулу как бога.
В последующие годы культ римских правителей оставался незыблемым. Он мог лишь становиться менее навязчивым (например, в период власти «хороших» императоров) или принимать вычурные формы при нахождении на троне людей с манией величия.
Кульминации обожествление императора достигло при Диоклетиане. Исполнилась мечта Александра Великого. Проскинеза стала обязательным ритуалом для всех, кто обращался к повелителю.
Как ни странно, но именно после Диоклетиана культ императора стал сходить на нет. Уже при Константине Великом в Риме было введено в качестве официальной религии христианство. И, разумеется, с того времени ни о каком многобожии речи быть не могло. Исчезли жертвоприношения (без которых прежний культ был неисполним), а старые языческие храмы стали превращаться в церкви (а значит, из них выносили все статуи). А вскоре исчезла и сама империя.
Комментарии
Эй, 'патриоты России'!
А вы-то, почему не объявляете верховным богом президента РФ?
hmirbolotni,
Дима Димыч,
А какие препятствия?
Что нибудь такое
Времена ИМПЕРАТОРОВ прошли но Путин этого не понимает!
Так ведь "Трудно быть Богом", как заметили когда-то братья Стругацкие:)
Видимо, ещё труднее путину это понять....
И на кого же это намёк? Есть много бабочек красивых, а есть моль.
Вообще-то во времена Хрущёва в одном из обкомов партии бюст Н.С.Хрущева мироточил. Было дело...
александр шестеров,
"После смерти каждого императора сенат причислял его к лику богов. Затем рассудили, что гораздо удобнее делать это еще при жизни императора: последний мог таким образом строить себе храм по своему вкусу, тогда как древние боги должны были довольствоваться чем попало. Кроме того, никто так ревностно не мог следить за установленными во имя свое празднествами и религиозными церемониями, как сам бог, лично присутствовавший. Это очень подтягивало паству".
Христианство, конечно, отменило персональный культ первого лица, но оно пошло гораздо дальше - утвердило сакральность власти как таковой.