Растоптанная гордость.Большой флот великой державы
Как Россия и Украина делили Черноморский флот
На модерации
Отложенный
Черноморский флот Российской империи, созданный во времена Екатерины Великой, являлся гордостью страны.
С ним и с его главной базой — Севастополем — было связано немало героических и трагических страниц. Победы адмирала Ушакова, драматическая оборона Севастополя во времена Крымской войны — эти овеянные славой события стали частью истории России.
⠀
Не меньшее значение Черноморский флот играл и во времена Советского Союза.
В период после Великой Отечественной войны на него были возложены задачи не только по контролю за Чёрным морем, но и по стратегическому присутствию в Средиземноморье, где он выступал в роли противовеса кораблям ВМС США.
⠀
Черноморский флот ВМС СССР являлся флотом сверхдержавы.
К 1991 году он насчитывал около 100 тыс. человек личного состава и 60 тыс. рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.
В составе Черноморского флота находились 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей (БПК) I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации.
В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей.
⠀
Ежегодно через Черноморские проливы выходило в Мировой океан до ста боевых кораблей и судов.
Флот имел разветвлённую сеть базирования от Измаила до Батуми.
Стоимость всего имущества Черноморского флота ВМС СССР к началу 1992 года оценивалась в астрономическую сумму в 80 миллиардов долларов.
⠀
Распад Советского Союза стал катастрофой для всей Советской армии, а удар, нанесённый процессами «государственного развода» по Черноморскому флоту, оказался особенно страшным.
Решение вопросов государственного значения оказалось в руках людей, которые ни по профессиональным, ни по моральным качествам не соответствовали свалившимся на них полномочиям.
Ни президент России Борис Ельцин, ни глава Украины Леонид Кравчук, ставшие полновластными хозяевами новых государств, не могли сформулировать внятный ответ на простой вопрос: «Зачем России и Украине Черноморский флот?».
⠀
Украина, впавшая в эйфорию от независимости, принялась за то, что станет основой её политики в последующие четверть века — стала строить планы по превращению себя в передовую державу «с мощной армией и флотом».
Какие цели и задачи будут поставлены перед армией и флотом Украины, в Киеве не имели особого представления.
Тем не менее ещё с осени 1991 года началась активная кампания с призывом к украинцам-офицерам Советской армии и военного-морского флота возвращаться на «историческую Родину», дабы присоединиться к процессу создания «вооружённых сил Украины».
На этот призыв откликнулись сотни высокопоставленных офицеров.
Кто-то действительно мечтал о сильной Украине, кто-то — о стремительном карьерном росте, кто-то надеялся на сказочные финансовые условия.
Как бы то ни было, подобные односторонние действия Украины внесли в жизнь флота элемент хаоса.
⠀
Военные эксперты уже тогда чётко понимали — сохранение флота как боеспособной единицы возможно только под флагом России.
Но здесь на первый план вышла проблема, созданная в 1954 году Никитой Хрущёвым, передавшим Крым и Севастополь в состав Украины.
В результате этого все основные базы флота, в том числе главная база в Севастополе, оказались на момент распада Советского Союза на территории Украины.
Разумеется, новые украинские власти хотели сохранить за собой всё имущество, оказавшееся на их территории.
Эта задача упрощалась тем, что президент России Борис Ельцин поначалу исходил из простого тезиса: «Всё, что на вашей территории, — забирайте себе!».
Высшие российские военачальники потратили немало здоровья на то, чтобы убедить Ельцина в том, что подобный подход — чистое безумие.
Пока в Москве военные пытались образумить Ельцина, в Севастополе высшее командование Черноморского флота действовало на свой страх и риск.
Ещё в октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота.
На основании этой бумаги украинская сторона стала совершать попытки завладения объектами и кораблями флота, склоняла личный состав к принятию украинской присяги.
Однако ставший в сентябре 1991 года командующим Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов дал понять, что растаскивать флот он не позволит.
Украинским активистам давали по рукам как в переносном, так и в прямом смысле.
Тех, кто до решения вопроса на государственном уровне пытался принять украинскую присягу и вместе с ней объявить украинскими вверенные объекты, Касатонов по-флотски вежливо просил выйти вон.
⠀
Всего за несколько месяцев Касатонов довёл официальный Киев до настоящей истерики. К сожалению, в Москве в тот момент думали о чём угодно, только не о государственных интересах страны.
В результате в сентябре 1992 года по настоянию украинской стороны Касатонов был снят с должности.
Но пришедший на эту должность в январе 1993 года адмирал Эдуард Балтин продолжил линию, начатую предшественником, и не позволил Украине решить вопрос с флотом явочным порядком.
В 1996 году и этого флотоводца, боровшегося за сохранение Черноморского флота, отправили в отставку по настоятельной просьбе украинской стороны.
Поистине, изучая историю российско-украинских отношений, нельзя не увидеть, что Россия своими бесконечными уступками развязным требованиям Киева шаг за шагом создавала фундамент для глубокого кризиса в отношениях между двумя странами, разразившегося сейчас.
⠀
Чтобы понять, в каких условиях российским адмиралам приходилось биться за Черноморский флот, достаточно вспомнить драматические события апреля 1992 года.
Тогда украинская сторона решила «закрыть вопрос» одним махом.
5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины». В Севастополь была отправлена комиссия из высокопоставленных украинских военных для принятия под свой контроль всего флотского хозяйства.
Для того чтобы иметь основания противостоять этой акции, нужен был аргумент не меньшей весомости.
Об указе украинского президента в Севастополе узнали заранее и в спешном порядке приняли контрмеры.
В Москву ушла депеша — нужен аналогичный указ Ельцина, в противном случае спустя несколько дней либо придётся сдать флот, либо в Крыму может вспыхнуть самый настоящий вооружённый конфликт.
7 апреля 1992 года Борис Ельцин издал указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».
Прибывшую в Севастополь украинскую делегацию ознакомили с указом Ельцина и дали понять, что пока президенты не договорятся между собой, никакого перехода флота под украинский контроль не будет.
⠀
В июне 1992 года в Дагомысе Ельцин и Кравчук подписали соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывалась необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.
В августе 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне.
Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединённым флотом России и Украины с объединённым командованием.
Стороны договорились, что в течение трёх лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решён.
Этот документ вовсе не прекратил попыток украинской стороны прибрать к рукам как можно больше кораблей и объектов, однако сделал эти случаи единичными и совсем уж нелегитимными.
В сентябре 1993 года между Россией и Украиной была достигнута договорённость о том, что Черноморский флот получит возможность базироваться в Крыму.
Официально решение о том, что главной базой Черноморского флота ВМФ России останется Севастополь, было принято в феврале 1995 года.
Сказать, что переговорный процесс шёл трудно, — значит, не сказать ничего.
Доходило до форменного абсурда: однажды переговоры между министром обороны Украины Виталием Радецким и его российским коллегой Павлом Грачёвым едва не сорвались из-за того, что табличка с именем российского министра оказалась на 2 сантиметра больше, чем у украинского.
⠀
9 июня 1995 года на встрече в Сочи между Борисом Ельциным и новым президентом Украины Леонидом Кучмой было подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учётом ранее достигнутой договорённости о разделе имущества пополам. России передаётся 81,7%, Украине — 18,3% судов.
Формально вопрос раздела флота был решён.
Однако впервые Андреевский флаг на кораблях Черноморского флота ВМС России был поднят лишь 2 года спустя.
Причиной тому была бесконечная череда конфликтов между российскими и украинскими военными при разделе конкретных кораблей и объектов.
Как докладывали российские военные, передавать часть объектов было просто некому — Украина не имела возможностей для того, чтобы распоряжаться военной собственностью, за которую так отчаянно боролась.
⠀
Растянувшийся на годы раздел Черноморского флота фактически превратился в его разгром.
Огромное военное хозяйство с неопределённым статусом, несмотря на все усилия командования флота, постепенно приходило в негодность.
В феврале 1996 года на закрытых слушаниях в Госдуме России начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Пётр Святашов заявил: «Черноморский флот в ходе его дележа ослаб до предела.
Разрушены все ударные группировки.
Уже практически нет плавающих подводных лодок и морской ракетной авиации.
Уничтожены системы базирования, наблюдения и разведки.
Разрушена гидрографическая система, обеспечивающая безопасное плавание по всему Чёрному морю, особенно на его сложных участках — в устье Дуная и в Керченском проливе.
Участок, который мы можем контролировать, составляет узкая полоска у входа в Севастополь. Сворачивается судоремонт, корабли стареют, нет топлива.
Даже дежурные силы флота стоят на базе…»
⠀
После раздела советского Черноморского флота под юрисдикцию Киева перешли 138 различных судов и масса объектов.
Их ждала весьма печальная участь.
Большая часть кораблей пришла в негодность и была списана из состава флота.
Численность личного состава неуклонно сокращалась.
Примером того, как Украина обращалась с тем, что ей досталось после раздела Черноморского флота, может служить судьба ракетного крейсера «Адмирал Лобов». Этот корабль являлся однотипным с флагманом Черноморского флота ВМС России ракетным крейсером «Москва».
«Адмирал Лобов» находился на судостроительном заводе в Николаеве в состоянии 90-процентной готовности.
Попав в руки Украины, корабль был переименован сначала в «Галичину», а затем в «Украину».
К сожалению, с переименованиями дело шло не в пример лучше, чем с достройкой судна.
В итоге несостоявшийся крейсер превратился в груду металлолома.
⠀
Символом состояния ВМС Украины стали события, разыгравшиеся во время шторма в Севастополе 11 ноября 2007 года.
В отличие от кораблей ВМС России, украинские суда не были вовремя поставлены на защищённые стоянки.
В результате корабль управления «Славутич» был сначала протаранен корветом «Винница», а затем ещё и буксиром.
Все эти корабли принадлежали ВМС Украины. Ещё один корабль управления ВМС Украины «Донбасс», по свидетельству очевидцев, носило, как щепку, пока ему на помощь не пришёл российский буксир.
Впоследствии появилось фото из рубки «Донбасса», сделанное в разгар шторма.
Украинские моряки, дабы спастись от бедствия, привязали к спинке кресла командира корабля… икону Николая Чудотворца.
Делал ли экипаж иные попытки спасти судно, неизвестно.
⠀
Когда весной 2014 года после воссоединения Крыма с Россией большинство базировавшихся в Крыму кораблей ВМС Украины подняли Андреевские флаги, то оказалось, что военного интереса для ВМС России они не представляют.
Часть из них нуждалась в капитальном ремонте, а другие можно было смело отправлять в утиль, поскольку опасность они представляли не для врага, а для собственного экипажа.
К началу 2015 года в состав ВМС Украины входило 3 боевых корабля, 1 десантный корабль, 18 вспомогательных судов и 26 катеров.
Это всё, что осталось от выдранного «с кровью» Украиной наследства могучего Черноморского флота ВМС СССР.
Комментарии
Как называть тех кто раздербанил наследство оставленное предками? Идиотами.
Печник, меня всегда возмущает: почему за просчеты политиков, расплачивается народ!
Тома, А разве не народ служил на черноморском флоте? 20 килотонн по Кремлю решило бы проблему черноморского флота.
Ghost Buster, А сейчас пришла расплата за трусость.
имущественные вопросы должны быть урегулированы с учётом ранее достигнутой договорённости о разделе имущества пополам. России передаётся 81,7%, Украине — 18,3% судов.
Что интересно, публикуя статью я уже знала о шквале минусов, каждый развлекается как может. Ну и что? Снял баллы и что дальше? Неужели это так важно и без них что нельзя прожить?
Модераторы,АУ?! Вас устраивает такое хулиганство?
Тома, Не обращайте внимания, я вам всегда только плюсы ставлю.
Джон Смит, Спасибо,Джон. Но,снимают именно с меня в таком количестве что жутко (50-70-100 за раз и где находят и не лень!). "Не равнодушный" ко мне !
И главное модераторы это видят и их это устраивает. Вопрос открытый...ПОЧЕМУ?!
Тома, Потому что это русофобский сайт. Здесь половина коментов исходит от русофобов.
Так ведь хохлы: "Якщо не з’їм, так понадкусаю",
(а кто-нибудь служил по адресу Севастополь-50 Ю Я?)
90
Это история предательства.