Нижняя Тунгуска загоняет иркутян на крыши домов

На модерации Отложенный

                                     

Пока Урал горит, задыхается в лесных пожарах и проводит молебны о дождях, жители сел в Иркутской области спасаются от наводнения на крышах своих домов. В паводок местная река Нижняя Тунгуска вышла из берегов. В поселке Преображенка Катангского района затопило почти 150 домов и участков, в Подволошино подтоплено 39 домов, в Токме – 17 участков и 12 домов. И число подтопленных участков продолжает расти.

В местном МЧС заявили, что уровень воды падает, но жители сел рассказали, что вода, напротив, стала прибывать, и с 8 мая они живут на крыше.

По словам жителей села, после подъема воды спасатели не предлагали их эвакуировать.

«Вода в Нижней Тунгуске начала снижаться. Из-за нее 10 мая в поселке Преображенка Катангского района затопило почти 150 домов и участков. Но с вечера 10 мая до утра 11 мая уровень воды упал с 1009 до 967 сантиметров при критическом уровне в 890 сантиметров», – отрапортовали спасатели.

На самом деле с вечера 11 мая вода стала прибывать.

«Третий день сидим на крыше! Не можем же мы бросить животных. А с ними не эвакуируют. И дом оставить нельзя. Вот и ночуем здесь. Нет, не то, чтобы мародеров опасаемся – просто вода прибывает, и по мере сил мы с мужем поднимаем ценные вещи на крышу. Знаем, что потом ничего нам не компенсируют власти. Мы же не первый год тонем. А что требовать-то?! Привыкли терпеть уже», – говорит учительница из катангского села Преображенка Елена Потанина.

По словам Анастасии Рязановой из Подволошино, наводнение началось еще 7 мая.

«В сам лог вода начала заходить 7 мая, 8 мая днем она еще немного прибыла. А ближе к вечеру прям очень сильно стала прибывать и заходить в дома. Ночью поднялась окончательно», – говорит Рязанова.

Улица Советская, по словам сельчан, превратилась в полноводную реку.

«Я вообще не знаю, куда мне?! Трое детей, один на руках – совсем маленький, – почти кричит в трубку Евгения из Подволошино. – Лодка-то есть, но справлюсь ли я с ней?»

По словам жителей Преображенки, к 10 мая в селе были затоплены все дома.

«Примерно на метр двадцать в доме стоит вода у нас. Выше подоконника, – рассказывает Потанина. – Спасаемся на крыше, потому что знаем – дальше будет прибывать. Соседка уже погибла – полезла на крышу и сорвалась в воду, тело вроде не нашли до сих пор… В 2013 году вообще 10 дней сидели на крыше! Боимся больших льдин. Несколько лет назад большая льдина снесла аэропорт (здание сельского аэродрома). В этом году разрушила дом моей коллеги».

В дом Марины Ждановой 10 мая влетела большая льдина… «Я увидела в окно, что река потащила огромные куски льда, – вспоминает Марина. – На тот момент у нас в доме вода уже стояла больше 70 сантиметров… Оставались считаные минуты, чтобы сесть в лодку и уехать – успели только взять паспорта и собаку. Мы остановились у друзей, которые живут на возвышенности. Сейчас вода постепенно спадает, а дом вообще рухнул. Смотреть на это очень больно».

Марина отметила, что в последние годы в конце апреля всем работающим жителям села от администрации приносят документы, в которых нужно записаться на эвакуацию от паводка. Но в это время Нижняя Тунгуска еще скованна льдом, и люди не знают, подтопит ли их дома.

«Я работаю в школе, в этом году нам предложили поехать в Ербогачён и разместиться в интернате. А куры, коровы, кошки, собаки – их тоже туда примут? Или мы должны их бросить голодными и улететь на неопределенное количество дней? Поэтому большинство остаются дома», – рассказывает Марина.

«Люди сидели вчера на крышах, четыре сотрудника МЧС их эвакуировали, – отмечает местный житель. – Лодки брали у местных жителей, своих у спасателей не было. Никаких пунктов временного размещения нет – их можно было сделать в школе, но ее саму затопило. Осталось только несколько сухих домов, куда приходят жители. Хозяева никому не отказывают… У нас к этому уже все привыкли, так как топит регулярно».

Село Подволошино тоже продолжает топить, уровень воды поднимается, потому что начал таять снег. По словам Любови Сухоруковой, затоплены дома, погреба и огороды.

Другая жительница Подволошино рассказывает, что люди плавают в туалет на лодках: «У нас в дом вода зашла резко на высоту пять сантиметров, мы сразу стали бегать поднимать мебель, спасать вещи. В бане и в гараже все полы снесло. Нужно делать ремонт, а кто будет компенсировать? [Губернатор Иркутской области] Кобзев говорил, что у МЧСников есть лодки, но я их ни разу не видела. Дошло до смешного, даже в туалет не сходить, добираемся на лодке».

По словам жительниц Преображенки и Подволошино, чиновники каждый год объезжают села в апреле-мае с бумагами на отказ от эвакуации.

В этом году спасатели опоздали, говорят сельчане, поэтому дома «утопило».

«Но скажут, конечно, что сами виноваты – не уехали вовремя», – переживают в Преображенке.

«Сейчас идет так называемая «черная вода». Тает снег и вскрываются боковые реки, – говорит Анна Залуцкая из Подволошино. – Вот и прибывает поток – конечно, это можно было предвидеть, это очевидно: на улице стало тепло, снег тает быстро».

В населенных пунктах Приангарья, пострадавших от паводка, регулярно жалуются на отказы в выплатах компенсаций за утраченное имущество или в предоставлении нового жилья. Несколько человек рассказали о случаях, когда они не могли получить в том числе и положенные им разовые компенсации в 10 тысяч рублей даже после решения суда.

Мэр Катангского района Сергей Чонский заявил, что жителям пострадавших сел предлагали эвакуироваться в поселок Юбилейный. Но туда поехали только 14 человек из сел Преображенка и Ерема, где тоже есть угроза затопления, остальные жители отказались. В селах стоят автобусы, готовые вывозить людей, улицы патрулируют на лодках.

Любовь Сухорукова не согласна со словами мэра. По ее мнению, сильное затопление случилось из-за того, что взрывать затор в этом году начали поздно. За четыре километра ниже села Подволошино река делает несколько изгибов, именно там образуется затор, который положено взрывать в конце апреля. В этом году сотрудники МЧС сделали это только в мае.

Ухудшает ситуацию и непогода. Вечером 13 мая ветер достигал скорости 22-27 метров в секунду. По шкале Бофорта такой ветер относится к категориям «шторм» и «сильный шторм». В Черемхово ураган повредил высоковольтные линии. В селе Лохово Черемховского района упали два столба электроопор. В нескольких поселках района ветер сорвал крыши с частных домов. В Аларском и Боханском районах отключали электричество.

И люди продолжают самоспасение без надежды на эвакуацию и на какие-то выплаты на крышах своих домов, вместе с имуществом и скотом, из-за ошибки МЧС, которое, зная о ежегодных затоплениях, в очередной раз не озаботилось проблемой заранее. Но дураками опять выставят самих жителей, отказавшихся от запоздалой помощи «профессионалов».

Елена ЛАКРИЦ