О смысле бытия
На модерации
Отложенный
В моей домашней библиотеки, которую я пополнял до начала девяностых годов, скопилось довольно много книг, которые меня интересовали. Среди них есть и книги по философии всех времен и народов (возможно, это слишком громко сказано), начиная от древнегреческих мудрецов и заканчивая современными говорунами. И они не просто лежат в шкафу, а прочитаны мною и ни единожды, о чем свидетельствуют карандашные пометки на многих из них. Поступать так с книгами ни есть хорошо, но каюсь, я это делал, поскольку имел на них право личной собственности.
Заинтересовался я философией довольно давно, еще в молодости, когда мне на глаза попался некий Гассенди. Меня заставили призадуматься его слова: «…Ведь коротко говоря, цель жизни, по молчаливому согласию всех людей, это счастье, но так как почти никто из людей этой цели не достигает, то…» Все мы желаем счастья, но кто из нас сформулировал для себя, что такое для человека счастье? Нет здесь в ответах никакого единообразия. Каждый из нас понимает счастье по-своему. Кому-то это деньги, кому-то любовь, а кому-то сила, и возможность сломать противнику хребет. На мой же взгляд, счастье – это когда ты в очередной раз понимаешь свое соответствие вызовам места и времени. Из этого следует понимать, что счастье штука преходящая, и вечным оно не бывает.
Вот я и подошел к тому, что считаю отправной точкой жизни каждого из нас. На мой взгляд, жизненный путь нормального человека состоит из четырех дорог. Первая, это когда новорожденное человеческое существо лет до двадцати старается стать человеком, в чем ему помогают и все окружающие его люди. Второй этап – это когда новый в этом мире человек выбирает свою путь-дорогу в будущее, что длится около десятка лет, приблизительно, от двадцати до тридцати годков. Затем человек следует по избранному им пути, свернуть с которого весьма и весьма затруднительно, и утверждает себя в жизни как личность. Четвертый этап длится от шестидесяти годов до семидесяти – время раздумий, горьких сожалений, а иногда и пьянства от осознанности неудавшегося бытия. Время от семидесяти до восьмидесяти – это для большинства людей уже не жизнь, а существование, когда человек все обдумал, передумал, оценил и переоценил, но ничего уже изменить не в силах. После восьмидесяти лет человек уже не живет, а расплачивается за грехи, совершенные им в прошлом. Мучается от всяческих болячек, от сомнений в итогах своей в большинстве случаев не совсем удавшейся жизни. И подобная оценка своего уходящего бытия является, снова-таки на мой взгляд, основополагающей, поскольку чтобы не делал человек, он при этом преследует определенную цель. Если цель действий не сформулирована, то эти действия являются полной бессмыслицей, ведущей к разочарованию, с вытекающими из этого последствиями. Так какая же цель жизни человека?
В этой статье я попытаюсь довести до читателя мнение авторитетных людей прошлого по вопросам, которые каждый из нас вольно или невольно задает себе, пытаясь просто жить. Имею ли я на это право? Если руководствоваться словами Марка Аврелия, то да, имею.
А он в свое время писал: «…человек, достигший сорока лет, если он обладает хоть каким-нибудь разумом, в силу общего единообразия некоторым образом уже видел все происшедшее и все имеющее быть».
Начну разговор о смысле нашей жизни со Б. Спинозы: «Природа не предназначает для себя никаких целей, (…) и все конечные причины составляют только человеческие вымыслы». А вот И. Кант утверждал: «Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться как цель».
Его же соотечественник И. Фихте был более точным: «Не для праздного самосозерцания и размышления над самим собой и не для самоуслаждения своими благочестивыми чувствами, нет – только для деятельности существуешь ты»; Но самым откровенным был А. Шопенгауер: «Даже тот, кому сносно жилось в жизни, чем дольше он живет, тем искренне убеждается, что жизнь в целом не более как надувательство и обман».
Товарищ Маркс тоже не обошел своим внимание этот вопрос: «Того, что хочет обыватель, – жить и размножаться (а ведь большего говорит Гете, никто не достигает), – хочет и животное». Между прочим, неплохо услышать и слова древнего грека по имени Софокол: «Блаженна жизнь, пока живешь без дум».
Это далеко не все знаменитости, которые фигурируют в «Антологии мировой философии», и которые высказывались по этому поводу. Но даже среди упомянутых, как видите, много мнений по поводу смысла жизни человеческой.
Так что же из всего приведенного можно выбрать или признать за истину? А сделать это проще простого, поскольку человечество уже давно сделало свой выбор и заключается он в признании абсолютной правоты господина Эпикура, который давным-давно пришел к заключению: «В самом деле, лучше было бы следовать мифу о богах, чем быть рабом судьбы физиков (естествоиспытателей); миф дает намек на надежду умилостивления богов посредством почитания их, а судьба заключает в себе неумолимую необходимость». И как бы все философы мира не упражнялись по этому поводу в остроумии, все люди нашей планеты, за малым исключением, сделали именно этот выбор. Правда, у каждого народа свои боги. Но смысл веры один и тот же – надежда на дальнейшее существование в ином мире. В шаманизме – рядом с родственниками на громадной лиственнице верхнего мира; вечное блаженство в райских садах у народов, считающих себя миром цивилизованным; карма и сансара, с последующими рождениями и попыткой обрести нирвану у народов южной Азии. Так что выбор есть и определяется он не только ландшафтными условиями мест обитания каждого из народов, но и их готовностью прислушаться к мнению по этому поводу своих соседей. Все остальные рассуждения по данному вопросу являются обыкновенным бла-бла-бла, или простым сотрясанием воздуха. Прав ли я в своем заключении?
Комментарии
Смысла у любой веры два. Первый -- именно этот: купировать инстинкт самосохранения, с которым слабый или ленивый мозг справиться не может. А второй, о котором реже говорят, -- получить средство управления обладателем этого слабого или ленивого мозга.
Цель - Счастье.
В реальной жизни цели любых живых существ, от бактерий до млекопитающих включительно, одинаковы: выжить, то есть адаптироваться к внешним условиям, и самовоспроизвестись. Если когда-либо и существовали организмы, преследовавшие иные цели, так их съели давно. Разумная деятельность -- это специфическое средство, используемое видом Homo Sapiens для достижения тех самых целей. Одни виды используют ноги, другие - зубы, люди - мозги.
Цель, средство - допустим. А в чём тогда смысл. Что такое СМЫСЛ...
Понять, значит, выразить в понятиях. Гегель.
Включаем логику. Есть "цель жизни человека", а есть сама "жизнь человека".
СМЫСЛ - содержание мысли. В данном случае - содержание жизни. Её наполнение. А не её крайняя точка (цель).
Разумная деятельность - вот то содержание, наполнение, или СМЫСЛ жизни человека. Для того человекам и дан ИНТЕЛЛЕКТ - способность адаптироваться к изменению условий жизни.
Смешно, когда целью деятельности становится деятельность сама по себе. Даже если в процессе затрачиваются значительные интеллектуальные усилия.
Если "способность к адаптации" свойственна не только человеку, то и "интеллектуальная деятельность" соотносится не только с человеком.
Интеллект - это не то же, что мозг человека. Это не орган - это ФУНКЦИЯ. Способность живого организма реагировать на изменения внешней среды.
"Раздражимость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие..." Это из школьного учебника. Кстати, такой вопрос в ЕГЭ по биологии есть. К интеллекту это отношения не имеет.
"Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — обобщенная характеристика познавательных (когнитивных, умственных) способностей; способность к приобретению и эффективному использованию знаний." А это из учебника по психологии.
Человеки НЕОБУЧАЕМЫ.
Понимание и способность учиться свойствены ЛЮДЯМ.
Во-вторых, само по себе обучение -- это всего лишь одно из средств, используемых людьми для достижения тех же самых целей адаптации и воспроизводства. Именно поэтому, если обучение человека явно не способствует достижению этих целей, то он и не обучается. Точно также, например, лев не станет камень грызть, поскольку это не способствует его выживанию, хотя сам по себе процесс погрызть чего-нибудь у львов поставлен весьма неплохо.
Во-вторых, "адаптация и воспроизаодство" не являются "целями людей".
Не обучаются только необучаемые - неспособные к обучению.
Никакой учебник не научит вас мыслить в понятиях.
Счастье - ИДЕАЛ.
Человекам на то и даны Идеалы, чтобы они стремились стать ЛЮДЬМИ.
///////////////////////
Пан Григорий, я уже вам говорил не единожды: хотите знать смысл существования чего-то, - дайте определение этому чему-то.
Вы же, пытаетесь понять смысл жизни человека, не имея ни малейшего понятия, что он собой представляет.
При таком подходе, вы лишь проявляете свою некомпете в данном вопросе.
"Человечество" и "сообщество" не являются субъектами - нет таких существ в живой природе, - есть люди.
Понятия формулируются в единственном числе: "Смысл жизни человека...".
По поводу "счастья"...
ОБЩЕСТВО (Коммунизм) - Равные Отношения Людей (Справеливость).
РАВЕНСТВО ОТНОШЕНИЙ (a/b = c/d) - Правильность - Справедливость - Баланс - Гармония - Совершенство - Идеал - Красота - Любовь - Счастье.
Итак , не знаю правильный ли вывод....сам процесс поиска смысла - через "спотыкания", сомнения и порой горький опыт - уже придает жизни смысл. Т.е. смысл жизни в самой жизни....И не надо забывать, что у каждого смысл жизни свой.
Смысл жизни можно понять из Учения Веданты. Или из учения Будды. Человек живет много раз- реинкарнация. Это закон. В рамках одной жизни понять смысл нельзя. Для чего дается много реинкарнаций? Будда говорил, что каждый должен стать Буддой. Постепенное приближение к уровню архата...
В рамках европейкой философии понять смысл жизни нельзя. Эта философия в целом примитивная.
Собственность есть ПРАВО..
В переводе с птичьего на русский, - "имел право личного права".
ПРАВО не может иметь НИКТО - оно ОДНО на ВСЕХ.
ПРАВО не бывает личным - это ОБЩЕЕ для всех ПОНЯТИЕ.
Нужно понимать ПРАВО.
"Почти никто из" человеков "не достигает" способности рассуждать, потому что они НЕОБУЧАЕМЫ.
"Цель жизни" - сама жизнь.
Нет "согласия у всех людей".
У каждого своё представление о цели своей жизни, если таковое вообще имеется.
Цель жизни человека определяется целеполаганием.
Поскольку человек, существо социальное (общественное), то и цель его жизни также социальная - построение ОБЩЕСТВА.
ОБЩЕСТВО (Коммунизм) - Равные Отношения Людей - Правильность - Справедливость - Баланс - Гармония - Совершенство - Идеал - Красота - Любовь - Счастье.
Цель жизни человека - быть счастливым.
Счастье - это ИДЕАЛ.
"Почти никто из людей этой цели не достигает" - "никто из людей" не совершенен.
Но нет предела совершенству.
Человекам на то и даны ИДЕАЛЫ, чтобы они стремились стать ЛЮДЬМИ.
"Как цель, а не только как средство", то есть цель - она же и средство, но не только средство, а ещё и цель?...
Человек - НЕ объект управления (навязывания "другой воли"), а субъект ПРАВА.