Как уцелела караимская община
На модерации
Отложенный
Караимы
Караимство – одно из направлений иудаизма, которое складывается в Месопотамии в 9 в н.э. Принципиальное отличие между караимами и рабанитами (представителями традиционного иудаизма) в том, что караимы не признают Устную Тору (Талмуд).
Караимы Феодосии. Огюст Раффе, 1837
Без Талмуда и налогов
Первые реальные источники о караимах в Крыму датируются концом 13 века – 14 веком. Первые захоронения на караимском кладбище в Чуфут-Кале – 2-й половиной 14 века. А теперь «перепрыгнем» в конец 18 века. В 1783 году Россия аннексирует Крым и примерно в этот же период присоединяет большую часть Речи Посполитой с огромным еврейским населением. Начинаются попытки «решения еврейского вопроса». Ограничения, которые российские власти накладывали на евреев – двойное налогообложение, рекрутский набор, черта оседлости и т.д. – были тяжелы для многомиллионной еврейской общины. Но для крохотной караимской общины это была настоящая катастрофа.
Караимы в Крыму (современная иллюстрация)
С самого начала лидеры караимской общины пытались доказать российской власти, что они – «хорошие» евреи. С точки зрения властей, у караимов был очевидный плюс: они не признают Талмуд (к которому власть имущие традиционно относились с подозрением). На этом караимы и сыграли. Общину освободили сначала от двойного налогообложения, а затем – и от рекрутского набора.
Караимская община всегда трепетно относилась к действующим властям. Многие российские монархи побывали в Чуфут-Кале и были торжественно приняты общиной.
Караимская община в Крыму была небольшой, но экономически сильной. Ее благосостоянию, в частности, способствовала политика правительства в 1774 – 1783 гг. – в период независимости Крыма.
Значительная часть христианского населения была выселена с полуострова, часть мусульманского населения бежала в Османскую империю. Их имущество можно было скупить задешево.
Избежать опасности двумя ударами резца
А дальше, в 1839 году, на историческую арену выходит великий собиратель древностей, караим Авраам Фиркович.
Авраам Самуилович (Самойлович) Фиркович
Помимо научных интересов, он преследовал важную политическую цель. А именно – доказать правительству, что предки караимов появились в Крыму еще до христианской эры. А значит, не несут ответственности за известные события, положившие начало христианской эры.
Книга Авраама Фирковича «Покушения и споры» - один из немногих сохранившихся экземпляров. 1838. и титульный лист книги А. Фирковича «Сэфер Авне Зиккарон»
Чтобы доказать эту теорию, он сделал несколько десятков поддельных приписок к рукописям. Согласно одной из них, караимы пришли в Крым в 6 в. до н.э. Параллельно Фиркович подделал около 200 дат на надгробиях на кладбищах Чуфут-Кале и Мангупа.
Известняк – мягкий камень. Два удара резцом – и буква гей превращается в тав, а надгробие становится «старше» на 600 лет.
Караимское кладбище в Иософатовой долине в Чуфут-Кале
Караимское кладбище в Иософатовой долине в Чуфут-Кале
Занимаясь описанием кладбища, мы обнаружили много удивительных вещей. Стоят рядом два надгробия одинаковой формы, с надписями, сделанными одинаковым шрифтом, судя по имени отца, это могилы двух братьев.
Но только один из них умер в 1584 году, а другой – в 987-м!
Надгробный камень Якова, сына Иосифа. 1535. (Согласно Фирковичу – 535)
Надгробный камень Хануки, сына Мордехая. 1477. (Согласно Фирковичу – 726)
Надгробный камень Эстер, дочери Шломо, 1476. Надпись спилена Фирковичем, и на ее месте сделана копия
Грандиозная работа Фирковича принесла свои плоды. В 1862 г. караимы были полностью уравнены в правах с православным населением Империи.
Книга Ионы Гурланда – одна из первых попыток описания рукописных коллекций Фирковича. 1867
Циркуляр министра П. А. Столыпина о различии в правах караимов и евреев. 1910 год
Евреи или тюрки? Экстравагантные, но спасительные идеи Шапшала
Идея о том, что караимы – не евреи, не пришла бы в голову Фирковичу даже в страшном сне. Это уже «заслуга» следующих поколений. Караимский общественный деятель и ученый Серайя Шапшал популяризирует теорию о том, что караимы – не евреи, а потомки хазар.
Серайя Маркович Шапшал, польск. Seraja Szapszał
Экстравагантные идеи Шапшала в конечном счете оказались спасительными для крымских караимов. В 1941 г. в Крым приходят нацисты. Пунктуальные гитлеровцы посылают запросы пяти еврейским ученым-востоковедам (находившимся на тот момент уже в гетто). Все пятеро – при том, что это совершенно противоречило их научным представлениям – в один голос заявили: да, караимы – не евреи, а тюрки. И караимская община Крыма, в отличие от рабанитской, практически полностью избежала уничтожения во время Катастрофы.
Караимы сегодня
На сегодняшний день караимские общины в Восточной Европе немногочисленны.
Герб караимов Крыма
В Украине, Литве и России проживают по нескольку сотен караимов.
Современная караимская свадьба
Национальный женский костюм караимов
Караимы в национальных костюмах
В Крыму есть различные караимские организации, некоторые из них отстаивают неоязыческие идеи, поклонение «богу» Тенгри и священным дубам.
С точки зрения государства Израиль, караимы имеют право на возвращение. Израильская караимская община насчитывает около 30 тысяч человек и является интегральной частью еврейского народа.
Караимы отмечают Новый год в евпаторийской кенасе
Артем Федорчук
https://news.jeps.ru/mneniya/kak-uczeleli-karaimyi-artem-fedorchuk.html
Комментарии
В Израиле тоже есть община караимов . Довольно- таки частенько встречаемая. Караимы должны помнить, что их род происходит из колен "сыновей Израиля".