Рахат-лукум от Эрдогана

На модерации Отложенный

<p>TOPSHOT - Turkish President Recep Tayyip Erdogan arrives to deliver a speech on June 24, 2018 in Istanbul, after initial results of Turkey's presidential and parliamentary elections. Erdogan on June 24 declared victory in a tightly-contested presidential election, extending his 15-year grip on power in the face of a revitalised opposition. Turkish voters had for the first time cast ballots for both president and parliament in the snap polls, with Erdogan looking for a first round knockout and an overall majority for his ruling Justice and Development Party (AKP). / AFP PHOTO / BULENT KILICBULENT KILIC/AFP/Getty Images</p>

Турция ластится к Израилю – есть шанс на общий газовый проект. Но сладость эта лишь на словах – ни от поддержки терроризма, ни от антисемитизма президент Эрдоган не отказывается.

За последние месяцы Израиль сблизился с ближневосточными соседями: взять хотя бы саммит в Негеве с министрами иностранных дел Египта, Марокко, ОАЭ и Бахрейна. Укрепляются отношения и с Турцией – но совсем по иному сценарию.

Вообще-то, ещё в 50-х годах прошлого века Давид Бен Гурион разработал доктрину «альянса периферий» – курса на сближение Израиля с мусульманскими, но не арабскими странами. Уже в то же время были установлены конфиденциальные отношения с турками, иранцами и курдами – тремя мусульманскими народами, не являющимися частью арабского мира. Эта доктрина выдержала испытание временем.

 

 

Турция и сейчас является ключевым игроком на Ближнем Востоке – как достаточно развитое индустриальное государство она оказывает влияние на арабские страны. Да и вообще воплощает мечту многих мусульман об обществе, которое жило бы по заветам ислама, но в то же время было бы современным.

Сотрудничество Израиля и Турции достигло апогея к концу 90-х: одинаково активно развивались и какой-нибудь туризм – израильтяне ехали в Турцию толпами из-за дешевизны и высокого качества сервиса, и проекты в области оборонной промышленности. Все резко изменилось в 2002 году с приходом к власти Партии справедливости и развития под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана.

 

 

По-другому быть не могло: партия Эрдогана – это, по сути, турецкий вариант «Братьев-мусульман», запрещенной в России организации. Проповедуют они политический ислам, который, конечно, ни в коем случае нельзя отождествлять с многовековой и многомерной религией – исламисты руководствуются исключительно тем, что они сами подразумевают под принципами ислама. А еще – ненавистью к США как центру «западного зла» и, конечно, антисемитизмом, который, впрочем, направлен по большей части на израильтян.

 

 

Эрдоган взял курс на конфликт с Израилем уже в начале нулевых: все военные связи были прекращены, коммерческие – урезаны. В 2010 году Эрдоган послал к берегам Газы судно «Мави Мармара», набитое вооруженными исламистами и сторонниками ХАМАСа. В 2019 году он сравнил Израиль с гитлеровской Германией. А совсем недавно несколько израильтян были арестованы в Турции по обвинению в шпионаже – якобы слишком детально фотографировали дворец Эрдогана. К счастью, супругов Морди и Натали Окнин в итоге освободили – но, говорят, не без тайных угроз со стороны «Моссада». Но это все мелкие пакости. По-настоящему плохо, что Турция поддерживает ХАМАС и даже позволяет гостить у себя руководителям его военного крыла – тем самым, что планируют теракты против израильтян.

Кроме того, шеф турецкой разведки – MIT – Хакан Фидан поддерживает самые дружественные отношения с иранскими спецслужбами и командирами Корпуса стражей исламской революции – организации, признанной террористической не только в Израиле, но и в США, Саудовской Аравии и Бахрейне.

 

 

И стоит сказать, что большинство турок такую политику поддерживает – пропаганда делала все эти годы свое дело. Последний январский соцопрос показал, что для турков существуют три главные угрозы – это США, Израиль и Россия. Против американцев выступили 50,4% респондентов, против израильтян – 20,6%, на долю россиян пришлись 8,9%. Турецкие СМИ, которые находятся под пристальной цензурой Партии справедливости и развития, не брезгуют и откровенно антисемитскими заявлениями. В конце прошлого года газета Yeni Akit утверждала, что «Моссад» разрабатывает вместе с ЦРУ план по свержению Эрдогана. Понятное дело, что многие жители Турции воспринимают после такого ХАМАС как благородных борцов за правое дело. Так же одобрительно многие относятся к «Аль-Каиде» и ИГИЛу в Сирии – организациям, запрещенным в России.

 

 

И вдруг на этом фоне Эрдоган предпринял небывалые шаги к нормализации отношений с Израилем. В декабре 2021 года встретился с раввинами и громко осудил антисемитизм, в марте 2022-го – тепло принял в Анкаре президента Израиля Ицхака Герцога. Но в чистоту намерений Эрдогана поверить сложно. Он просто начинает побаиваться грядущих президентских выборов: экономическое положение страны ухудшается, инфляция растет, из внешнеполитических союзников остался разве что Катар – всех остальных напрягает открытая поддержка «Братьев-мусульман». И что самое главное, напрягать это стали и США – довольно много госслужащих в администрации президента США Джо Байдена хотят осадить Эрдогана с его султанскими и исламистскими замашками. Самое время показать им сейчас, что вот он – мирный, белый и пушистый, даже вовсе и не антисемит.

 

 

Ну, и вдобавок Эрдогану крайне важно принять участие в проекте импорта израильского газа в Европу через Грецию и Кипр. Впрочем, энтузиазма по этому поводу у Иерусалима, конечно, нет: участие Турции в строительстве газопровода даст в руки султана еще один рычаг влияния – как на Израиль, так и на Европу. При этом турецкие власти искренне верят, что деньги решают всё – и Израиль с радостью пойдет на сотрудничество, забыв, как турки сорвали операцию «Моссада» против КСИР, неоднократно крали технологические патенты и откровенно поддерживали ХАМАС. Не думают они и о том, что Израиль никогда не позволит себе оказаться ненадежным партнером в глазах Греции и Кипра.

 

 

Впрочем, если все щербетные слова Эрдогана вдруг подкрепятся реальными делами – официальным отказом и от поддержки ХАМАСа, и от государственной политики антисемитизма, – тогда можно будет вернуться к конструктивному диалогу. До тех пор нынешние реверансы Эрдогана в адрес Израиля – лишь сиюминутная блажь, рожденная в силу политической конъюнктуры. И удовлетворять эту блажь Израиль, мягко говоря, не обязан.

Александр Гринберг

Александр Гринберг