Подготовка экипажа к полету

На модерации Отложенный

Расскажу, как опытный экипаж командира отряда готовится к полету по новому маршруту. Я специально сказал о новом маршруте, так как подготовка к полету по стандартному маршруту выполняется заблаговременно и не занимает много времени.

Откуда он вообще берется, этот новый маршрут?

Новый маршрут

Обычно, задача вызревает в штабе родного Тихоокеанского флота. А в конкретный маршрут, время вылета и действия в полете эта задача оформляется в штабе морской авиации Тихоокеанского флота и называется «полет на обеспечение флота».

Постановку задачи экипажу проводит командир полка, посредством старшего штурмана полка, с записью на магнитофон.

Обычно маршрут доводят в виде точек с координатами и задают режим полета – высоту и скорость на этапах маршрута.

Частенько выдают район полета, ограниченный точками с координатами, и точки входа-выхода в этот район.

Обязательно доводят время прибытия в район или в заданную точку, необходимые действия, и порядок связи с кораблями.

Маршрут доведен, действия понятны, порядок взаимодействия с кораблями указан, можно начинать готовиться к полету.

Но начнет готовиться только один член экипажа – штурман, а остальные будут ждать, когда штурман все нарисует и посчитает, чтобы потом быстро передрать все со штурманской карты.

Правак займется оформлением «полетного листа», это такая форма задания на полет, которая является основанием для выполнения полета.

В этом «полетном листе» будут указаны состав экипажа, задание, метеоусловия, при которых разрешается выполнение полета, и внизу распишется командир, который проводил проверку подготовки экипажа к полету.

А штурман подберет карту из ранее подготовленных, нанесет на карту маршрут и начнет определять элементы полета по маршруту – курсы, расстояния, время полета по этапам полета, различные поправки для коррекции курсовой системы, данные для контроля прохода точек маршрута. И еще много разной ерунды нанесет на карту.



Образец оформления карты


Закончив с прокладкой и оформлением маршрута на карте, штурман начнет считать инженерно-штурманский расчет (ИШР) полета для определения потребного количества топлива и остатка топлива по точкам маршрута и у контрольных ориентиров.

В это же время второй штурман и правый летчик быстро срисовывают с карты штурмана все, что он там нарисовал, причем правак рисует все в двух экземплярах – себе и командиру. Командир ничего не рисует, ему все подготовит правак.

А штурман заполняет в штурманском бортовом журнале предварительный расчет полета и рисует штурманский план полета, где схематично указывает свои действия по этапам полета.

Правак рисует план полета и связи, где указывает порядок выработки топлива, который он берет из штурманского инженерно-штурманского расчета, рубежи установления связи с различными пунктами управления воздушным движением, иногда указывает, кто на каких участках маршрута пилотирует: где командир, а где и праваку доверят за штурвал подержаться.



Закончив с оформлением всех бумажек и отобрав свою карту у правака или второго штурмана, штурман еще раз изучает маршрут, продумывает свои действия в «узких» местах, после чего идет на контроль готовности к штурману эскадрильи или, если полет очень сложный или важный, к старшему штурману полка.

Штурманские начальники никогда не умничают, просто проверяют оформление всей документации и подписывают бортовой журнал в левом верхнем углу – «Подготовку к полету проверил».

Все, штурман к полету готов.

Нетипичный случай

Иногда, очень редко, при контроле готовности случаются и всякие из ряда вон выходящие случаи.

Как-то раз решили послать нашу эскадрилью на выполнение очень необычного задания. И такое это было важное задание, что контролировать нашу готовность прибыл сам Главный штурман авиации ТОФ, генерал.

Я, как штурман эскадрильи, отрядным бортжурналы подписал, отрядные подписали рядовым штурманам, а меня стал проверять сам генерал.

Зрение у генерала было уже слабеньким, показалось ему, что линия заданного пути у меня слабо нанесена, решил он мне показать, как надо маршрут рисовать. Взял карандаш, линейку и попытался провести прямую линию, утолщить мою линию заданного пути.

Не сложилось, карандаш убежал и прорвал на карте дырку.

Тут генерал взбеленился, и со словами «все у тебя хреново» разорвал карту пополам.

Я не выдержал, в относительно мягкой форме доверил генералу вести эскадрилью в бой, хлопнул дверью и ушел в штаб эскадрильи, где начал рисовать новую карту.

Прибежал командир полка «Ляпа», начал нудить: типа что это я себе позволяю, как завтра эскадрилья полетит, почему я такой наглый?

Посоветовал «Ляпе» успокоить генерала, показал зародыш новой карты, но сказал, что мне достаточно контроля и старшего штурмана полка, больше генерал мою карту не увидит, попросил мне не мешать.

«Ляпа» ушел, главный меня больше не доставал, слетали мы прекрасно, но после полетов «Ляпа» все же всунул мне выговор за нетактичное поведение.

Но это случай нетипичного поведения штурманского начальника.

Обычно

Командир экипажа берет заполненный праваком «полетный лист», карту, оформленную праваком, план полета и связи летчиков, тоже оформленный праваком, и идет к командиру эскадрильи на контроль.

Комэска тоже не вредничает, а просто подписывает «полетный лист», разрешая полет.

Все, экипаж к полету готов.

Обычно, подготовка к полету занимает около трех часов, если некуда спешить.

При необходимости, подготовка может проводиться и быстрее.

Частенько доподготовка к полету проводится на предполетных указаниях, из-за полученных изменений в задание. А бывает, что экипаж получает изменения в задание уже в воздухе.

Но опытный экипаж ничем не испугаешь, они все сделают точно и в срок.

 

Автор: Михаил Без (Bez 310)