«НЕМНОЖЕЧКО СЧАСТЬЯ БЕНЦИОНА ВИТЛЕРА»

На модерации Отложенный


benzion-vilter-av (700x466, 218Kb)
Есть песни, которые любят и знают все. Их поют во время застолья, на праздниках и мурлычут под нос самому себе, когда просит душа. Часто имен авторов никто не знает или не помнит, считая, наверно, что эта песня народная. 

«Ву нэмт мэн а бисэлэ мазл,
ву нэмт мэн а бисэлэ глик,
дос рэйдл зол зих ибердрэен
ун брэйнгэн дос мазл цурик».

Много лет назад, в 50-х годах прошлого века, посетители американской выставки услышали на идиш «Где взять мне немножечко счастья» в пленительном исполнении сестер Берри. Еще было живо поколение российских евреев, пережившее революционную и военную пору, знавшее мамэлошн и понимавшее, о чем идет речь.

«Где взять бы немножечко счастья
в холодной чужой стороне?..
О, Ты, кто дарует удачу,
отсыпь хоть немножко и мне.
Хотя бы взаймы, ненадолго,
а я Тебе после верну –
в счёт смертного долга,
извечного долга,
отсыпь мне крупинку одну!».



Мне казалось, что сестры Берри лучше всех поют эту песню, и была убеждена в этом до тех пор, пока не услышала ее в исполнении Бенциона Витлера, автора слов и музыки этой любимейшей еврейской песни. Он пел ее мягким, теплым баритоном, с придыханием, слезой и таким чувством, что сердце замирало от восторга.

Певец родился в 1905 году в местечке Бельз недалеко от Львова. Его дед, реб Арье Лаксман, был габаем в синагоге, а это значит, что был он человеком безупречной честности и праведности. Реб Арье Лаксман собирал цдаку на синагогу и нужды общины.

Семья была просвещенной и, стремясь дать мальчику хорошее образование, перебирается из захолустного Бельза в столичную Вену. Но мальчик вместо того, чтобы продолжить изучать еврейскую традицию, попав в театр, заболевает мечтой попасть на сцену. В 14 лет он втайне от родных поступает в еврейский венский театр на «кушать подано», но вскоре его имя появляется на афишах, и скрывать свою страсть к театру становится невозможно.

В 1926 году Бенцион вместе с партнером открывает свой театр «Ди идише кинстлер шпиле», где ставит и играет в комедиях, опереттах, и где певец впервые заблистал своим уникальным драматическим, глубоким баритоном и яркой красотой. В 1928 году он отправляется в турне по Европе и еврейские общины ему рукоплещут. В 30-х годах любимец публики оседает в Варшаве. Вот как вспоминал о его выступлениях один из зрителей: «Вместе со своей труппой он выступал в ровенском народном театре.

В нем гастролировали самые крупные еврейские труппы. Помнится мне, что еще за месяц до начала гастролей Витлера в Ровно все билеты были проданы. Я и мои друзья сидели на галерке и разглядывали публику, собравшуюся в зале, особенно женщин. Они же взволнованными, блестящими глазами наблюдали за его игрой и смаковали каждую произнесенную им фразу или словечко, которые актер перемежал с еврейскими песнями, которые потом, подхватывали и распевали на улице.После спектакля у гостиницы «Савой», где Бенцион Витлер остановился, ежедневно его ожидали сотни поклонниц — девушек и молодых женщин. Красавец Бенцион выходил на балкон гостиничного номера и продолжал исполнять песни до поздней ночи. Вместе с ним пели все, кто оказывался рядом. Окна стоявших рядом домов раскрывались на звук пения, и люди, стоя у распахнутых окон, наслаждались пением артиста».

С началом войны и приходом к власти в Германии фашистов Бенцион отправляется за океан, обосновывается в Нью-Йорке и гастролирует в американской глубинВитлерке. Исколесив немало дорог в США, в середине сороковых он приезжает в Аргентину, где жило немало евреев, покинувших Европу до войны.
Vitler (700x700, 410Kb)
В Буэнос-Айресе он знакомится с уроженкой Аргентины, актрисой местного еврейского театра красавицей Шифрой Лерер, и они становятся мужем и женой.

Этот брак был на редкость счастливым, и песня звучащая как молитва, наверно, помогла Бенциону найти свое «абиселе мазл».

Его жена Шифра родилась в Буэнос-Айресе в 1915 году, но ее родители были родом из России и перебрались в Аргентину, спасаясь от еврейских погромов. Девочка получила хорошее музыкальное образование, закончила в Буэнос-Айресе консерваторию и помогала мужу записывать мелодии его прекрасных песен. Красивая, талантливая пара колесила с гастролями по Америке и Европе.

В 50-х годах они приезжают в Израиль. Как только Витлер вышел на сцену, зрители, пережившие страшную войну, гибель близких, Холокост, забыв обо всем, стали выкрикивать названия улиц и покинутых родных городов: «Витлер! Улица Крокмальна!», «Витлер! Лодзь!», «Витлер, Варшава!».

Лерер и Витлер прожили вместе 15 лет до ранней смерти певца в 1961 году. Его не стало в 54 года. Он написал множество песен, но самой известной и любимой была и остается «Ву нэмт мэн а бисэлэ мазл», «Где взять бы немножечко счастья».