Еврейская рота батьки Махно. Страницы истории
На модерации
Отложенный
Весной 1918 года группа офицеров-евреев, дошедших среди прочих на Дон, представилась Антону Ивановичу Деникину с обычным ходатайством: русские офицеры еврейской национальности желают под его началом сражаться с большевистскими варварами-узурпаторами. Деникин был человек не сильного характера и деликатный: он долго благодарил и покашливал. И в результате отказал под благовидным предлогом двоякого характера: поскольку на Дону много антисемитов среди казаков, то и Деникина могут не так понять, что нанесет ущерб числу и сплоченности его войск, и за офицеров тревожно, могут несознательные казачки зарезать ненароком, что будет ужасно. Сочетание еврейской национальности и белогвардейских взглядов, в силу исторического момента, вдвойне гарантировало все несчастья. Если одни не зарежут их как евреев, то другие расстреляют как офицеров.
В армии Нестора Махно дела обстояли несколько иначе: друг батьки Махно и контрразведчик Лева Задов был евреем, главный анархист-теоретик дядя Волин был евреем, и товарищ председатель Гуляйпольского Совета Коган был евреем, а также евреи сочиняли махновские листовки и печатали махновские газеты. Махно не боялся повстанческих недовольств по поводу еврейского вопроса: он ничего не боялся, а расстрелы производились молниеносно. На царской каторге хорошо учили интернационализму. А истинный анархизм, и анархосиндикализм, и анархокоммунизм, отрицал вообще любые различия меж людьми: нет государств, нет религий, нет национальностей, а есть только свободные трудящиеся, и они братья, и непримиримые враги всем, кто против.
Идея о создании роты возникла у Махно в 1917 году:
“
– Так что товарищи трудящиеся евреи. Вот мы с товарищем Волиным и товарищем Задовым считаем, что не стоит распределять вас по разным частям. Да в нашей анархической армии никто никого и не распределяет. Вы друг друга хорошо понимаете, промеж вами есть доверие. Значит. Принято решение! Организуется еврейская рота. Вы с конями, я так понимаю, не очень привычные. И не надо. Кучера есть? Конечно. Значит. Пару тачанок вам выделим. Телеги там если что для передвижения берите свои, у кого что есть: у нас так заведено. Численность — как по обстановке. Но я так понимаю, что штыков до трехсот поставить можете? Вот и давайте.
– Командира себе выберете сами, но мы в общем одобряем Александра Тарановского. Он воевал, бывший унтер, опыт имеет, и в боях повстанческой армии хорошо себя показал как стойкий и беззаветный боец. Думаю, можно голосовать.
”
Тарановский был не против возглавить роту:
“
– Не подвели евреи Бар-Кохбу – не подведут и батьку Махно!
Все знают, что в вольной анархической республике все равны, и каждый под защитой батьки Махно и анархической справедливости в действии! Так что если защищать свой общий дом и свои семьи с оружием в руках – значит, до последней капли крови, пусть увидят!
”
Петлюровцы и поляки устраивали еврейские погромы в силу общего порядка вещей, исторической традиции и неприязни, плюс пограбить и понасиловать. Григорьевцы вырезали евреев подчистую. Казаки этим не брезговали и белые, и красные: жид был для них недочеловек.
Еврейская рота в Гуляй-Поле была в первый раз сформирована еще в конце 1917. Командиром выбрали себе бывалого фронтовика Тарановского, вовсе не еврея.
В апреле 1918 г. к Гуляй-Полю подошли немцы: наводить порядок и взимать контрибуцию. И красную дивизию Егорова, и батальоны союзного ему на тот момент Махно немцы потрепали и отбросили на других участках. Оставшаяся при малых силах Гуляй-Польская "головка", не в силах оказать немцам сопротивление, решила "искать консенсус". То есть: арестовала не согласных с ними остальных членов Совета и Ревкома и заявила о самостийной украинской линии и лояльности Скоропадскому и немцам. При этих арестах заговорщики использовали именно еврейскую роту для арестов, охраны и т.п. Евреям дали понять, что сейчас войдут гетманцы и немцы, и либо надо ждать еврейских погромов, либо евреи должны проявить себя реальными союзниками, и перед новой властью за них похлопочут.
Узнав об этом, Махно был не столько в ярости, сколько в огорчении. Не успел он собрать силы и выбить врага из Гуляй-Поля – как заговорщики сами освободили арестованных и сбежали, не дожидаясь батькиной кары.
“
– А вот теперь борись с антисемитизмом среди местного населения, – зло сплюнул Махно.
”
Еврейская рота была расформирована, однако уже через год роту создали снова. Помня опыт прошлой роты, на этот раз усиленную пулеметами роту расширенного состава отвели в качестве арьергарда прикрывать Гуляй-Поле, на которое белые могли наскочить конницей. Конница была казачья, а с казаками евреям было ловить нечего: бейся до последнего патрона, иначе все равно зарежут.
Евреи столкнулись с Андреем Шкуро, кубанским казаком и офицером ВСЮР. Интеллигент Деникин потомственного казака Андрея Шкуро недолюбливал — за партизанщину, жестокость и пронзительный национализм. Антисемитизм был самой острой нотой в этом национализме. Конное соединение Шкуро состояло из терских и кубанских казаков и остатков Чеченской кавалерийской бригады. Еврейская рота отстреливалась до последнего, нанесла определенный урон врагу, но была вырублена под корень.
Вскоре еврейская рота снова была воссоздана и воевала почти до 1921 г.
Комментарии
Интересно, почему столько Евреев теперь с ностальгией вспоминают Царские времена и Белую "аристократическую" армию?