Почему градостроительная политика Петербурга может привести к появлению в городе «зон отчуждения»

На модерации Отложенный

Когда-то Петербург был «окном в Европу», самым прогрессивным городом России. Сегодня тренд на преображение городов в РФ задают Москва и Татарстан, но никак не Северная Пальмира. Урбанист Даниил Воронин в авторской колонке рассуждает, почему новые микрорайоны могут привести к появлению в городе «зон отчуждения» и что нужно делать, чтобы этого не случилось. 

Примерно на стыке «нулевых» и «десятых» в связи с экономическим ростом в стране в Петербурге начинается активное освоение незастроенных территорий. Застройщиками активно выкупается земля в небольших поселках, около шоссе и бывших производств. Наступает время многоэтажной застройки. Причем очень важно, что поначалу девелоперы даже не возводили никакой социальной инфраструктуры: ни больниц, ни поликлиник, ни детских садов, ни школ, ни полицейских участков. Многие люди, купившие тогда квартиры, до сих пытаются добиться постройки данных учреждений, как, например, собственники жилых комплексов на Среднерогатской улице.

Строительство новых зданий и сооружений — это сложный процесс городского планирования. Зачастую в нем можно выделить три заинтересованные стороны: город, девелопер и жители. Если застройщик, как и любой бизнес, хочет при минимальных вложениях получить максимальную выгоду, то город заинтересован в вопросах содержания и поддержания объектов, а горожане желают максимально благополучно и комфортно жить. 

Ирина Крючкова / Znak.com

В строительстве существуют два принципиально разных типа застройки: квартальная и микрорайонная.

Кварталы 

Квартальный тип застройки имеет многовековую историю. Долгое время она являлась единственным типом застройки, используемым при строительстве. В чем ее суть? При планировании участок разделяется на небольшие квадраты, по периметру которых строятся здания, а зона внутри каждого квадрата становится дворовым пространством. Прослеживается четкое и понятное разделение на личное пространство и общественное, которое находится снаружи. Постороннему человеку не придется заходить во двор, чтобы дойти до магазина или кафе. Прекрасной иллюстрацией данного примера являются кварталы в Барселоне. 

Кварталы БарселоныКварталы БарселоныHans Blossey / imageBROKER.com / Global Look Press

 

При таком типе застройки фасад здания всегда обращен на улицу. Соответственно, вся коммерческая недвижимость старается занять максимально проходные места, которые располагаются на первых этажах. Получаются взаимовыгодные условия, как для бизнеса, так и для людей. Бизнес занимает более прибыльное место, а жителей не раздражают посторонние, которые ходят на уровне окон. Жилая площадь начинается со вторых этажей.

При квартальной застройке место для парковок и движения на автомобилях вынесено на улицу, а дворовое пространство остается для людей. При этом же кварталам присуща высокая плотность застройки. Благодаря ей более эффективно работает бизнес, так как предполагается компактное расположение предприятий и комфортное пешее расстояние. 

Квартальный тип застройки предполагает строительство зданий средней этажности, то есть четыре—девять этажей. Такая этажность более комфортна для людей. Датский архитектор, профессор, создатель современной концепции урбанистики Ян Гейл аргументирует это тем, что при такой застройке возможен визуальный контакт человека в здании с улицей и наоборот, то есть здания не превращаются в обезличенные железобетонные коробки.

Ирина Крючкова / Znak.com

В центральных районах Петербурга использовался квартальный тип застройки. Особенно хорошо это видно с высоты птичьего полета. Четкое деление на уличное и общественное пространство, на первых этажах располагается бизнес. Единственное отличие — в Петербурге площадь дворов слишком маленькая. Не зря петербургские дворы прозвали «дворы-колодцы».

Ирина Крючкова / Znak.com

Микрорайоны

Теперь поговорим о микрорайонной застройки. Она была придумана около 70 лет назад в Европе. Микрорайонная формация застройки массово стала распространятся из-за повальной автомобилизации. Казалось, старый формат кварталов не может удовлетворить потребность человека. Тогда люди грезили об автомобильном будущем. В СССР же микрорайонная застройка прижилась благодаря массовому строительству новых однотипных домов. Собственно, из-за этого слово «микрорайон» является у нас синонимом всех новых районов.

Чем отличается микрорайон от квартала? Это участок земли, окруженный широкими дорогами, а внутри данного пространства дома стоят хаотично на большом расстоянии друг от друга. Между домами часто много зелени. Вроде звучит неплохо, однако первое и важное отличие проявляется в размерах. Микрорайон намного больше по площади. Один микрорайон может занимать площадь до 10 кварталов. Высаженная зелень со временем приходит в непригодное состояние, так как управляющие компании и муниципальные службы не способны обслуживать и содержать такие зеленые площади. Чтобы обслуживать все это, необходимо иметь большие ресурсы, в том числе и финансовые, а платить за все это жителям. 

группа «Девяткино LIVE | Мурино» / «ВКонтакте»

Как уже было сказано, микрорайоны по периметру окутывают широкие автомагистрали.

Чтобы добраться до дома, через дворовое пространство прокладывают дороги. Часть двора берет на себя транспортные функции. Двор уже не выглядит безопасно и комфортно. Микрорайонная застройка предполагает, помимо проезда транспорта, проход посторонних людей. Двор становится проходным местом. Все это не позволяет жителям дома сформировать ответственность за собственный двор. Люди привыкают к посторонним, проходящим по территории их дома. Кроме того, микрорайонная застройка не предполагает улицы для бизнеса, так как нет какого-то одного проходного маршрута. Микрорайон позволяет варьировать маршрут передвижения, что, однако, позволяет и легко заблудиться в таком районе. 

Важное отличие микрорайонов, построенных в СССР, от современных микрорайонов — в этажности. В Советском Союзе в основном строили пятиэтажные и девятиэтажные здания, те самые «хрущевки» и «брежневки». Строили быстро и, как тогда казалось, на время, чтобы расселить людей из бараков и коммуналок. И вроде бы с приходом новых технологий и опыта жилье должно становится только комфортнее и уютнее, но, к сожалению, это не так. Уровень строительства жилых зданий сильно упал. Я уже не говорю о качестве. Оно всем известно. Возведенный дом через несколько лет начинает разваливаться на глазах. Отваливается любимый застройщиками, вентфасад или штукатурка. Уровень микрорайонной застройки тоже снизился. 

Все самое худшее, что было перечислено ранее, девелоперы приумножили: среднее количество этажей в новых домах 15–25; из-за высотности застройщику необходимо соблюсти нормы инсоляции (степень освещенности помещения), соответственно, появляются огромные пространства около жилого комплекса, которые впоследствии превращаются в парковочные поля, так как приходят в упадок и их проще закатать в асфальт, добавив парковочных мест; на одном этаже располагается 15–20 квартир, что не способствует формированию дружеских соседских взаимоотношений, так как людей на одном этаже слишком много.

Данные тезисы подтверждаются словами первого заместителя директора, главного архитектора проектов АБ «Остоженка» Андрея Гнездилова: «Свободные зоны без понятного функционала в микрорайонах зачастую превращаются в бесполезные пустыри и стихийные паркинги на газонах».

Все это ведет к упадку комфортности и благополучия в таких микрорайонах. Люди, заселившиеся туда, постепенно понимают, что жить там им не нравится. Они либо продают квартиры и уезжают, либо покупают новую квартиру, а старую сдавают. Данный процесс проходит в несколько волн. Постепенно квартиры теряют в цене. Собственниками и арендаторами уже становится не «российский средний класс», а более склонные к маргинализации группы населения — мигранты, люди с судимостями. Немаловажнно, что городские власти, закупая социальное жилье для сирот, предпочитают не запариваться и берут в одном доме сразу множество квартир. 

Все эти процессы ведут постепенно к геттоизации, поэтому, называя условное Мурино или Шушары гетто, люди недалеки от правды. 

Прекрасная картинка, которая наглядно показывает разницу между микрорайонной и квартальной застройкой. Все, что было написано выше, здесь видно.

сайт Архитектурного совета Москвы

«Зона отчуждения»

Если обращать внимание на мировой опыт, то в развитых странах Запада уже давно не строят микрорайоны. Европа и Северная Америка совершили эту ошибку во второй половине ХХ века. Например, Берлин не избежал такой участи, причем как Восточный, так и Западный. Однако в отличие от США, Италии, Великобритании и Франции, где микрорайонную застройку пытаются снести или уже снесли, в Германии ее решили реновировать и привести в порядок. Сейчас данные районы не назовешь гетто. 

Полицейские рейды в Мурино, которые прошли на этой неделеПолицейские рейды в Мурино, которые прошли на этой неделескрин видео, предоставленного пресс-службой ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленинградской области

Что же в Петербурге? Из последних новостей: власти города сообщают, что рассчитывают в течение трех лет избавиться от нехватки школ и больниц в новых кварталах города. По словам председателя комитета по строительству Игоря Креславского, наиболее сложная ситуация с социальной инфраструктурой сложилась в Шушарах, Горелово. 

Какие же можно сделать выводы? Уже сейчас можно сказать точно, что все эти новые микрорайоны или города-спутники преподнесут Санкт-Петербургу огромные проблемы в будущем. 

Со временем стоимость жилья там будет снижаться, а уровень криминала расти. Данные районы станут «зоной отчуждения», куда не только обычный человек не захочет поехать, но и полиция будет стараться объезжать эти места. 

Можно уже наблюдать за новостями, как полиция проводит рейды в новых микрорайоннах петербургской агломерации. 

Городу необходимо отказаться от выдачи разрешений на микрорайонную застройку, переориентировав девелоперов придерживаться квартального строительства.