Позитивизм. Венский кружок

На модерации Отложенный

Третьей формой позитивизма стал неопозитивизм  возникший в 20-х годах XX века.

В 1922 году австрийский физик-теоретик Мориц Шлик (1882-1936) организовал философский семинар в Венском университете, позже получивший название «Венский кружок».  Одновременно образовалась Берлинская школа во главе с Гансом Рейхенбахом, а несколько позже и Львовско-Варшавская школа. Существенный вклад в развитие философии внёс австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

Участники Венского кружка приняли исходное положение о том, что все высказывания делятся на логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно-неосмысленные). Первые - это суждения, которые могут быть выведены по правилам логики и математики без обращения к опыту. Но как отделить вторые от третьих?

Для этого был выдвинут принцип верификации, (от лат. – verus – истинный и facio – делаю) согласно которому синтетическое суждение имеет научный смысл только если оно сводимо к фактофиксирующим суждениям, описывающим непосредственный чувственный опыт, становясь тем самым проверяемым, т.е. верифицируемым. 

Однако жесткое дихотомическое деление суждений на «аналитические» и «синтетические» вызывало сомнения. Ведь фактофиксирующие суждения зависят от теории и уже включают в себя теоретически нагруженные термины. Получается что принцип дихотомического деления суждений на чисто «аналитические» и «синтетические» размыт.  Короче говоря  принцип верификации был подвергнут критике его же разработчиками, доказавшими, что он сам не принадлежит ни к первому, ни ко второму классу суждений и не может быть верифицирован.

Тем не менее они признали что:

1. Ложные предложения могут быть научными и способствовать развитию знания.

2. Вненаучные предложения себя обнаруживают не сразу, их надо распознать.

3. Возможны различные оценки научного суждения:  не только «истина» или «ложь», но и таки как «непроверяемо», «неопределённо», «вероятно» и т.п.хайли лайкли.))

Дискуссии вокруг принципа верификации стимулировали появление «философии лингвистического анализа». В основу ее была положена теория значения, выдвинутая поздним Витгенштейном: «значение слова есть способ его употребления в языке». Выйти за пределы языка невозможно, так как любая попытка это сделать есть просто словесная переформулировка. слово – это не просто обозначение чего-либо, а элемент контекста. Бессмысленны рассуждения о потустороннем, о невыразимых абсолютах, о сущностях, субстанциях и прочих невнятностях.

«Всё, что может быть сказано, может быть сказано ясно. О чём ничего нельзя сказать – о том следует молчать»

Разумеется, это не означает, что философия может оставить вне поля зрения все неверифицируемые суждения. Люди никогда не перестанут интересоваться такими темами, как добро и зло, любовь и ненависть…

Неопозитивисты же, многие из которых были крупными учёными ставили задачи осмысления структуры именно научного знания и внесли существенный вклад в развитие общей методологии науки и теории познания