Ельцин и Кириенко
На модерации
Отложенный
30-летию Великой августовской демократической революции 1991 года посвящается
(фрагменты будущей книги «От Ельцина до Путина. И обратно»)
КС (короткое сообщение) 21. Ельцин и Кириенко
Сразу оговорюсь. Выражение «технический премьер» мне не особо нравится. Что имели в виду журналисты, когда придумали эту формулу? Наверное, то, что именно этот премьер не имел широкой поддержки политических партий и народа. Кириенко, например, даже известен особо не был. Да и в Москве прожил к моменту назначения на пост премьера фактически меньше года.
Кстати, к его переводу в Москву на должность первого заместителя министра топлива и энергетики, а потом и министра я косвенно приложил руку. Дело было так. Мы сидели с женой Татьяной и первым вице-премьером Борисом Немцовым в президентском клубе на Ленинских Горах. Немцов жаловался, что надо формировать команду, а с людьми «напряжёнка». Особенно со специалистами в сфере энергетики. Я сказал ему тогда: «Возьми кого-нибудь из своего родного Нижнего Новгорода. У вас же там есть нефтянка». Татьяна поддержала. Немцову идея понравилась.
Я, конечно, не имел в виду лично Кириенко. Я просто считал, что человек из Нижнего Новгорода будет лучше, чем какой-нибудь ставленник крупной нефтяной компании, который на государственной должности будет работать на своих бывших патронов.
Тогдашний первый вице-премьер Немцов с моей случайной подачи при поддержке Татьяны уговорил тогдашнего премьера Черномырдина назначить Кириенко в министерство энергетики. А вот премьером Кириенко стал уже без участия Немцова. Я даже думаю, что назначение Кириенко премьером вместо Черномырдина стало шоком для Немцова. Который, судя по всему, совершенно не исключал, что главой правительства назначат его самого.
Кто же стоял за назначением Кириенко премьером? Бесспорно, тогдашний глава администрации Президента России Валентин Борисович Юмашев. Молодой, интеллигентный, супервежливый человек без связей в Москве понравился Юмашеву. Именно так – «молодой человек» – его называли у нас дома. А Ельцину нравилось стирать старое ластиком и рисовать совершенно новое.
Ещё раз подчеркну. Ни одно кадровое назначение в эпоху Ельцина не могло состояться без его воли. Тем более такое неожиданное. Для всех, кроме самого первого президента РФ, это выглядело бы излишне радикально и «перпендикулярно». Но НЕ для Бориса Николаевича, который любил именно такие варианты. Привычно приносившие ему успех. Начиная с того самого октябрьского пленума ЦК КПСС 1987 года, после которого многие его политически похоронили, а великая карьера Бориса Николаевича только стартовала.
Юмашев установил свои отношения с Кириенко за первые месяцы его пребывания в Москве. Понял ли это Немцов? Раздражало ли это Немцова? Может, раздражало. А может, и нет. Тогда он «летал в космосе». Видел себя без пяти минут преемником главы государства. Есть вероятность, что он и не заметил возрастающую близость Кириенко к Юмашеву. А потом неожиданно для всех, кроме нескольких человек в государстве, состоялось это назначение.
Государственную Думу Кириенко проходил тяжко, несколько раз. Говорят, на последнем этапе сильно помог один депутат, член Счетной комиссии. Депутат этот был из регионов, экстравагантный, любил щеголять в парламенте в камуфляжной форме. Подчеркивал тем самым свою крутизну.
Впрочем, это все сплетни и домыслы. А факт такой – Кириенко в итоге Дума утвердила.
Мог ли Кириенко стать и Президентом? Мог. Если бы не дефолт. Собственно, новый для Москвы человек, с «чистого листа» и стал в итоге преемником Ельцина. Только из другого города. Не из Нижнего Новгорода, а из Питера.
Но падение национальной валюты и крах банков в 1998 году подкосили Кириенко. Заодно и вывели из игры Немцова, который отвечал за финансы. Именно Немцов позвонил Ельцину на дачу за два дня до дефолта и сказал, что они собираются «предпринять определённые меры», и в этих мерах ничего страшного нет. Такая вот необыкновенная лёгкость восприятия реальности, которая помогала Борису в начале его большой карьеры, в революционную эпоху ранних 1990-х, но начала сильно мешать потом, когда система постепенно «устаканивалась» (никакого намёка, не подумайте). Но эти меры обернулись катастрофой.
Услышав о «каких-то мерах», граждане побежали срочно забирать деньги из банков. Началась паника. Свободное телевидение стало подогревать панику. В принципе, центральный телеканал в любое время в любой стране может потопить любой банк, рассказывая о его проблемах. Клиентам банков ведь не нужны проблемы. Они тут же пойдут забирать вклады.
Ельцин не простил Кириенко и Немцову дефолт. Если бы Немцов как первый вице-премьер восстал против объявления дефолта, не позвонил бы Ельцину на дачу, то возможно, он бы удержался. Потому что на тот момент Борис-старший верил Борису-младшему как приёмному сыну. Но только до этого момента. Увы, но дальше жизнь пошла совершенно другим путём. Ельцин разочаровался в этой избыточной лёгкости.
Говорят, после объявления об отставке Кириенко и Немцов вышли с бутылкой водки к шахтерам, которые протестовали около Дома правительства. Что им оставалось…
В этой связи вспомнился один эпизод, который мне рассказал один мой знакомый. После отставки Кириенко переехал в одно из офисных зданий в Москве, где также находился офис моего знакомого. Мой знакомый потерял практически все свое состояние, вложившись в ГКО. Увидев припаркованную машину Кириенко на офисной парковке, он разогнался на своем джипе и со всей дури въехал ей в борт. Даже не знаю, верить в это или нет.
Последний раз я встречался с Сергеем Владиленовичем по его возвращению из путешествия в Австралию и Новую Зеландию, когда я вместе с Татьяной и Валентином навестили его в Ново-Огарево. Он был бодр и весел, готовый к новым свершениям.
Сергей Владиленович – полностью системный игрок. Строго следующий командной дисциплине. И готовый – пусть и локально – пожертвовать текущим ради интересов тех, кто его поставил. А не типичный для политики 1990-х павлин, раздувающий хвост ради обожания аудитории, во многом состоящей из маленьких (по крайней мере, ментально и психологически) девочек-мальчиков.
Собственно, поэтому Кириенко остался во властной обойме на долгие годы вперёд. Прошёл через «Росатом», когда его уже фактически контролировал один из ближайших друзей Путина.
И сегодня Сергей курирует, ни много ни мало, российскую внутреннюю политику. Нисколько не принуждённый вспоминать, кто изначально вытолкнул его в стратосферу большой власти.
Может, Сергей снова когда-нибудь станет главой российского правительства? А почему бы и нет?
Продолжение следует
Комментарии
Лохотронщик, член Ореховской ОПГ, расхититель финансов, и попросту штопаный презерватив толика чубайса.
Очень подходящая кандидатура на роль премьера.
Мы и не то видели.
были "различия во взглядах", одно они делали совокупно
и дружно, - вместе расхерачивали страну, твари поганые.