Мастерство и спокойная сила авторского взгляда

На модерации Отложенный

«Новый порядок» - компактная, бьющая наотмашь антиутопия мексиканца Мишеля Франко, получившая второй по значимости приз на фестивале в Венеции.
Иногда один фильм делает фестиваль — по сути, создает его. Сколько бы ни было сказано справедливо горьких слов о слабой конкурсной программе Венеции-2020, «Новый порядок» Мишеля Франко меняет все. Этот страстный, яростный, злой, эффектный и бескомпромиссный фильм перечеркивает попытки кинематографа сделать вид что привычные нарративы еще работают. Нет, практически все они уже исчерпаны. Если прошлогодний победитель Венеции, «Джокер» Тодда Филлипса, смутил многих высокой точкой протестной хаотической энергии, на которой завершался, то «Новый порядок» стартует с этой точки — и идет гораздо, гораздо дальше.

Содержание лучше не пересказывать, чтобы не лишать впечатлений зрителя «Нового порядка» — несомненно, он будет многочисленным и резко разделится. Одни увидят в политической фантасмагории Франко неоправданно жестокую атаку на богатые классы, другие — грубый шарж на мирных демонстрантов, которые на глазах превращаются в мародеров-лутеров, убийц.

Но, во-первых, никаких моральных суждений Франко в своей картине не выносит. Он лишь выкручивает ручку до предела, воображая худший поворот событий из возможных — при этом не такой уж невероятный, если чуть-чуть проследить за историями смены власти в Латинской Америке, Африке или на Ближнем Востоке. Верхи не могут, низы не хотят, ничего уже не поделать. Снайперски точно поймав цайтгайст (Zeitgeist - дух времени, дух эпохи), режиссер изменяет своему стилю: отказывается от привычных ему камерных суховатых драм в пользу масштабного социального полотна.

Во-вторых же, хаос и анархия почти сразу сменяются тем самым вынесенным в название «Новым порядком», военной диктатурой, жестокость и лицемерие которой лишает нас необходимости выбирать, на чьей мы стороне. Вполне ясно, "кто виноват" в случившемся — так или иначе, мы все. Со вторым вечным вопросом «что делать?» обстоит сложнее, ответа на него никто не предложит.

При всем богатстве фактуры, размерах массовых сцен и масштабе замысла, Франко при помощи постоянного оператора, бельгийца Ива Капа, концентрирует внимание на деталях и отдельных судьбах, попавших в шестеренки революции и переворота. В центре — Марианна, оказавшаяся заложницей ситуации из-за своего доброго сердца. Рядом с ней персонажи из других социальных групп. Однако подлинные герои «Нового порядка» — современный мир и проживаемая нами эпоха перемен, в которой воображаемые события в Мексике пугающе сближаются с движением BLM в Штатах или массовыми протестами и полицейским произволом в Белоруссии. Снимая фильм о родине, Мишель Франко рассказал в нем отнюдь не только о ней. Его картина — окончательный, не подлежащий обжалованию приговор нашим иллюзиям и утлым надеждам на непричастность к глобальным событиям.