Как похоронный агент монахом стал. И почему раньше его называли Поцелуй Смерти
На модерации
Отложенный
Позвонил мне недавно отец Димитрий и ошарашил новостью: «Лена, ты представляешь! Поцелуй Смерти в монахи пошел!» Поцелуй Смерти — это наш общий знакомый, Владимир Петрович. Для своих — просто Володька, ритуальный агент.
«Покойные будут приятно удивлены»
Кого-кого, а Володьку я умершим для мира никак не представляла. Был он всегда очень привязан к земным делам. И слишком любил жизнь во всех ее проявлениях.
Правда, дела его земные были особого рода. Работал Володька похоронным агентом. Удивительно, что при этом был он такой шустрый и радостный.
Трудно представить, но Володька свое похоронное дело любил и жизни без него не представлял. Я бы даже сказала — был он гением ритуального бизнеса. Господь ведь всем без исключения таланты раздал. Володьке такой достался. И он его в землю не зарыл. Хотя в его случае это звучит двусмысленно.
— Смерть — это единственное, что точно случится с каждым из нас, — любил повторять он. — В ней можно быть уверенным, она не предаст. Так давайте же встретим ее торжественно!
Умел он обставить все красиво, не формально, стильно и с душой. Когда необходимо — всплакнуть мог с родными за компанию. А когда нужно — поддержать их сдержанной, эмпатичной улыбкой. Не был чужд психологии. И деньги за свои услуги драл не бессовестно.
Скорбящие родственники были уверены, что лучше, чем их дорогого покойного, в последний путь еще никто никого не провожал.
Ни о чем им не надо было волноваться, только чинно и безутешно оплакивать свою утрату. Все остальное делал на совесть и с огоньком Владимир Петрович.
Книга отзывов и предложений пестрила у него благодарностями. Порой весьма неожиданными:
«Все было живенько и со вкусом», «Всем рекомендуем, покойные будут приятно удивлены», «Вам захочется вернуться сюда еще и еще»… Ну и так далее.
А что самое интересное — клиентура попадала в его руки не только после своей смерти, но еще и при жизни.
«Иначе с того света достанем!»
Как Поцелуй Смерти вербовал будущих покойников, я имела счастье наблюдать в храме у отца Димитрия. Он был его давним прихожанином. А еще раньше — другом юности. И оба они тогда увлекались китайской философией, Кафкой, Тарковским, джазом, походами в Крымские горы и массандровским портвейном. Последним — особенно.
Поцелуй Смерти всегда приходил на службу заранее, чтобы успеть со всеми пообщаться и всех расцеловать. Но прозвище получил не только за это, к чему мы еще вернемся.
Особо внимателен был к бабушкам.
— Аглаюшка Викторовна, дорогая, очень рад, очень рад. Давление не шалит? Ой, да что вы такое говорите… Вам еще жить и жить.
И к ручке приложится…
— Лидочка Ивановна, кого я вижу! Вы все цветете, прямо как девочка. Сто два года? Вы меня разыгрываете. Как супруг ваш драгоценный? Выздоровел? Точно? Счастье-то какое! Да он вообще еще мальчик, девяносто лет всего. Шалунья вы, Лидочка Ивановна, молоденького себе отхватили. Дайте в щечку поцелую.
— Ефросиньюшка Степановна, драгоценная моя, а что это мы грустим? Последний зуб выпал? Да на что вам тот зуб при вашей-то красоте? Мы вас и так замуж выдадим.
И ткнется влажными губами в угол Ефросиньюшкиного столетнего беззубого рта, расплывающегося в мечтательной улыбке.
— Верочка Матвеевна, рыбонька моя, голубой вам очень к лицу. В таком и хоронить? Модница вы наша. А мне новые погребальные платья завезли, не зайдете посмотреть? Может, еще что глянется. Вечерком жду. Чаек ваш любимый заварю. Конечно-конечно, все подробности ваших похорон еще раз обсудим.
И воздушный поцелуй моднице.
Так он всех старушек обходил, всех чмокал. И любили они своего Володеньку, души в нем не чаяли.
Родным строго-настрого наказывали в час их последний только к Владимиру Петровичу обращаться.
— Иначе с того света достанем!
«Барыги нераскаянные!»
Как друг, товарищ и брат во Христе, Володька всех хоть немного православных покойничков в рамках своих ритуальных услуг препровождал для отпевания к отцу Димитрию.
— Вы себе не представляете, — щебетал он безутешным родственникам, — как батюшенька молится, как молится! Усопшие лежат, не нарадуются. Ну что, в этом храмике обрядик совершим или какой другой присмотрели?
А зачем родственникам другой храмик, если даже усопшие не нарадуются?
Но другие священники роптали — статья дохода теряется, в церковной провинции покойники на вес золота.
Больше всех возмущался игумен Прокопий — настоятель безлюдного и нищего прихода.
Поговаривали, что был он изгнан из обители за гневливый нрав. Но местный архиерей, старенький и добрый владыка Феофилакт, нервного игумена пожалел, без куска хлеба не оставил и отправил служить на тот приход.
Слухи о горячности нового настоятеля вскоре подтвердились, и бОльшая часть общины разбежалась. Остались только несколько ортодоксальных бабушек.
Своего Прокопия они обожали, стиль его общения называли «кулак пастырской любви» и духовно вожделели, чтобы он их почаще вразумлял.
Не стерпел Прокопий, что почившие мимо его храма проплывают, и к Володьке-агенту ругаться пошел:
— Что ж ты, собака сутулая, всех жмуриков к Димке своему отправляешь?
Тот только руками разводил:
— Слово клиента — закон… Клиент, он, знаете ли, ласку любит, даже умерший. А вы, батюшка, брутальный слишком.
Потом разгневанный игумен к отцу Димитрию наведался:
— Поделись покойниками!
— Как же я поделюсь? Не прогонять же мне их…
— Барыги нераскаянные! — жаловался потом Прокопий своим верным прихожанкам. — Один бабок целует. Они к нему на радостях в гробы сами прыгают. Как околдованные. Другой тут как тут, с кадилом…
На ортодоксальных бабушек это «околдованные» подействовало магнетически.
— Может, и вправду дело нечисто? Времена-то последние… Мало верных осталось, даже среди духовенства.
Только отец Прокопий в вере тверд. Не утратил еще силу кулак любви-то. Нужно затаиться и присмотреться.
«Благословит — ласты и склеишь»
Таиться долго не пришлось. Скоро случилось несколько трагических совпадений, потрясших до основания богоспасаемый городок N.
Володька с одной старушкой на службе пообнимался — к вечеру преставилась сердечная. Со второй та же история. С третьей на улице поворковал, и поминай как звали. Вскоре отец Димитрий ее уже отпевал. У четвертой к ручке приложился — еле откачали всей реанимацией. Пятую поцеловал — месяц в больнице выхаживали, но выходили.
Дошло это до прокопьевских ортодоксальных прихожанок, и началось:
— Неспроста все, неспроста. Не обычный у Володьки поцелуй — поцелуй смерти! (отсюда и прозвище). Заклинание какое-то знает, не иначе. И через поцелуй передает… А двух последних не добил, потому что закончилась убийственная энергетика. Всю на первых извел. Колдунам тоже подзарядка нужна.
А что всем бабушкам под сто лет было, так то неважно.
Дальше кто-то что-то вспомнил, кому-то что-то привиделось, и получалось, что Володька — «ведьмак-чернокнижник», а отец Димитрий у него в подмастерьях. Чтобы колдовскому делу благочестивый вид придать.
Владимир Петрович по улице идет — от него все шарахаются. «Не дай Бог, поцелует». Отца Димитрия сторонкой стали обходить. «Благословит — ласты и склеишь».
И закипела работа на приходе у игумена Прокопия. Владыке Феофилакту сели письмо писать. Чтобы о смертельной опасности предупредить. Его потом епархиальный секретарь отец Иоанн скопировал — на память.
«В нашей смерти просим винить вышеуказанных граждан»
«Владыченька наш святый! Рискуя жизнью, доводим до вашего Божественного сведения, что богоспасаемый наш город N постигла страшная беда… Околдовали людей демоны! Шаман Володька-гробовщик и подельник его Димитрий. Не поворачивается православный язык отцом назвать. Один всех зацеловывает до смерти, а второй отпевает — уж рука устала кадилом махать. Корыстно гребут деньги лопатой, и живых у нас скоро совсем не останется. Спасите, владыченька! А если завтра и нас не станет, в нашей смерти просим винить вышеуказанных граждан…»
Бедный кроткий владыка Феофилакт в третий раз перечитывал письмо, пытаясь постичь суть. Отчаявшись, позвал своего секретаря:
— Иоаннушка, о чем тут речь?
Тот уже в курсе был, провинция…
— Владыка, да может, не стоит вам и читать-то?
— Ну как не читать. Люди же старались, писали.
А как понял, за сердце схватился.
— Едем туда, милый, едем. Надо же успокоить народ. Ох, отец Димитрий, отец Димитрий…
Как мог, утешил владыка Феофилакт население городка N. Проповедь проникновенную сказал — про язычество и суеверие. Отца Димитрия в сторонке пожурил:
— Ох, отец Димитрий, тихо раньше было в нашей богоспасаемой епархии, спокойно… А с тобой сплошная ажитация. Ты уж это… Постарайся, чтобы в последний раз… Немощен я стал твои пердимонокли разбирать…
Володьку благословил покойников отныне между всеми храмами делить — по справедливости. И лобызаться поменьше — не соблазнять простой люд.
— А ты, отец Димитрий, лучше венчай больше. Тоже хорошее дело. И младенчиков крести…
И вроде забываться все стало. К тому же через какое-то время Володька в столицу подался — тесно стало его похоронному таланту в маленьком городке.
Но до сих пор то тут, то там можно услышать леденящие душу рассказы про колдуна по прозвищу Поцелуй Смерти и попа-оборотня, которые ночами ходят, православных лобызают и тут же отпевают.
«Суета все…»
Вот такой он, Володька — Поцелуй Смерти.
Говорили, что и в столице было поставлено у него дело с размахом. Психологические курсы закончил, чтобы с людьми в горе правильно общаться. Штат сотрудников завел, клиентами оброс, конкурентов разорил, почет-уважение стяжал, дом купил, жениться вроде даже собирался — на балерине.
Во время ковид-эпидемии не растерялся и одним из первых в тех местах стал гробы со стеклянной крышкой делать. Чтобы люди хоть так могли с близкими проститься. И опять же — не по заоблачным ценам. Ну а что… Жизнь свое диктует.
А год назад сам ковидом заболел. Тяжело, страшно. Но не это его потрясло.
— Я вдруг понял, насколько человек беззащитен, — неожиданно серьезно рассказывал потом Владимир отцу Димитрию. — Даже самый сильный, даже самый богатый. Я ж раньше мог себе позволить лечиться в любой клинике мира. А тут деньги, связи — все неважно. Хватило койки и кислорода в обычной больнице — слава Богу. Рядом в коридоре банкир лежал. Места в палате не было. У него свой стоматолог в Штатах. Он раньше туда летал пломбы ставить. Я знаю, мать его хоронил. Алкоголик безработный тут же. Смешалось все. И врачи никаких прогнозов никому не давали: «Как пойдет…» А как пойдет — одному Господу известно. И никакие богатства земные тебе не помогут.
Много лет Володя со смертью дело имел. Но чтобы вот так, рядом с ним стояла — впервые. Молодые, здоровые на его глазах уходили. Вчера привезли, сегодня — нет человека.
— И как-то я тогда почувствовал, что суета все, чем жил, что делал, на что зарабатывал… Не могу объяснить. Решил для себя, что если выживу — уйду из мира. Как никогда почувствовал, что все у Бога в руках.
И правда, выжил он и почти сразу уехал в один известный монастырь. Отец Димитрий к нему наведывался, общался. Думал сначала, что чудит его друг. Оказалось — нет.
— Другой он стал, — говорил мне батюшка. — Глубокий какой-то, спокойный. Может, и правда, его это путь? Я не знаю… Только и там Господь о его таланте не забыл. Наместник узнал, кем он в миру был, и сразу его ответственным за монастырское кладбище и погребальные дела назначил. Монахи не нарадуются. Знают, что кто-кто, а Володька наш все сделает, как надо.
Комментарии
"Келья — могила. Из сей могилы мысленно постройте лестницу на небо... и ходите по ней, восхождение в сердце своем полагая".
(с) Феофан Затворник.