Причем совсем не факт, что это поможет избежать повтора печальных событий прошлого лета. На совещании обсуждалась степень неготовности к ликвидации пожаров. Цифры неутешительные. Так, Архангельская область не готова на 95%, Якутия — на 82%, Красноярский край — на 75%, Ивановская и Костромская области — на 72%, Вологодская и Свердловская области — на 71% и 68% соответственно. Также высокая степень неготовности в Ханты-Мансийском АО и в Оренбургской области.
Центральный округ в огне
Но многие эксперты считают, что реально в областях дела обстоят еще хуже. В «Гринпис России» уверены: МЧС преуменьшает настоящие масштабы бедствия.
«Сейчас очень важный период: загорелись торфяники, начались верховые пожары, — сообщил „Труду“ по телефону координатор противопожарной программы „Гринпис России“ Григорий Куксин. — Важно ситуацию не упустить, как в прошлом году. Если начнут действовать слишком поздно, то жертв в этом году будет намного больше».
На момент разговора с корреспондентом «Труда» Куксин со своей бригадой добровольцев тушил торфяники в Ярославской области.
«МЧС отрицает, что природные пожары начались и в Центральном федеральном округе, — продолжает он. — Но на самом деле здесь очень серьезная ситуация, преодолеть которую можно только в случае объединения усилий общественных организаций и государственных служб».
Как уточнил Куксин, в Подмосковье сейчас действует несколько очагов возгорания: в Сергиево-Посадском, Шатурском и Луховицком районах. Также тревожная ситуация в областях, ближайших к Московской, — во Владимирской очень большие очаги возгорания, причем почти никем не тушатся. Горит Сибирь — Иркутская и Челябинская области. Уже есть и погорельцы, погибшие. В Забайкалье при тушении погиб сотрудник МЧС. В Свердловской области верховые пожары достигли населенных пунктов, сгорело уже несколько деревень.
Волонтерам будет сложнее
Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО) не мониторит ситуацию самостоятельно, поэтому приходится прислушиваться к информации, поступающей из разных источников. После событий прошлого лета в обществе наблюдается наплыв волонтеров.
«Например, к этому лету в Ногинском районе Подмосковья мы обучили 40 добровольцев-пожарников, — рассказывает заместитель председателя центрального совета ВДПО Константин Белоусов. — Они прошли обучение по программе пожарно-технического минимума. Теперь они знакомы с требованиями безопасности, основами пожарной тактики и могут пользоваться огнетушителями, мотопомпами, ранцевыми огнетушителями. Помимо новобранцев мы еще наблюдаем рост ответственности — люди сейчас проявляют повышенную обеспокоенность».
Белоусов считает, что грядущее лето не будет таким тяжелым, как прошлое. Хотя бы потому, что в 2010 году добровольцы и спасатели получили огромный опыт в тушении пожаров — реагировать на возгорания стали быстрее. В этом году во всех регионах будут свои оперативные группы ВДПО.
Скорая сетевая помощь
Вероятно, появятся и новые волонтеры. В прошлом году значительную роль в ликвидации пожаров сыграло интернет-сообщество. Например, Сергей Суровцев в августе 2010-го неожиданно для себя стал координатором отряда волонтеров. Он с помощью интернета собрал еще 14 человек, и все вместе поехали в пылающее Подмосковье. Как он вспоминает сейчас, собирались на два дня, но остались на две недели — окончательно победить пламя было сложно.
«Перед выездом мы позвонили в МЧС, чтобы узнать, нужны ли люди, — рассказывает Сергей. — Нам сказали, что нужны, и мы отправились в путь. Но, когда приехали, приступить к работе было невозможно. Спасатели не знали, куда нас деть. В итоге потеряли почти день, перед тем как нас определили в деревню Полбино Егорьевского района».
Помимо проблем с организацией, по словам Суровцева, наблюдался серьезный дефицит самого элементарного обеспечения. Поэтому купленные на средства блогеров респираторы, лопаты и ведра пришлись очень кстати. Часть пожарного оборудования предоставил Синодальный отдел по социальному служению и церковной благотворительности РПЦ. Правда, пожарные рукава пришлось отдать местным пожарным, у них тоже с оборудованием было очень плохо.
«В принципе в нашей работе не было ничего сложного, мы останавливали пожары простым способом — окапыванием, — добавляет Сергей. — Тушили элементарно ведрами воды, но после того, как раздобыли мотопомпы, дело пошло быстрее. Боролись также с деревьями, упавшими на просеку. Из-за них та же пожарная машина порой не может проехать».
Численность отряда на время пожаров колебалась в районе 20–30 человек. Именно благодаря их усилиям деревню Полбино огонь не тронул. По словам Сергея, в России не было бы такой критической ситуации, если бы не реформы по сокращению лесничих. Теперь лесничие не могут самостоятельно следить за территорией, предписанной им, в силу очень больших расстояний.
Новый закон для добровольцев
В России пока на добровольной основе работают 120 тысяч человек, но со вступлением в силу федерального закона «О добровольной пожарной охране» их число может достичь миллиона. В законе прописаны правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны. Но в интернете он вызвал неоднозначную реакцию.
«Новым законом МЧС минимизирует вмешательство общественности в свои дела, — продолжает Сергей Суровцев. — При этом волонтеры должны покупать всю технику за свой счет. Вряд ли это поможет организовать большую и сильную армию добровольных пожарных».
Как справляются в других странах
По словам Сергея, большой опыт в привлечении волонтеров для ликвидаций катастроф есть в США. Государство предоставляет добровольцам средства: безработные получают деньги, а если человек работает, то ему предоставляют налоговые послабления.
Но за позитивными примерами далеко ехать не надо. В соседней Белоруссии по-прежнему в полном объеме существует институт лесничества. Это позволило даже во время аномальной жары прошлым летом (температура достигала 29–37 градусов тепла) держать в ситуацию в норме. В среднем в сутки в стране возникало не более двух очагов возгорания. В этом году ситуация не изменилась. При этом у России есть и множество товарищей по несчастью. Например, во вторник лесные пожары уничтожили город Слейв-Лейк на севере Канады. Ситуацию усугубляет сильный порывистый ветер, способствующий распространению огня. Пожар еще бушует на 700 гектарах города и на 2,2 тысячи гектаров еще трех независимых очагов. Уничтожена значительная часть зданий, в том числе отель и городская радиостанция. К счастью, никто из жителей не пострадал. Но их всех эвакуировали — без крова остались 7 тысяч человек.
Ответственность на дачниках
Дачники и деревенские жители могли бы прошлым летом отделаться меньшими потерями, если бы соблюдались нормы пожарной безопасности. Так, на территории садоводческого объединения должны быть предусмотрены противопожарные водоемы или резервуары: при числе участков до 300 — не менее 25, более 300 — не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей). Также товарищества, включающие до 300 участков, должны иметь переносную мотопомпу, при числе участков от 301 до 1000 — прицепную мотопомпу, при числе участков более 1000 — не менее двух прицепных мотопомп. Но часто требования так и остаются на бумаге.
«У меня дача в Ярославской области, — рассказывает москвич Андрей Федотов. — В нашем товариществе около 100 участков. Но пожарных прудов почти ни у кого нет. А если они есть, то в таком состоянии, что не помогут, случись что. Впервые за 20 лет решил ближайший пруд почистить от мусора и сухих зарослей, но желающих помочь не нашлось. Остается только надеяться, что пожары нас не коснутся. Ведь к нам даже пожарная машина проехать не сможет — узкие проезды».
Специалисты говорят, что дело не в халатном отношении дачников, а в том, что закон не работает.
«Садово-дачные товарищества — это вообще отдельная история, — объясняет заместитель председателя центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества Константин Белоусов. — Федеральный закон, в котором прописаны нормативы, мало реализуется. В нем не учтены детали. Товарищество состоит из владельцев земель — частников. Руководитель кооператива не может распоряжаться чужой собственностью, таким образом, у него нет достаточного количества рычагов влияния».
По словам специалиста, свою роль в возникновении пожаров играет увеличение количества дорогих дач. Нередко состоятельные владельцы делают на своей территории фонтаны, а не пожарные пруды.
Что делать при пожаре
Специально для читателей «Труда» координатор противопожарной программы «Гринпис России» Григорий Куксин рассказал, что нужно делать при пожаре и как его избежать.
1. Если вы заметили даже маленький очаг возгорания, сообщите об этом пожарным. Если пожарные не приезжают достаточно быстро, то стоит позвонить на горячую линию МЧС: (495) 449-99-99. После отъезда службы надо продолжать следить за территорией. Если земля теплая и пахнет торфом, то, скорее всего, пожар еще будет.
2. Сразу же оповестите соседей, организуйте подачу воды и необходимого инструмента к месту возгорания.
3. Если ликвидировать верховой пожар своими силами невозможно, то в иных случаях стоит тушить хотя бы захлестыванием тряпками и ветками.
4. Избежать жертв можно, если опахать территорию вокруг населенного пункта. Полоса должна быть замкнутой и иметь ширину в несколько метров. Не забудьте предварительно скосить траву, но ни в коем случае ее не жгите.
5. Дачные участки должны содержаться в чистоте. Мусор тоже хорошо горит.
6. Необходимо срезать нависающие над вашим участком ветки лесных деревьев. Еще лучше вырубить несколько примыкающих к участку деревьев. Если мучает совесть в связи с уроном, нанесенным лесу, посадите столько же деревьев, только подальше от дачного сектора. Человеческие жизни дороже.
7. На многих дачах неисправная проводка, что также является одной из самых распространенных причин возникновения пожаров.
8. Следите за тем, чтобы к вашему участку можно было подъехать на пожарной машине. Если такой возможности нет, то шансы на спасение вашего дома резко сокращаются. Также пути проезда должны быть к источникам воды.
9. Вместе с соседями выработайте план действий при пожаре.
10. Удостоверьтесь в том, что для вызова спасателей у всех есть средства связи. Составьте список телефонов, по которым надо звонить в случае опасности.
11. Если у вашего садового товарищества еще нет названия, то выбирайте какое-нибудь оригинальное. В ином случае пожарные потеряют время, когда будут искать ваше товарищество среди десятков со схожими названиями
Огнетушитель на даче: какой и сколько
Первым делом перед покупкой придирчиво оцените площадь застройки своих дачных угодий: баня, дом, отдельный гараж, сараи и т. д. В каждой из построек должен быть как минимум один огнетушитель, а лучше два. Представьте на секунду, что будете делать, если один возьмет и не сработает? А потенциальный ущерб может быть тотальным, и не только для вас. Сейчас в основном продаются порошковые и углекислотные огнетушители. Вне зависимости от начинки они одинаково могут тушить все, включая электрику, находящуюся под напряжением. И здесь также не стоит жадничать: минимальный объем огнетушащего вещества в огнетушителе для помещений должен быть 3 кг, а лучше 5. Исходя из личного опыта можно добавить, что 3-литрового углекислотного аппарата хватит буквально на несколько секунд. Обязательно прочтите инструкцию заранее, поскольку в стрессовой ситуации некогда будет изучать, как привести огнетушитель в действие. И не забывайте, что огнетушитель не вечен: раз в пять лет его надо перезаряжать, а проверять — не реже раза в год.
Дачный пожарный
Чтобы оценить возможность спасения своих дачных или деревенских угодий в случае возникновения пожара, обратите внимание на следующее. На территории товарищества или поблизости с ним обязательно (!) должен быть водоем или пожарный пруд. Если он отсутствует, то поднимите вопрос перед руководством, ведь от его наличия зависит целостность не только имущества, но и жизни. При этом пожарный резервуар не должен быть заросшей загаженной ямой: время его очистки регулируется руководством товарищества.
Возле водоема должна быть открытая площадка для разворота грузового автомобиля, чтобы пожарные расчеты могли использовать его. Для стандартного дачного кооператива до 50 домов желателен пруд шириной 10×12 м и глубиной 2 м (это около 200 тысяч литров). Рядом с прудом должна размещаться рында и пожарный щит, на котором находятся лопата, лом, топор, ведро и багор. Кстати, часто, согласно планам товариществ, водоем размещается на въезде в кооператив, поскольку там же находится и пост охраны. По сути, это логично: все под единым контролем.
Добровольное страхование баню не спасет
Дачный дом, а также все постройки, находящиеся на территории дачного участка, являются объектами добровольного страхования. Многие от него отмахиваются при оплате коммунальных услуг, а зря. Но, даже заключив договор, не забывайте: если вы застраховали только дом, то потом бесполезно требовать у страховой компании возмещения убытков за сгоревший сарай, хозблок или баню. Допустим, вы построили новую баню или навели красоту на дачном участ-ке уже после заключения договора добровольного страхования.
После этого вам необходимо будет найти время добраться до страховщика и заключить новый договор. Многие довольно часто упускают из виду, что помимо дома в эту страховку можно включить любую постройку, даже забор, если вы хотите получить выплаты в случае ее повреждения в результате пожара, наводнения, землетрясения и других стихийных бедствий. Но это еще не все: с недавнего времени продвинутые страховые компании предлагают застраховать даже элементы дачного ландшафта — прудик с кувшинками или декоративный мостик.
Комментарии
Грозился же президент министров на тушение отправлять...Только что-то не видно - ни министров, ни губернаторов...
Перепост в ЖЖ.